petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное от Луки: зачало 106

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Прéжде же си́хъ всѣ́хъ, возложáтъ на вы́ рýки своя́, и ижденýтъ, предаю́ще на сóнмища и темни́цы, ведóмы къ царéмъ и влады́камъ, и́мене Моегó рáди, прилучи́тжеся вáмъ во свидѣ́тельство. Положи́те ýбо на сердцáхъ вáшихъ, не прéжде поучáтися отвѣщавáти, Азъ бо дáмъ вáмъ устá и премýдрость, éйже не возмóгутъ проти́витися, или́ отвѣщáти, вси́ противля́ющiися вáмъ. Прéдани же бýдете и роди́тели и брáтiею и рóдомъ, и дрýги, и умертвя́тъ от вáсъ. И бýдете ненави́дими от всѣ́хъ, и́мене Моегó рáди. И влáсъ главы́ вáшея не поги́бнетъ. Въ терпѣ́нiи вáшемъ стяжи́те душá вáшя. Слова: прéжде же си́хъ всѣ́хъ нужно разуметь так: прежде голода и мора, и прочих бед, какие случатся во время кончины мира, вас, апостолов, изгонят и прочее. Потом и для Иерусалима наступят бедствия. Прéжде же си́хъ всѣ́хъ (всего того), что имеет случиться при кончине мира, или и при пленении (ибо Он с речью о кончине соединяет речь и о пленении), возложáтъ на вы́, то есть учеников Моих, рýки. И действительно, прежде пленения Иерусалима апостолы изгнаны были из него, по особенному усмотрению Божию, именно: чтобы все ужасы обрушились только над распинателями, а они, то есть апостолы, наполнили весь мир проповедью. Были также ведóмы (приводимы)  апостолы къ царéмъ и влады́камъ (правителям): например, Павла водили к Фесту, к Агриппе, к самому кесарю (см.: Деян. 25: 6‒23, 26: 32). Обратилось же это для них в славу свидетельства. Поскольку же они были люди простые и неученые, то чтобы они не смущались тем, что от них будут требовать отчета мужи мудрые, говорит, чтоб они об этом нисколько не заботились. Ибо вы от Меня получите вместе премудрость и благоречивость, так что все противящиеся, хотя бы соединились заодно, не возмогут противостоять вам ни по мудрости, то есть силе мыслей, ни по красноречию и непогрешительности языка. Часто иной искусен в составлении умозаключений и находчив в мыслях, но при шуме скоро смущается, и от того во время речи к народу все перемешивает.
Но им, то есть апостолам, в обоих отношениях дана была благодать. Поэтому и священники изумлялись необычайной мудрости Петра и Иоанна, зная, что прежде они были люди простые (см.: Деян. 4: 13). А Павлу Фест говорил: бѣснýешися ли, Пáвле? мнóгiя тя́ кни́ги въ неи́стовство прелагáютъ (с ума сошел ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия: Деян. 26: 24). Сказав это и уменьшив их страх от неучености, Господь высказывает еще обстоятельство, необходимое и могущее поколебать души, именно: что они преданы будут друзьями и сродниками. Предсказывает о сем обстоятельстве для того, чтобы, случившись внезапно, оно не смутило их. Ибо оно сильно поражает душу, как и Давыд говорит: Я́ко áще бы врáгъ поноси́лъ ми́, претерпѣ́лъ бы́хъ ýбо… Ты́ же, человѣ́че равнодýшне (единомысленный), влады́ко мóй (советник, руководитель, духовный вождь, «думающий со мною») и знáемый мóй (хорошо известный и близкий: Пс. 54:13‒14); и опять: яды́и (который ел) хлѣ́бы моя́, возвели́чи на мя́ запинáнiе (поднял на меня пяту: Пс. 40:10). Сказав это и то, что их будут ненавидеть и некоторых из них умертвят, присовокупляет величайшее утешение: влáсъ главы́ вáшея не поги́бнетъ (не пропадет). Вы, — говорит, — будете спасены, и ни малейшая частичка ваша не пропадет, хотя многим и будет казаться, что пропала; только нужно терпеть. Ибо терпением вы можете приобрести ваши души. Враг приступает, как бы с намерением взять в плен, и старается захватить ваши души, наведя на вас бедствия; но вы вместо серебра дайте терпение, и этим выкупом приобретете ваши души и не потерпите в них вреда. Обрати внимания на выражение: и умертвя́тъ (некоторых) от вáсъ (из вас), и ты уразумеешь оное несколько глубже, именно: умертвят вас не всецело. Вы состоите из двух частей: души и тела. Не ту и другое, но одно у вас, то есть тело, умертвят, а души ваши вы терпением приобретете, Об этом Он и в другом месте сказал: И не убóйтеся от убивáющихъ тѣ́ло, души́ же не могýщихъ уби́ти (Мф. 10: 28).
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author