petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Каюсь, что я не Ангел

Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Новая книга отца Андрея Ткачева — это практическое указание по преодолению специфических соблазнов нашего времени, когда грех принимается за норму, а безгрешие — за странность и опасную болезнь, когда размывается традиционный образ жизни и идет война против нравственности. Как выжить православному христианину в этом мире, где он окружен агрессивной средой безбожия? Книга прот. Андрея Ткачева дарит надежду тем, кто готов впасть в уныние: есть инструменты духовной борьбы, которые весьма эффективны в этих условиях. Соблюдая определенные правила безопасности, надевая специфические «вериги» и совершая особенные, незаметные для мира подвиги, можно уберечь свою душу от ущерба и сохранить ее для Бога и вечности. Приводим заглавную статью книги: Каюсь, что я не Ангел. Время исповеди. Люди приносят к аналою с Евангелием и выговаривают, исторгают из души временами реальные тяжести, а временами какой-то набор церковно-славянских слов, аскетическую риторику, не всегда уместную. Например, человек на исповеди регулярно перечисляет то, чего у него нет. «Нет терпения», «нет смирения» и так далее. Ловлю себя на мысли: может ли быть такое время, когда ты (я, она, они) сможешь сказать: «Со смирением у меня уже порядок. Только терпения еще не хватает»? Конечно, представить, что время для такой фразы наступит, никто из нас не может. Недостаточность терпения, молитвенной собранности, того самого смирения, которое у всех на устах, но, кажется, никто толком не понимает, что это такое… Отсутствие, говорю, всех этих добродетелей представляется в виде некоей вечной недостаточности. И я бы убежал со страхом от человека, говорящего о себе, что он «весьма смирен». Следовательно, рождается вопрос: так ли уж необходимо всякий раз на исповеди повторять эти священные очевидности? По умолчанию они должны быть понятны и исповедующему священнику, и пришедшему на исповедь человеку. По умолчанию вообще многое понятно. А если пришел на исповедь не в первый раз к одному и тому же батюшке, то тем более. Стоит ли, например, женщине, которой за 50, объяснять знакомому священнику, что ей не 19? Вряд ли. Разве что по принципу «а поговорить?» Так, может, за скобками оставлять временами некоторые очевидные вещи, включая понятную и неизбежную нехватку у всех нас вышеупомянутых добродетелей? Я просто спрашиваю и ничего не утверждаю. Покаянные речи мирянина не должны отличаться избытком аскетических терминов. «Полное послушание», «сведение ума в сердце», «непрестанный плач о грехах». Есть люди, в устах которых эти слова полны смысла. Но есть люди, которым слова эти произносить нельзя, поскольку ни смысла, ни цены, ни вкуса их они еще не знают. И когда человек говорит, что он «на молитве рассеивается», а «вера у него не огненная», и «сомнения посещают», то все это уместно время от времени, но никак не всякий раз, как затверженное наизусть стихотворение. Тогда лучше просто сказать: каюсь, что я не ангел. У светлых ангелов вера огненная, молитва нерассеянная, уныния в помине нет, мирского страха и малодушия тоже. Нет усталости. А у меня все это есть. И еще кое-что есть. То есть я хочу быть как ангел, но у меня совсем не выходит. Даже ни капельки. В этом и каюсь. Да что там «каюсь»! От этого разрыва между желанием и действительностью можно впасть в уныние или отчаяться. Хочу жить на небе, а ползаю в грязи, и конца не видно этому болезненному разрыву. Из этого страдания рождается много проблем и, как результат, много отпадших душ. Вот почему отцы сказали, что, если увидишь новоначального, который возносится на небо, дерни его за ноги. И вот почему так важно соизмерять (при помощи мудрого совета со стороны и собственного рассуждения) степень личного духовного здоровья с мерой поднятых на плечи подвигов. Непомерный духовный труд способен поломать, покалечить человека. А там, глядишь, и подлинное уныние, и полный отказ от веры. Не дай Бог! Кроме того, в грехах и недочетах аскетического характера нужно каяться вовсе не в первую очередь. Например, такие грехи, как «не дочитал правило», «пропустил чтение Псалтыри», «съел кусок рыбы» и прочее, не имеют право приковывать к себе главное внимание кающегося человека. Люди, как одежда – молью, изъедены ложью, обидами, пустой болтовней (даже не назову ее высоким термином «празднословие»). А еще — ленью, завистью, всяческой суетой. При таком душевном настрое (а исключений мало) попытки духовных подвигов очень похожи на попытки сыграть хорошую мелодию на совершенно расстроенном инструменте. И ноты правильные (читай — аскетические рекомендации), и музыкант хорош (благодать Божия не истощается). Но все равно из-под клавиш звучит какой-то «собачий вальс». И не мудрено, потому что инструмент расстроен. Богу нужна от нас святость, а не неврозы. И принести Ему нужно не чужие слова, пусть даже очень правильные и хорошие, а собственную жизнь, как бы ни была она неказиста. А добродетель, как говорил преподобный Серафим, она «не груша, ее за раз не съешь».
Содержание:
Глава 1. Поучение о наших временах по предсказанию монаха-пустынника Антония Великого
Понять Антония Великого, живя в мегаполисе
Чем живы люди?
Время проходит
Что впереди?
Глава 2. Новые искушения современного времени
Шекели, тугрики, фунты стерлингов
Боль внутри
Город. Тюрьма в гирляндах
Лестница вниз
Запреты
Не ваше дело
Церкви и тюрьмы
Покоя нет
Индустрия спасения от тоски
Глава 3. Для делания какого рода наше время подходит лучше всего
Особый голод
Куда вернуться
Лучшие времена
Что такое праведность в миру?
Как добродетели превращаются в карикатуру
Русская деревня должна заменить нам Мальдивы
Глава 4. Крепкая семья — иллюзия или реальность?
Возвращение домой
Любить по-человечески
Мужская религия
Православная семья и ее сильная половина
Кирпич
Иди и говори
Пенсия
Глава 5. Правильное отношение к жизни
Все должно быть правильно
Живое общение
Три мартышки
Портрет дома
Сами себе и друг друга
Будь непорочен
Радуйтесь после поста, но не впадайте в язычество
Дерзкие советы молодых
Откровения в дороге
Глава 6. Собственные усилия на пути ко спасению
Ненужный стыд
Каюсь, что я не Ангел
Всякий перед всеми виноват
О посте
Кому открываются двери Рая
Свидетельство жизни
Дождь. Кафе. Практический патерик
Дым без огня
Китайцы
О святости. Размышление
Не вздохи на скамейке
Глава 7. Приметы нового времени, открытые нам в Священном Писании
Новый смысл ветхозаветных праздников
Время важных событий
Священное бездействие
Постовые собеседники
О спасении
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author