petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

О единении в свободе (Ин. 14, 27 ‒ 15, 7; Деян. 21, 8‒14)

Автор: Протоиерей Вячеслав Резников

Господь по-разному открывает тайну единения людей с Богом. Недавно Он привел притчу об овцах, которые знают голос пастыря и всюду следуют за ним. А сегодня — другой образ: «Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви». Каждое сравнение имеет свои недостатки. Овцы, хотя и наделены свободой, но не составляют с пастырем совершенного единства. А ветви, хотя и неразрывно связаны с лозой, но лишены свободы. Но Господь же молился: «Отче! … да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22). И в сегодняшнем чтении из книги Деяний мы видим живой пример, как это возможно: и неразрывно соединиться с Лозой, и в то же время сохранить свободу. А также мы видим, как Небесный Виноградарь очищает Христовы словесные ветви. Апостол Павел идет в Иерусалим. Идет он «по влечению Духа» (Деян. 20, 22), то есть Лоза питает и направляет его. Но из той же Лозы исходит и сила сопротивления. Дух Святой послал его. Но Дух Святой «по всем городам свидетельствует, говоря, что узы ждут» его (Деян. 20, 23). В Тире ученики «по внушению Духа говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (Деян. 21, 4). В Кесарии некий пророк Агав «взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников». Услышав это, все стали просить Павла, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел все-таки идет. Не противится ли он тем самым Божией воле? Но предупреждать о страданиях не значит запрещать. Узнав о предстоящей опасности, иной человек, задумавший доброе дело, начнет более тщательно взвешивать все «за» и «против». И взвесив, скажет: «А зачем, собственно, мне это надо?» И отложит задуманное. Значит, руководило им не желание добра, но гордость, тщеславие или корысть, которые теперь перевесила трусость. Значит, и плода от этой ветви не могло быть.

«Отец Мой — Виноградарь, — говорит Господь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает». А Павел на все уговоры и предостережения неизменно отвечает: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за Господа Иисуса». Вот очищенная от всяких посторонних, страстных побуждений плодоносящая ветвь истинной Лозы. Ну а другие братья, неужели они противятся Духу, который ведет Павла на подвиг? Нет, Дух наставляет и их. Духу угодно, чтобы они дорожили своим Апостолом, как Божьим даром. Но когда «не могли уговорить его» и когда поняли, в чем он видит свое благо, то наверное вспомнили слова Господни: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу». И «успокоились, сказавши ему: да будет воля Господня!» Так и их любовь к Павлу Виноградарь очистил, чтобы и они более приносили плода. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). И рабы Господни, при всей совершенной преданности Ему, не теряют своего лица, своей неповторимости, своей свободы. Господь не превращает их в слепые орудия Своей воли. Он всегда честно и ясно ставит перед ними выбор. И они всякий раз снова и снова, трезво и сознательно, выбирают Христа.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author