petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Ангелы поют на небесах. Пасхальный сборник Сергея Дурылина

Подходит к концу сорокадневное празднование Пасхи. В течение этого долгого времени мы обращались к друг другу со словами приветствия «Христос воскресе!», и слышали в ответ «Воистину воскресе». Всё это время в храмах звучали пасхальные песнопения, а в день отдания Пасхи в последний раз будет отслужена Литургия по пасхальному чину. Но это не значит, что мы должны перестать радоваться, ведь Пасха продолжается и живет в душе верующего человека, который помнит о Боге всегда и пребывает с Воскресшим Господом. Пасхальную радость нам приносят также различные художественные произведения, которые в стихах или прозе доносят до нас события Праздника праздников, или других торжеств, которые входят в пасхальный или как его еще называют Триодный цикл. И сегодня мы предлагаем вам книгу, вобравшую в себя произведения многих поэтов и прозаиков XIXXX веков, посвященных пасхальной тематике. Эта книга вышла в свет в издательстве Никея и называется «Ангелы поют на небесах. Пасхальный сборник Сергея Дурылина». В начале ХХ века выдающийся писатель, священник и богослов Сергей Николаевич Дурылин задумал издать сборник, на страницах которого годовой круг церковных и народных праздников представлен глазами русских писателей и поэтов, причем костяк составляют его собственные прозаические сочинения и поэтический цикл «Венец лета». Завершить замысел он не успел, однако исследователь его творчества Александр Галкин взял на себя труд дособрать указанные и намеченные Дурылиным произведения, дополнив их рядом текстов, отвечающих авторской концепции. Пасхальный сборник «Ангелы поют на небесах» — часть этой большой книги. Он включает в себя произведения, посвященные праздникам определенного периода церковного года — от Великого поста до Троицы.



В этой книге вы найдете: произведения выдающихся писателей, посвященные Великому посту, Благовещению, Лазаревой субботе, Пасхе Христовой, празднику Троицы и другим православным праздникам; прозу и стихи русских классиков: Пушкина, Шмелева, Тютчева, Цветаевой, Есенина, Гумилева и многих других; а также Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым. Для удобства чтения дни церковных праздников и памяти святых расположены помесячно с краткой аннотацией на каждый из них. Тексты, отобранные Сергеем Дурылиным, отмечены звездочкой. Большинство произведений печатается в современной орфографии и пунктуации за исключением случаев, где, по мнению составителя, сохранение старых норм служит большей художественной выразительности. Особенности авторской лексики и словообразования сохранены без изменений. Многие произведения сборника представлены в сокращении; места сокращений обозначены отточием в угловых скобках. Расскажем немного о писателе, составителе этого сборника. Вот что пишет о нем Виктория Николаевна Торопова в статье «Дело созидания душевного спасения» на страницах «Оптинского Альманаха». Родился Сергей Николаевич 27 сентября 1886 года в Москве, в семье купца 1-й гильдии Николая Зиновьевича Дурылина и его жены Анастасии Васильевны. Крещен в Елоховском Богоявленском соборе. Об этом впоследствии он писал: «Когда я теперь думаю о своем рождении и детстве, я всегда задумываюсь над тем, что я родился в день [Воздвижения Животворящего] Креста, праздник строгий и торжественный, в день всегда постный». Родители ― глубоко верующие ― детей не принуждали, но сама атмосфера в доме способствовала воспитанию их в православных традициях. Перед старой семейной иконой Спасителя молился в их доме св. Иоанн Кронштадтский, приезжавший в 1892/93 году к тяжелобольной Анастасии Васильевне. «И мама стала здорова», а «тихий, верующий мальчик» Сережа навсегда запомнил «радостнейшую молитву» отца Иоанна. Это было время, когда Сережа «молил Бога, чтобы был Диоклетиан и можно б было пострадать за Христа». Но впереди этого мальчика ждали тяжелые испытания. Придя в 1897 году 11-летним верующим ребенком в 4-ю мужскую гимназию, Сережа вышел из нее в 1904 году, растеряв в ней веру в Бога и вообразив себя атеистом. Однако отрезвление от романтического увлечения революцией наступило быстро. Начались годы мучительных раздумий о смысле жизни, своем месте в ней, поиски своего пути. Переломным стал 1910 год. «Я вернулся к вере отцов», ― писал в это время Дурылин. В этом году на его письменном столе. появились новые книги ― Жития святых, творения святых отцов Церкви. Но перелом в мировоззрении Дурылина наступил не сразу. Он вызревал постепенно и подспудно. Еще осенью 1907 года Дурылин, попав в очередной раз в Бутырскую тюрьму, обнаружил в тюремной библиотеке книгу теолога Поля Сабатье «Жизнь Франциска Ассизского». Проповедь любви ко всем тварям земным, единения с природой в Боге пролилась как бальзам на его израненную душу. И он внес поправку в свое мировоззрение: «Я сказал себе, что можно жить не только в себе, для себя, около себя, но и во Христе...» Там же, в тюрьме, он прочитал «Пасхальные письма» Владимира Соловьева. Первое письмо ― о Воскресении Христовом ― «это было забытое, столько лет неслышанное, невозможное „Христос воскресе!" моей сжавшейся от одиночества и тоски душе. И странно, что, не отвечая еще сознанием, я уже ответил своим внутренним чувством сразу же: „Воистину воскресе"... Мое детство нахлынуло на меня: моя душа раскрылась для всего чудесного!» Эти признания, как и другие откровения Дурылина о 1905‒1909 годах, свидетельствуют о том, что временный атеизм Дурылина был неглубоким, это была дань всеобщему увлечению революционными идеями. А жизнь так жестоко отрезвила, что душа наполнилась ядом от атеизма. Теперь его душа жаждала очищения любовью, верой, тишиной. Атеизм и шумный нигилизм окружающих людей шли вразрез с тем, что происходило в его душе. Его Бог ― это Бог «тихий, не требующий речей и споров. Но тишины и мира». Духовные искания С. Н. Дурылина привели его к Церкви. Он начал ездить в Оптину пустынь, которая стала для него воплощением Церкви видимой, молитвы к Богу явной и действенной. «Живую Церковь, Живое Тело, я учуял только тогда, когда капелька живой воды Церкви капнула на меня с Оптиной пустыни». Старец Анатолий стал духовником Сергея Николаевича. Мысли о монастыре все чаще посещали его. Ему хотелось укрыться в монастырских стенах, в их, как казалось ему, тиши. Спасение от кошмара, творившегося в стране, Дурылин искал в Церкви, в вере.  Многих людей, с которыми сводила его судьба, он испытывал их отношением ко Христу. Бог присутствует и в работах Дурылина. Прямо в мыслях, в тексте, косвенно ― в подходе к оценкам событий, явлений, людей... Религиозная тема живет в нем постоянно. Она почти во всех его художественных произведениях. Духовных стихов было написано много, но за малым исключением они не опубликованы. Часть этого наследия вошла в настоящий сборник. По мнению издателей, читая Пасхальный сборник Сергея Дурылина «Ангелы поют на небесах» читатели получат возможность увидеть святые праздничные дни глазами русских классиков и узнают о жизни «старой» России, ощутят ее атмосферу. Это издание будет интересно ценителям русской классики; тем, кто желает пережить удивительный период Великого поста и Пасхи вместе с выдающимися писателями. А еще эта книга может стать прекрасным подарком для близких к Пасхе и другим православным праздникам.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author