petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Слово на отдание Пасхи

Автор: святитель Иннокентий Херсонский

Христос воскресе! Святой псалмопевец, изображая в псалмах различные состояния души благочестивой, заметил между ними одно такое, в коем самый остаток побуждает человека радоваться и прославлять торжественно имя Господне. И останок помышления, ‒ говорит он, обращаясь от лица благочестивой души к Богу, ‒ празднует Ти (Пс. 75, 11)! Едва ли, братие, мы ныне не находимся в подобном состоянии. В продолжение четыредесяти дней празднества Воскресения Христова всяк из нас имел столько времени, побуждений и случаев к размышлению о всех обстоятельствах сего преславного события, что ныне у каждого, вероятно, есть какой-либо останок благочестивых помышлений, и притом такой, что исполняет душу радостью и побуждает снова торжествовать в честь Воскресшего. Без сомнения, останок сей различен, смотря по состоянию каждого, ибо один более способен размышлять о предметах духовных, другой ‒ менее; тот прилежнее размышлял в прошедшие дни о празднестве, другой проводил их без особенного размышления; обращавшийся с молитвой в духе к Воскресшему принимал от Него Самого тайны созерцания, а не обращавшийся по тому самому лишен сея благодати. Я могу сказать только о том, что ныне осталось в уме моем от собственных моих размышлений о празднике. Может быть, в сем случае я сойдусь в мыслях с некоторыми из вас ‒ в таком случае от общего останка будет общее, и потому большее, празднество. А если и не сойдемся в одних мыслях, то не будет вреда, ибо, во-первых, чувство благоговения и любви к Воскресшему останется у всех одно, а во-вторых, разнообразие мыслей благочестивых подаст новую пищу душам благочестивым.

При обращении последнего взора на празднество Воскресения Христова мысль моя, братие, остановилась на времени, до коего продолжается у нас это празднование. Не прежде как по прошествии четыредесяти дней мы престаем праздновать Воскресение Господне, и это потому, что Воскресший пробыл на земле по воскресении четыредесять дней. Почему же и для чего пробыл Он на земле именно столько дней, не более и не менее? В такой жизни, какова жизнь Господа нашего, должно быть все строго расчислено и не может быть ничего случайного. Кроме того, поелику земная жизнь Господа есть образец нашей жизни, так что, по апостолу, в нас то же должно мудрствоваться, что и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), то причина, почему Господь оставался по воскресении на земле сорок дней, должна иметь отношение и к нашей жизни. Где же она и в чем? В ответ на сие должно сказать, во-первых, что четыредесятидневное продолжение времени издревле было важно и встречается в Священном Писании токмо при особенных случаях. Так израильтяне по исходе из Египта до вступления в Ханаан странствуют в пустыне четыредесять лет; и Моисей приуготовляется на Синае к принятию закона четыредесять дней; столько же дней Илия идет в Хорив, где ожидало его явление славы Божией; столько же дней Сам Господь проводит в пустыне пред вступлением в должность всемирного Ходатая и Учителя. Таким образом, число четыредесять можно назвать числом приуготовления к чему-либо великому. Господу по воскресении предстояла величайшая высота Престол славы, седение одесную Бога Отца, управление Церковью и всем миром. Посему не составляло ли четыредесятидневное пребывание Его по Воскресении на земле и для Него, то есть, для Его человечества, некоего приуготовления ко вмещению полноты Божественной славы? Правда, что Божество в Нем соединено ипостасно с человечеством, но оно соединено и действует без нарушения законов человечества; посему и обнаруживало себя на земле постепенно, и иногда и вовсе закрывалось: так, говорится о Нем, что Он возрастал премудростию и благодатию у Бога и человеков (ср.: Лк. 2, 52); так, Он Сам говорил во время земной жизни Своей, что о дни и часе последнем никтоже весть, ни Ангели, ни Сын, токмо Отец (ср.: Мк. 13, 32). Посему нет ничего несообразного с достоинством Богочеловека, если Он, по человечеству Своему, в продолжение четыредесяти дней по воскресении постепенно приближался к той высоте Божественной славы, на которую должен Он был взойти по вознесении Своем на небо. Но какое же, спросишь, отношение сего события в жизни Господа к нашей жизни? Весьма немалое: вспомни о сороковом дне по смерти! Святая Церковь издревле обыкла продолжать поминовение усопших особенно до сего дня почему? Не потому ли, что и с нашими душами в продолжение сего времени происходит нечто подобное тому, что было с Господом до Его вознесения на небо; то есть что они, хотя отрешенные от земли, но еще не восходят на небо и находятся в состоянии некоего приуготовления? Ему, яко безгрешному, не от чего было очищаться в продолжение сего времени, а надлежало только, если можно так сказать, постепенно возвыситься человечеством до беспредельного величия Божества, в Нем обитающего телесне; а нам, без сомнения, от многого надобно будет очиститься, оставляя мир сей: ибо как бы мы ни старались быть свободными от того, что в мире, но прах сует земных неприметно налегает здесь на самую чистую душу. Имея в виду сей великий и трудный подвиг, предлежащий душе по смерти, и желая оказать ей помощь в столь важное время, когда решается, куда идти ей горе ли, к Престолу Божию, подобно своему Спасителю, или долу, во глубины ада, подобно врагу-искусителю, Святая Церковь молится за умерших особенно в продолжение четыредесяти дней по смерти; и многие явления из другого мира свидетельствуют, как нужны молитвы сии для усопших и как действительны они, когда совершаются в духе живой веры в Искупителя и живой христианской любви к усопшим. А мы, возлюбленные братие, зная сие, должны, во-первых, прилагать все старание о том, чтобы в продолжение жизни как можно более освобождать свою душу от всего земного, нечистого и греховного, ибо все сие как тяжесть будет лежать на ней по смерти и не попускать ей возноситься горе. Во-вторых, должны как можно прилежнее совершать молитвы за умерших братий наших: это самая лучшая жертва любви, какую мы можем приносить друг другу. Таков, братие, останок моих помышлений у гроба Спасителя. Вероятно, у некоторых из вас осталось более да возблагодарят таковые Господа и да поспешат обратить оставшееся в назидание свое и других! Ибо мы все, по слову апостола, должны назидать друг друга (ср.: 1 Сол. 5, 11). С нашей стороны довольно и того, что малый останок мыслей, переданный вам теперь, по выражению псалмопевца, празднует располагает душу к радости и прославлению воскресшего Господа. Ибо как не возрадоваться, представляя, что в нашей жизни повторяются события Его Божественной жизни и что с нами по смерти бывает нечто подобное тому, что было с Ним по воскресении? Как не возблагодарить нашего Спасителя и Господа, помышляя, что Он во всех отношениях оставил нам образ, да последуем стопам Его (Ин. 13, 15; 1 Пет. 2, 21)? Во всех, говорю, отношениях ибо как ни велика слава, в коей мы узрим Его завтра на Елеоне, но и она принадлежит не Ему одному, а всем истинно любящим Его. О, братие, величественная, неизглаголанная участь ожидает нас! Поем убо и не престанем петь воскресшему Господу: славно бо прославися (ср.: Исх. 15, 1)! Аминь.

Tags: духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author