petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению

Имя святителя Феофана Затворника, подвижника XIX века, являет нам самый глубокий и непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни в ее первоначальной евангельской чистоте, в духе первых веков христианства. Всю свою земную жизнь он посвятил поискам пути жизни вечной; в своих творениях великий подвижник показал этот путь и своим современникам, и последующим поколениям. До сегодняшнего дня труды святителя Феофана по истолкованию Священного Писания, аскетические творения, духовные письма, наставления и проповеди просвещают людские души и направляют их ко спасению. Одним из наиболее известных трудов святого отца является сочинение «Путь ко спасению», новое издание которого вышло в свет в издательстве «Духовное преображение». Предлагаемый благодарному читателю труд святителя Феофана Затворника в ряду его многочисленных творений является, по словам издателей, не только самым известным, но и наиболее значимым по существу. В этой книге, написанной на основе лекций по нравственному богословию, которые были прочитаны святителем Феофаном в Санкт-Петербургской Духовной академии, он описывает ступени совершенства в Боге и пути преодоления внешнего и внутреннего зла, раскрывает смысл христианства и значение Таинства Крещения для человека в детстве и в зрелые годы. Личный молитвенный и аскетический опыт святителя позволил рассмотреть на страницах книги проблемы христианства с практической стороны и ответить своему незримому собеседнику на многие духовные вопросы.
Как отмечает сам святитель в предисловии книги, в одном из своих сочинений под названием «Начертание христианского нравоучения» им были «изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения». Главное дело у нас, по словам святителя, ― действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу! Правда, там последняя цель человека указана ― в общении с Богом ― и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди! Однако, как пишет автор, «легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него? Но пусть обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу, самое хождение путем закона Христова необходимо ли уже и будет успешно потому только, что мы возжелали сего? Нет. Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым. Сии распутья неизбежны по остающемуся греховному позыву и расстройству сил, которые и в этом состоянии способны представлять вещи в превратном виде – прельщать и губить человека. К сему присоединяется лесть от сатаны, который неохотно расстается со своими жертвами, и когда кто из области его пойдет к свету Христову, гонится вслед его и всякие расставляет сети, чтобы снова уловить, и нередко действительно уловляет. Следовательно, и тому, кто имеет уже желание идти указанным путем к Господу, необходимо еще указать все уклонения, возможные на сем пути, чтобы шествующий наперед был предварен о сем, видел имеющие встретиться опасности и знал, как избежать их». Для этого необходимы, по словам святителя, «особые руководительные в христианской жизни правила», которыми «должно быть определено: как дойти до спасительного желания богообщения и ревности пребывать в нем и как безбедно пройти к Богу, среди всех распутий, возможных на сем пути по всем степеням. Иначе: как начать жить по-христиански и как, начавши, усовершенствоваться в этом. Такое руководство должно взять человека вне Бога, обратить к Нему и потом привесть пред лице Его. Для того чтобы написать эти руководительные правила, нужно, по словам святителя, «проследить жизнь христианскую в ее явлениях, на деле, от начала до конца, т.е. как она засеменяется, развивается, зреет и приходит в полноту, или ― что то же ― написать историю деятельной жизни каждого христианина, с показанием того, как в каком случае должен он действовать, чтобы устоять в своем чине. Как отмечает святитель, засеменение и развитие жизни христианской существенно отлично от засеменения и развития жизни естественной. Это зависит от особенного характера христианской жизни и отношения его к нашей природе. Человек не рождается христианином, а становится таковым после рождения. Семя Христово падает на землю сердца уже бьющегося. Но так как естественно рожденный человек поврежден и противоположен требованиям христианства, то начало истинно христианской жизни в человеке есть некоторое воссотворение, дарование новых сил, новой жизни. О том, как начинается в нас христианская жизнь, автор пишет в первой части книги. Здесь, в частности, святитель отмечает: «Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего исуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в богообщении о Христе исусе Господе нашем, ― в богообщении, вначале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутрь нас, свидетельство о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском богоугождении, с полным самоотвержением и ненавидением всего тому противного. Так, когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански». Таким образом, как отмечает святитель, «без ревности христианин плохой христианин, ― вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни хладен, – и жизнь такая не жизнь. Сие ведая, ― говорит автор, ― потщимся явить себя истинными ревнителями добрых дел, чтобы быть истинно угодными Богу, не имея скверны или порока, или нечто от таковых». А если верным свидетельством жизни христианской есть огонь деятельной ревности о богоугождении, возникает вопрос, как возжигается этот огонь? Кто его производители? Об этом святитель говорит в первой части книги. Говорит он и о том, что «начало благодатной христианской жизни полагается в крещении». Но, так как редкие христиане сохраняют эту благодать, теряя ее в течение жизни, то они по словам святителя «не имеют уже в себе жизни истинно христианской; им снова надобно начинать ее». Для этого нам предлагается Таинство покаяния. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу ― говорит автор во второй части книги. А в третьей ― подробно рассказывает о том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь. По словам архимандрита Георгия (Тертышникова), в этом труде излагается вся сущность нравственного учения святителя Феофана, как сам он говорил: «Здесь всё, что мною писалось, пишется и будет писаться». В нем автор изображает весь путь христианской жизни, всю жизнь христианина во всех ее степенях и проявлениях и, кроме того, дает руководственные правила христианской жизни. «Правила эти берут человека на распутьях греха, проводят огненным путем очищения и возводят его пред лицом Бога, то есть до возможной для человека степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова». Эта книга, принесшая святителю Феофану большую популярность, рассматривает проблемы христианской жизни с практической стороны, указывает пути к реализации христианских идеалов.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author