?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Святитель Иннокентий Херсонский

Христос воскресе! Преходя от празднества к празднеству, мы неприметно пришли уже к подножию Елеона, и в последний раз возглашаем: «Христос воскресе!» Многие из нас, без сомнения, паки удостоятся видеть и воспевать воскресения день; а некоторые, и это также не подлежит сомнению, будут праздновать, если окажутся достойны, следующую Пасху уже в невечернем дни Царствия Христова. Кто первые и кто последние? Не знаем. Известно только, что каждый из нас может принадлежать к числу последних. И вот причина, почему многие проводят настоящий день с некоторым как бы унынием. Желалось бы никогда не оканчивать радостных песнопений, никогда не расставаться со светлым торжеством! Но, братие, разве это невозможно? Разве нет средств продлить во всей силе не день, а радость Воскресения Христова? К сему самому направлено все в христианстве; в сем состоит самое истинное христианство. Ибо в чем состоит оно? Не в обновлении ли духа, не в приятии ли свыше нового сердца, не в воскресении ли со Христом? Но кто раз истинно воскрес духом, для того вся последующая жизнь есть торжество воскресения, у того каждый день светел, тот всеми делами своими непрестанно говорит: «Воистину воскресе Христос!» Посему кто не хочет расставаться с торжеством воскресения, да ведает, что он и не должен расставаться, что внутрь его должно быть всегдашнее воскресенье! Для сей-то цели Святая Церковь и обновляет через каждые шесть дней память Воскресения Христова, давая разуметь каждому, что торжество сие, рано или поздно, должно сделаться у христианина непрерывным.

«Но средство к сему, помыслит кто-либо, так велико и многосложно, что деятельное употребление его может быть только уделом весьма немногих. Многие ли могут похвалиться своим духовным совоскресением Христу» Подлинно, братие, немногие. Но это наша вина, и вина самая великая; ибо воскресение сие непременно должно принадлежать всем и каждому; в нем состоит, как мы сказали, самая сущность христианства, без него нет и не может быть истинного христианства. Это, братие, не мои мысли и заключения. Разгните писания апостолов Христовых: там на каждой странице вы увидите, что христианин есть человек обновленный, воскресший, вновь созданный. Посему когда кому-либо предложенное нами средство продлить себе радость воскресения через обновление всего духа во Христе, покажется средством не так близким и всеобщим, то это явный знак, что таковой не только не есть истинный последователь Христов, но и не ведает, что требуется непременно для сего последования и что оно совершенно невозможно без обновления духа. Таковому надобно посему стараться не о продолжении для себя радости, какой бы то ни было, а о произведении в себе духа сокрушения о том, что он доселе носил имя христианина, не заботясь о том, чтобы на самом деле быть им, то есть, стяжать сердце новое и дух новый сердце Божие, дух Христов. Обратимся к празднику. Итак, мы должны ныне совершить, по выражению Церкви, отдание Воскресения нашего Господа. В чем же должно состоять сие отдание? Явно не в одном сокращенном повторении праздничного богослужения и не в одном окончании радостных песнопений: это составило бы отдание уст, а Господь хочет нашего сердца. Не то отдал Он за нас, не то и мы должны отдавать Ему. Предадим Ему свой ум; да будет он Христов, да не является в нем ни единого возношения, взимающагося на разум Божий (ср.: 2 Кор. 10, 5), ни единой тьмы под видом света; предадим Ему сердце, да будет оно Христовым свободным от пристрастия к миру и его благам, постоянно устремленным туда, где его вечное сокровище (Мф. 6, 21); предадим волю, да будет Христовою, заключенною в Святом Его Евангелии, скорою на всякое дело благое, и недвижною к злу; предадим душу и тело и весь живот наш, да будет и он заключен со Христом в Боге (Кол. 3, 3), да живем не столько мы сами в себе, сколько Христос в нас. Предадим ибо сколько бы мы ни предавали себя Христу, Царю и Богу нашему, никогда не возможем предать себя Ему так, как Он предал Себя за нас, и предает Себя доселе всем нам в Таинстве Евхаристии. Таковое предание себя Христу будет самым лучшим для нас приуготовлением и к празднованию Вознесения Христова. Если наш ум и мысли будут принадлежать Христу, то они не останутся на земле, мы будем смотреть не на видимое, а на невидимое (2 Кор. 4, 18) мудрствовать горняя (Кол. 3, 2). Если наше сердце и воля будут принадлежать Христу, то не станут блуждать по земле, а будут искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1). Самая плоть наша, принадлежа Христу, начнет забывать свою бренность, утренневать к Горнему Иерусалиму, воздыхать о жилище небесном. А Христос премилосердый не оставит навсегда Своих на земле, приидет к ним, по непреложному обещанию Своему, Сам и возьмет туда, где теперь Он (см.: Ин. 14, 3), еже буди всем нам по благодати и человеколюбию Его! Аминь.