petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Беседы на Евангелие от Матфея. Предания старцев (начало): Мф. 15, 1‒11

Автор: протоиерей Олег Стеняев

[Следующая] тема… называется «Предания старцев». Здесь говорится о столкновении Господа Иисуса Христа с руководителями ортодоксальной иудейской религии, о том, что должно доминировать в жизни верующего человека: форма, обряд или его содержание... Также в контексте сегодняшней беседы мы будем говорить о важности Священного Предания с учетом того, что и в нашей среде появились хулители Предания Церкви, Предания отцов, которые дерзко и своевольно восстают на Веру, переданную нам от самих святых апостолов, сохраненную до наших дней святыми отцами и мучениками. Итак, мы прочитаем первую часть 1-го стиха 15-й главы Евангелия от Матфея. Здесь сказано: Тогда приходят к Исусу Иерусалимские книжники (соферим) и фарисеи (прушим) (Мф. 15: 1). Здесь мы должны вспомнить, кто такие книжники (соферим) и фарисеи (прушим). Книжники являлись знатоками Закона Божия из народа и, прежде всего, искусными переписчиками текстов Священного Писания (Танаха). К своей работе они относились настолько добросовестно, что сохранилось древнее выражение одного из соферим, который сказал: «Если неправильно поставить хотя бы одну букву в тексте Торы или пропустить ее, то вся вселенная может разрушиться». Как знатоки Закона, Пророков и Писания, они приглашались на разные общественные диспуты, где уточняли правильность произнесения или написания того или иного священного текста. Этих людей уважали и ценили, и надо прямо сказать, что в том числе и их заслугами текст Ветхого Завета дошел до наших дней неискаженным и цельным. Фарисеи, как мы говорили об этом ранее, были очень популярные среди простого народа проповедники, комментаторы и популяризаторы библейского текста. В отличие от храмовых священников, они несли людям знание о Законе Божием, в то время как храмовые священники занимались только обрядами и требами единственного во всем мире Иерусалимского Храма. Господь Исус Христос никогда не оспаривал право книжников и фарисеев доносить до сознания народа истины Закона, Пророков и Писания. Сын Божий говорил: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23: 2–3). Но при всем при этом Он, Сын Божий, оспаривал их нравственное право являться примером для окружающих их людей. Далее Господь восклицал: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23: 3–4). Да! Книжники и фарисеи были кончеными лицемерами и обманщиками. Они говорили одно, но делали совершенно другое: призывали к исполнению Закона и сами же и нарушали его! Но нельзя говорить, что все они были такими. Как мы, современное духовенство, похожи на этих лицемеров, пройдох и обманщиков! Еще апостол Павел восклицал, и эти его слова относились уже к уверовавшим во Христа, ко священству новой Новозаветной Церкви Бога: Вот, ты называешься Иудеем (то есть исполнителем Закона – О.С.), и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2: 17–24). Да! Братия и сестры! Ради нас, священников, погрязших в наживе, коррупции и обмане, имя Божие хулится у язычников. Особенно бесчестят имя христианина так называемые «новые русские» и так называемые «православные во власти». «Прохожане» и «захожане» с большими золотыми крестами в «брюликах», с руками по локоть в крови собственного народа. Святитель Амвросий Медиоланский в храм не впустил римского императора, запятнавшего свои руки кровью собственных подданных, а у нас, для того чтобы им (сильным мира сего) просторнее было стоять на клиросе, –  подсвечники, пламенеющие свечами пред образами святыми, в сторону сдвигают. И все эти «ходячие пиджаки», промасоненные, прокуренные, нагло и бесцеремонно топчут дворы Господни. Да от них грешно и подаяние принимать на Дом Божий. Сказано: Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень (4 Цар. 12: 16). А у нас теперь и таблички начинают с именами злодеев и преступников на храмы цеплять. Если так и дальше пойдет, сводки «их разыскивает милиция» будут по именам и фамилиям совпадать с теми списками, которые в благодарность привинтили к храмовым стенам. Сын Божий, учит нас: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). То есть берегитесь лицемерия – фарисеев, и безбожия – саддукеев. Итак, мы видим, что книжники и фарисеи пришли из Иерусалима, и здесь мы можем предположить, что они пришли по поручению иерусалимского синедриона (иерушалаем сангедрин). Давая характеристику пришедшим из Иерусалима, блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Хотя книжники и фарисеи были во всех местах [Иудеи], но иерусалимские пользовались большею честью. Они-то особенно были завистливы, как люди, более других честолюбивые». И действительно, через, сколько голов надо перелезть, сколько людей надо предать и от скольких друзей отречься, сколько взяток дать, чтобы занять важную номенклатурную должность, поближе, как можно поближе к иудейскому первосвященнику и к столице страны! Высота их религиозно-номенклатурного положения свидетельствовала именно об их непорядочности. В те времена и сами иудейские первосвященники за взятки приобретали свое положение и взятками и подношениями сохраняли его. И далее мы читаем о действиях иерусалимских книжников и фарисеев: и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15: 1–2). Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Удивительно неразумие книжников и фарисеев: они обличают Сына Божия в том, что Он не соблюдает человеческих преданий и предписаний. Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (ученики Его – О.С.). Конечно, руки, то есть дела (последствие грязной работы – О.С.), должны быть умываемы, но (прежде – О.С.) не дела тела, а души (то есть прежде всего надо заботиться о чистоте души, а потом и тела – О.С.), чтобы в них (в душах уверовавших – О.С.) пребывало Слово Божие». Иными словами, книжники и фарисеи более обращали внимание на внешнюю сторону дела, и их совершенно не волновало внутреннее расположение человеческих душ. То есть, они были кончеными обрядоверами, для которых форма означает всё, а дух – ничего. В Книге пророка Осии сказано: Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6: 6). Баркли пишет: «В этом отрывке перед нами вся концепция чистого и нечистого. Мы должны хорошо уяснить себе, что эта идея не имеет ничего общего с физической чистотой, разве что, отдаленно, с гигиеной. Это исключительно обрядовая проблема. Быть чистым значило быть в таком состоянии, когда человек может приблизиться к Богу и почитать Его, а быть нечистым – значит быть в таком состоянии, когда он не может ни приблизиться к Богу, ни почитать Его… нечистым был каждый язычник». Мы видим, что расхождение между Христом и религиозными лидерами иудеев касалось достаточно принципиального вопроса: в каком случае человека считать чистым, а в каком нет? Иудеи стремились к ритуальной чистоте буквально во всем. Апостол Павел писал о том, что все эти с различными «омовениями и обрядами, относящимися до плоти», установления «были только до времени исправления» (то есть до Пришествия Христова). И далее он же пишет: Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9: 10–12). То есть, не мы зарабатываем для себя вечное искупление, не мы вычищаем и вымываем свои собственные сердца –  все это уже было сделано в прошлом, когда никого из нас еще не было в живых. Дело нашего вечного искупления было совершено на Голгофском Кресте почти 2000 лет назад, но совершенное когда-то не потеряет своей значимости и в вечности. И как я часто говорю: нам и самой вечности не хватит, чтобы отблагодарить Господа за дар вечного спасения, совершенного Его Сыном и в Его Сыне. Сказано: Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело (то есть как это делалось в ветхозаветные времена – О.С.), то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евр. 9: 13–14). Блаженный Августин пишет: «Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, в котором после того Он совершил очищение от греха, мы примиряемся с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не нашей добродетелью, но через сострадание Божие, через Его милосердие, и не нашими силам, потому что добродетель, сколь бы малою она ни была, если даже ее называют нашею, дарована нам по Его благости». То есть мы оправданы Богом и сие проявляется и в том, что Он (Бог) меняет наши прежние злые нравы и посылает нам стремление ко благодеянию. Если Христос уже спас нас до нашего рождения, омыв наши грехи Своею драгоценною Кровью, то что есть для нас стремление исполнить Его Святой Закон, как не движение благодарной души навстречу Богу, желание хоть как-то отблагодарить Его за вечный дар спасения. Это парадоксально и это трудно понять и уместить в своей душе, но и сама любовь наша к Богу, как стремление исполнить его Заповеди, – тоже есть ДАР Божий. Сказано: потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим. 5: 5–6). И теперь если весь мир будет объявлять тебя нечестивым и грешным, не спорь, но согласись, добавив слова святителя Григория Богослова, некогда сказавшего: «Наш праведный Заступник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и осуждаем себя как таковых. Так доверимся же не нашим делам, но тому, что у нас есть Заступник» (Беседа 7-я на Иезекииля). Здесь смысл очевиден: если надеешься оправдаться на Суде своими делами, то тебе не нужны Защитники, признаешь себя грешным – и Христос ходатайствует за тебя, защищает и даже оправдывает тебя. Сказано: однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2: 16). Итак, самая слабая мотивация исполнять Закон Божий – делать это, опасаясь попасть в ад! Самая сильная мотивация – идти стезею исполнения Закона Божия, делать это, осознавая, что всем и всегда мы остаемся обязаны Богу. Так и написано: Сия есть заповедь Моя, да любите, друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15: 