petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Беседа на Евангелие от Матфея. «Закваска фарисейская и саддукейская» (Мф. 16, 6‒12)

Автор: протоиерей Олег Стеняев

Исус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и вводившее древние предания старцев, уязвляло души. И как закваска есть смесь воды и муки, так и учение фарисеев есть смесь слова (то есть слова Божия – О.С.) и жизни испорченной. Не сказал же им ясно: остерегайтесь учения фарисеев – с целью напомнить им чудеса над хлебами». Истолковывая значение слов: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, святой Иларий Пиктавийский пишет: «Господь повелевает апостолам держаться в стороне от закваски фарисейской и саддукейской – это предостережение им не вступать в споры иудеев. Дела закона теперь должны рассматриваться в свете веры. Предостережение им означает, что они, в чье время и в чей век Истина явилась во плоти, ни о чем не должны судить иначе, как в надежде на сходство с Истиной, которая открылась. Они не должны позволять учению фарисеев, не знающих Христа, подрывать силу действия евангельской истины». То есть, теперь мы, христиане, должны смотреть на любую другую религию, на любое другое человеческое учение, политическую идеологию только через призму Учения Христова, и никак иначе. Сказано: Посему, как вы приняли Христа Исуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2: 6–8). Далее сказано: Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Исус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? (Мф. 16: 7–8). Кто-то может оскорбиться за апостолов: почему Сын Божий назвал их «маловерными»? Блаженный Феофилакт так истолковал сие обстоятельство: «Когда же Господь более сильно изобличил (ибо не всюду хороша кротость), то они тотчас поняли, что закваской Он называл учение. Столь великую силу имеет всюду благоразумный укор». То есть, иногда полезна и строгость, и укор, и наказание, и даже побои. Сказано: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3: 11–12). И далее мы читаем: Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16: 9–12). Беречься чужих еретических учений надо не только в сфере догматической и обрядовой, но и на всех других уровнях, даже на бытовом, как мы выше прочитали: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1: 10–11); и еще: Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Исуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа… И к одним будьте милостивы, с рассмотрением (то есть к тем, которые искренне раскаиваются в своих заблуждениях – О.С.), а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью (Иуд. 1: 17–19, 22–23). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Закваска сильна тем, что, перемешанная с мукой, она произведет нечто большее и придаст свою сущность всему хлебу. Так и еретическое учение, заронив даже малую искру в чьем-нибудь сердце, быстро превратится в огромный огонь и захватит всего человека». То есть, от еретиков нельзя принимать и перенимать ни их методов ведения проповеди, ни их книг нельзя читать, ни их наставлений слушать и, тем более, нельзя молиться с ними, ибо, как известно: «Молящийся с еретиками сам еретик есть». Да сохранит нас Господь Бог в чистоте нашего исповедания!
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author