petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Слово на отдание Пасхи

Автор: святитель Иннокентий Херсонский

Христос воскресе! Преходя от празднества к празднеству, мы неприметно пришли уже к подножию Елеона, и в последний раз возглашаем: «Христос воскресе!» Многие из нас, без сомнения, паки удостоятся видеть и воспевать воскресения день; а некоторые, ‒ и это также не подлежит сомнению, ‒ будут праздновать, если окажутся достойны, следующую Пасху уже в невечернем дни Царствия Христова. Кто первые и кто последние? Не знаем. Известно только, что каждый из нас может принадлежать к числу последних. И вот причина, почему многие проводят настоящий день с некоторым как бы унынием. Желалось бы никогда не оканчивать радостных песнопений, никогда не расставаться со светлым торжеством! Но, братие, разве это невозможно? Разве нет средств продлить во всей силе ‒ не день, а радость Воскресения Христова? К сему самому направлено все в христианстве; в сем состоит самое истинное христианство. Ибо в чем состоит оно? Не в обновлении ли духа, не в приятии ли свыше нового сердца, не в воскресении ли со Христом? Но кто раз истинно воскрес духом, для того вся последующая жизнь есть торжество воскресения, у того каждый день светел, тот всеми делами своими непрестанно говорит: «Воистину воскресе Христос!» Посему кто не хочет расставаться с торжеством воскресения, да ведает, что он и не должен расставаться, что внутрь его должно быть всегдашнее воскресенье! Для сей-то цели Святая Церковь и обновляет через каждые шесть дней память Воскресения Христова, давая разуметь каждому, что торжество сие, рано или поздно, должно сделаться у христианина непрерывным.

«Но средство к сему, помыслит кто-либо, так велико и многосложно, что деятельное употребление его может быть только уделом весьма немногих. Многие ли могут похвалиться своим духовным совоскресением Христу» Подлинно, братие, немногие. Но это наша вина, и вина самая великая; ибо воскресение сие непременно должно принадлежать всем и каждому; в нем состоит, как мы сказали, самая сущность христианства, без него нет и не может быть истинного христианства. Это, братие, не мои мысли и заключения. Разгните писания апостолов Христовых: там на каждой странице вы увидите, что христианин есть человек обновленный, воскресший, вновь созданный. Посему когда кому-либо предложенное нами средство продлить себе радость воскресения через обновление всего духа во Христе, покажется средством не так близким и всеобщим, то это явный знак, что таковой не только не есть истинный последователь Христов, но и не ведает, что требуется непременно для сего последования и что оно совершенно невозможно без обновления духа. Таковому надобно посему стараться не о продолжении для себя радости, какой бы то ни было, а о произведении в себе духа сокрушения о том, что он доселе носил имя христианина, не заботясь о том, чтобы на самом деле быть им, то есть, стяжать сердце новое и дух новый сердце Божие, дух Христов. Обратимся к празднику. Итак, мы должны ныне совершить, по выражению Церкви, отдание Воскресения нашего Господа. В чем же должно состоять сие отдание? Явно не в одном сокращенном повторении праздничного богослужения и не в одном окончании радостных песнопений: это составило бы отдание уст, а Господь хочет нашего сердца. Не то отдал Он за нас, не то и мы должны отдавать Ему. Предадим Ему свой ум; да будет он Христов, да не является в нем ни единого возношения, взимающагося на разум Божий (ср.: 2 Кор. 10, 5), ни единой тьмы под видом света; предадим Ему сердце, да будет оно Христовым свободным от пристрастия к миру и его благам, постоянно устремленным туда, где его вечное сокровище (Мф. 6, 21); предадим волю, да будет Христовою, заключенною в Святом Его Евангелии, скорою на всякое дело благое, и недвижною к злу; предадим душу и тело и весь живот наш, да будет и он заключен со Христом в Боге (Кол. 3, 3), да живем не столько мы сами в себе, сколько Христос в нас. Предадим ибо сколько бы мы ни предавали себя Христу, Царю и Богу нашему, никогда не возможем предать себя Ему так, как Он предал Себя за нас, и предает Себя доселе всем нам в Таинстве Евхаристии. Таковое предание себя Христу будет самым лучшим для нас приуготовлением и к празднованию Вознесения Христова. Если наш ум и мысли будут принадлежать Христу, то они не останутся на земле, мы будем смотреть не на видимое, а на невидимое (2 Кор. 4, 18) мудрствовать горняя (Кол. 3, 2). Если наше сердце и воля будут принадлежать Христу, то не станут блуждать по земле, а будут искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1). Самая плоть наша, принадлежа Христу, начнет забывать свою бренность, утренневать к Горнему Иерусалиму, воздыхать о жилище небесном. А Христос премилосердый не оставит навсегда Своих на земле, приидет к ним, по непреложному обещанию Своему, Сам и возьмет туда, где теперь Он (см.: Ин. 14, 3), еже буди всем нам по благодати и человеколюбию Его! Аминь.

Tags: духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author