12). И мы читаем далее: Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Мф. 15: 3). Книжники и фарисеи в данном случае оберегали интересы сокровищницы Храма, и они внушали верующим детям ложную мысль, что если они пожертвуют на Храм, то им необязательно будет помогать и своим родителям. Таким образом, противопоставляя служение Богу попечению о родителях, они в действительности защищали только свои материальные привилегии и выгоды. Христианин не может быть щедрым и благотворительным за счет бюджета своей собственной семьи. Сказано: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5: 8). Далее Сын Божий продолжает обличение религиозных лицемеров: Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15: 4–6). Этими словами Господь Исус Христос ясно показывает нам, что служение Богу раскрывается в служении ближним. Причем и здесь надо выстроить правильную иерархию: на первом месте родители, потом жена и дети, потом братья по вере и лишь потом все остальные. Сам Сын Божий исполнял заповедь о почитании матери даже в момент смертной агонии, находясь на Кресте. Тогда Он, перепоручая заботу о Деве Марии Своему любимому ученику, Иоанну Богослову, сказал, обращаясь к нему с креста: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19: 27). О том, что надо после семейных своих помогать своим по вере, сказано: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6: 10). Итак, христианин, и особливо священнослужитель, – это человек для других людей, он прежде всего и всегда живет интересами другого. И там, где этот порядок нарушается, мы можем иметь дело с чем угодно, но только не с христианством. Сказано: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4: 20–21). Ты скажешь: «Этот человек не брат мой, а враг мой!» – А Господь ответит тебе: А Я говорю вам: любите врагов ваших (Мф. 5: 44); ты скажешь: «Да он все время позорит, срамит и проклинает меня!» – А Господь скажет тебе: благословляйте проклинающих вас; ты скажешь: «Да он видеть меня не может, он ненавидит меня и вредит мне». – А Господь скажет тебе: благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5: 44). Так что, может быть, ты, брат, или ты, сестра, еще не поняли, что такое христианство. Лично о себе могу сказать, что только становлюсь христианином, только свет Евангелия приоткрывается для моей грешной души, но уже теперь так радостно и светло, не могу умолчать: аллилуйя! Далее мы читаем: Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15: 7–9). На этот текст часто обращают внимание сектанты. Здесь говорится об учениях человеческих, а выше Господь сказал: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим». Создается картина, как будто предание нам и ненужно. Но так ли это на самом деле? Когда сектанты отрицают значимость Священного Предания, то они вспоминают о преданиях только в негативном смысле и наперед выдвигают значимость, прежде всего, Библии: Книг Ветхого и Нового Завета. Но задумаемся, насколько такой подход может считаться правомерным? Здесь хочется обратить наше внимание на текст из 2-го Послания апостола Петра, где мы находим следующие слова: И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Пет. 3: 15–16). Здесь говорится о том, что есть две категории людей, которые «к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания», – это невежды и неутвержденные. Невежды – это люди крещеные, но не наученные вере. Неутвержденные – это не принадлежащие к Церкви, некрещеные и не наученные. Каждая из этих двух групп людей, читая Библию, общается не со Словом Божиим, а со своим собственным субъективным пониманием этой Книги. Писание нуждается в правильном истолковании. О евреях, не уверовавших во Христа Господа Исуса, сказано: Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (2 Кор. 3: 14–15). Евнух царицы Эфиопской, когда читал пророка Исаию, на вопрос апостола Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?» – ответил: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним (Деян. 8: 30–31). Писание всегда нуждается в истолковании. В библейской книге Неемии сказано: И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8: 8). По сути дела сектант общается не со Священным Писанием, а с субъективным пониманием его. Сколько пониманий, столько будет и сект. Отвечая на вопрос о правильном понимании Библии, я хочу обратить ваше внимание на термин «предание». Сектанты разных направлений в своем большинстве не имеют правильного представления об этом понятии. Понятие предания они сводят или к «человеческим преданиям», или к «преданиям старцев», на что мы можем действительно найти указания из текстов Нового Завета. Говоря о Предании (Священном Предании), мы, православные христиане, прежде всего имеем в виду не «предания старцев и учения, заповеди человеческие», а Предания апостольские и Учение церковное. В Новом Завете об апостольском Предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11: 2). