petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Слово на Вознесение Господне и по поводу землетрясения, бывшего в Болгарии весной 1928 года

Авторы: архиепископ Феофан Полтавский

Когда Исус Христос возносился на небо, и апостолы, хотя уже и предупрежденные о Его восхождении ко Отцу Своему, стояли с устремленными вслед Его взорами, в изумлении от дивного события и в сетовании о разлучении с Божественным Учителем, тогда успокоить их посланы были Ангелы. Что же делают сии небожители? Какое употребляют врачевство для уврачевания апостолов от печали? Как крепкое врачевство употребляют они для сей цели мысль о будущем явлении скрывшегося от апостольских взоров Господа: Сей Исус, вознесыйся от вас на небо, говорят они апостолам, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1: 11). И как верно помогло апостолам сие духовное ангельское врачевство! Возвратишася, повествует Дееписатель об апостолах, по вознесении Господнем во Иеросалим с радостию великою (Лк. 24: 52). Посему-то впоследствии и сами апостолы, когда нужно было им укрепить слабых или облегчить страждущих христиан, всегда напоминали им о будущем славном Пришествии Христа Спасителя, радостном для истинных и страшном для мнимых христиан. Можно сказать, что мысль об ожидаемом явлении Христовом была в первоначальном христианстве всеобщим основанием, которым поддерживалось все здание христианства, и всеобщею силою, которою одушевлялось все тело его. Но так было, сожалению, не всегда. Всякий раз как ослабевал в последующие века истинный дух первоначального христианства, меркла в сознании христиан и мысль о будущем славном Пришествии Христовом. И человечество под влиянием сего пагубного помрачения духовного смысла, забывая заповедь Спасителя: Непрестанно бодрствуйте (Мк. 13:37), ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Исуса Христа (Тит. 2: 11‒13), погружалось в глубокий духовный сон. Забывая о горнем, небесном, начинало оно жить лишь земным (Кол. 3:2). Коснит господин мой, говорит злой раб и начинает бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами (Мф. 24: 48‒49). Коснит жених (Мф. 25: 5), думают юродивые девы и спят беспечно, между тем как последние капли елея догорают в лампадах их. Коснит Судия, кричат ругатели Божественного Промысла: Где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания (2 Пет. 3:4), и в надежде на сие коснение или, лучше сказать, в отчаянии, начинают ходить по своим похотям: да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15: 32).

Что же делает в сих случаях вечно Бодрствующий Святый? (Дан. 4: 10). Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими (Быт. 6: 3), говорит Он в Божественном Совете Своем. И там, где бессильна, не по недостатку Божественной силы, а по отсутствию восприемлемости людей, любовь Божия, начинает вразумлять их глаголами гнева Божия. Так некогда возглаголал гневом Своим Господь с небес, когда водами всемирного потопа потопил все греховное человечество и омыл землю от человеческих беззаконий. Так возглаголал Он, когда огнем небесным попалил греховные города Содом и Гоморру. Так было и на Голгофе. Когда греховное человечество не поняло, Кого оно распинало, заговорила сама природа. От шестаго часа тьма бысть по всей земли до часа девятаго (Мф. 27: 45). Завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго, и земля потрясеся, и камение распадеся, и гроби отверзошася, и многи телеса усопших святых восташа (Мф. 27: 5152). Так и ныне глаголет Господь вам, о братие, очевидно потому, что и вы стали глухи к гласу Божественной любви, вследствие того, что стали забывать о небе и думаете лишь о земном. Коснит Господь приити, думаете и вы в глубинах сердец ваших. Нет, лукавые рабы и рабыни, не коснит Господь обетования, якоже неции коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. 3: 9). И кто знает, не наполнилась ли уже мера Его долготерпения? Примечайте, христиане, как со дня на день умножаются знамения Его Пришествия, Им Самим предуказанные: туга языков, глады и пагубы и трусы по местам, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, иссякновение любви (см. Мф. 24: 333 и Лк. 21: 1136). Не были ли и мы свидетелями единственной в своем роде великой всемирной брани, когда не в переносном, а в подлинном смысле слова, восстал, по слову Спасителя, народ на народ и царство на царство (Мф. 24: 7)? И то уже есть знамение близкого Пришествия Судии Небесного, что так многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени, ибо по преждереченным глаголам от святых пророков и апостолов: приидет день Господень, яко тать в нощи (2 Пет. 3: 10). Егда бо рекут мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати (1 Фес. 5: 3). Хотим ли мы того или не хотим, но будет некогда время, когда услышим мы сей великий и страшный глас, который с высот небесных возгласит: Се Жених грядет (Мф. 25: 6). Се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судити живых и мертвых! Тогда от гласа сего содрогнутся основания земли, и силы небесные подвигнутся (Мф. 24: 29). Соберутся лики Ангелов, Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостью и силою возгласят: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, Сый, Иже бе и Грядый, Вседержитель! (Откр. 4: 8). И всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом возопиет: Благословен грядый во имя Господне! И подобно страшной молнии воссияет и явится для суда над вселенной Великий и Славный Бог наш! Святые по знамениям времен узнают это время. Но кто имеет ум обращенным на дела житейские и любит земное, тому не может быть сие ясно, по слову преп. Ефрема Сирина (Слово на Пришествие Господне). Почему таковых и наказывает Господь нарочитыми знамениями гнева Своего. И вас ныне, о христолюбцы, Призираяй на землю и Творяй ю трястися (Пс. 103: 32), чрез приключившееся с вами землетрясение, пробуждает от сна греховного к духовному бодрствованию и ожиданию страшного и славного Его Второго Пришествия. Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3: 7). Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око (Откр. 1: 7). Блажен, кто может от всего сердца сказать: Ей, гряди, Господи Исусе! Аминь.

Tags: духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author