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания. В некоторых английских сектантских переводах слово «предание» в этом тексте (1Кор.11:2) заменено словом «учение». Эта замена неправомочна. Давайте посмотрим древнегреческий вариант данного текста. Дословный перевод будет следующий: «Хвалю же вас, братья, что все мое помните и, как я передал вам, предание держите». Как мы видим, здесь речь идет не о традициях и не об учении. Учение и традицию может создать и установить любой человек персонально, в отличие от Предания, которое принимается и передается далее. Пример этого – следующие слова апостола Павла: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11: 23). Святой Викентий Лиринский учил: «Предание ‒ это то, что ты принял, а не то, что выдумал». Иногда сектант может предположить: «А что, если предания апостольские – это и есть само Писание Нового Завета?» Нет! Предание прежде всего есть устное наставление. Сказано: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2: 15). Как мы видим, на первом месте стоит слово, а послание следует за ним. Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого слова Божия. Первым Писанием было Пятикнижие Моисея. В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т. д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4: 3–4). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения – от плодов земли дар Господу, от первородных стада своего и от тука их. Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле (Быт. 7: 8). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: [Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего (Быт. 14: 20). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28: 22) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр. 5). Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число Посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла. Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии – есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в Библейский свод. Сказано: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21: 25). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих...» (Иуд. 1: 14); а в первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: Я писал вам в послании (1 Кор. 5: 9) – то есть ранее писал. Ответьте на вопрос: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит (Евр. 6: 1–3). Где, в каком Послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить – в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3: 6). Здесь опять встречается слово – парадосис (предание), которое нельзя перевести иначе, чем в Синодальном переводе. В греко-русском словаре Вейсмана это слово переводится, как «передача (учения)». Но и здесь сектанты могут возразить нам и сказать: «Не кажется ли вам, что то, что вы называете ″преданием″, есть нечто неопределенное и расплывчатое?» И здесь они неправы. Напротив! Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, Правилах святых апостолов, вселенских и поместных соборов, древних литургиях и актах или в сказаниях о мучениках, творениях святых Отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви. В прошлый раз мы говорили о предании как в отрицательном (негативном), так и в положительном (позитивном) понимании этого слова. Также мы рассматривали вопрос о чистом и нечистом, сегодня мы вновь коснемся этого вопроса. Закончив обличение иерусалимских книжников и фарисеев, Сын Божий обращается к простому народу, чтобы разъяснить им суть проблемы. И мы читаем 15-ю главу Евангелия от Матфея 10-й и 11-й стихи: И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Эти слова Господа Иисуса Христа являются более чем революционными, они как бы перечеркивают весь кодекс Книги Левит, где достаточно подробно разъясняется, какая пища может осквернить верующего человека, а какая нет. В действительности Христос просто выстраивает правильную иерархию ценностей: что должно стоять на первом, а что на втором месте в жизни верующего человека. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «С фарисеями, как неисцелимыми, уже не хочет более говорить, но с народом». То есть Господь видел неспособность этих людей воспринять чистоту Евангельского Откровения. Среди учеников Иисуса Христа, кроме некоторых «тайных», как Никодим и Иосиф Аримафейский, не было ни одного священнослужителя, ни одного богослова, Его община состояла, за редкими исключениями, из так называемых мирских или, как бы сейчас сказали, «нецерковных людей». Это было связано с общим нравственным состоянием ветхозаветной церкви, где доминировали политические, финансовые и какие-либо иные интересы, кроме единственно необходимых, религиозных. Далее блаженный Феофилакт пишет: «Призывая же его (то есть простой народ – О.С.), Он хочет оказать ему некоторую честь, чтоб он (народ – О.С.) принял Его учение: словами же слушайте и разумейте побуждает народ ко вниманию. Так как фарисеи обвиняли учеников за то, что они ели неумытыми руками, то Господь говорит, что никакая пища не оскверняет человека, то есть не делает нечистым. А если пища не оскверняет, то тем более вкушение ее неумытыми руками; ибо только душа человека оскверняется, когда он говорит, чего не должно. Этим Господь указывает на фарисеев, осквернявших себя своими завистливыми речами. Заметь Его премудрость: Он не дает правила вкушать пищу неумытыми руками и не запрещает, а научает совсем другому, именно: не выносить из сердца худых речей». То есть Христос не ставит под сомнение предписания библейской Книги Левит, но, прежде всего, старается выстроить правильную иерархию ценностей, что должно быть на первом, а что – на втором месте. Принципы скоромной и нескоромной пищи, то, что у иудеев называется кашрут, продолжают играть в жизни верующих православных людей достаточно важное место. Так, например, в Книге Деяний святых апостолов мы находим такие слова: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу (Деян. 15: 19–21). Эти слова были произнесены первоверховным апостолом Петром в Иерусалиме, на Апостольском Соборе. Здесь обращает на себя внимание то, что этими словами апостолом Петр наставляет именно новоначальных христиан, уверовавших из язычников, – обращающихся. Но даже для них соблюдение принципов скоромности по отношению к крови считается обязательным. Причем, далее следует существенное уточнение: Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу, – то есть остальные божественные предписания по вопросу о пище, они, обращающиеся, найдут во всем корпусе Пятикнижия, «ибо закон… по всем городам имеет проповедующих его и читается…» Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал свиней нечистыми животными, говоря: «Бесы попросились в свиней, потому что нечистое всегда стремится к нечистому». Кровь же запрещается в пищу для православных христиан не только Книгой Левит и решением Апостольского Собора в Иерусалиме, о чем мы прочитали в Книге Деяний, 15-я глава 19-й стих, но и решением 6-го Вселенского Собора, где в правиле 67-м мы находим такие слова: «Божественное Писание заповедовало нам воздержатися от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь, какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приуготовляющих в снедь (то есть пищу – О. С.) и так оную ядущих благорассмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик (то есть епископ, пресвитер или диакон – О.С.) да будет извержен (то есть лишен сана – О. С.), а мирянин да будет отлучен». Проблема книжников и фарисеев заключалась не в том, что они стремились исполнить Закон Божий, о котором Сам Сын Божий сказал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5: 17), а в том заключалась проблема книжников и фарисеев, что на первое место они ставили внешнюю сторону заповеди, а ее внутренний духовный смысл – на второе. Лицемерие – вот то главное, что реально может осквернить и оскверняет душу человека. Когда внешне мы представляемся людям православными христианами, а внутренне исполнены всяческого нечестия, коварства и греха. Как я часто говорю, что все мы хорошо замаскированные грешники, но в действительности сам наш вид, взгляд, манера вести себя более свидетельствуют о нашей греховности, чем если бы 100 свидетелей говорили о нашей греховности и порочности. Нам всем именно необходимо перестать играть в «святош» и со всею очевидностью, искренностью и сокрушением исповедовать свои грехи и преступления, и тогда Сам Бог станет не только защитой нашей, но и нашим оправданием. Как и сказано: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2: 8–9). Здесь мне хочется процитировать высказывание блаженного Августина, которое уже ранее звучало в эфире, мне представляется, что оно принесет великое наслаждение кающимся душам и вдохнет надежду на спасение в отчаявшиеся сердца. Блаженный Августин в комментарии на 30-й Псалом пишет: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо все согрешили и лишены славы Божией. Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами: Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Так же: Если по благодати, то даром. Что означает даром? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать». То есть в тот момент, когда ты отказался от любых форм религиозного ханжества и признал себя конченым грешником, не взирая на твое положение в церковном сообществе, в этот же момент у тебя и появился Заступник и Ходатай, Тот Самый, Который однажды изрек: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Св. Иоанн Лествичник

    Автор: Священномученик Сергий Мечёв Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас…

  • «Лествица райская»

    Автор: священномученик Сергий Мечёв Святая Церковь, вводя нас в самую главную часть Святого Поста — в дни поклонения Св. Кресту и говоря:…

  • Слово въ Недѣлю четвертую Великаго поста

    Авторъ: св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ…

Comments for this post were disabled by the author