petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Что мне делать, чтобы спастись. Беседа на апостольское чтение 6-й Недели по Пасхе

Автор: Сергей Комаров

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян. 16: 16–17). Такими словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. Первые же строки его вызывают вопрос: с какой целью демон, живущий в прорицательнице, вдруг начинает «помогать» апостолам? Отец лжи может говорить правду только для того, чтобы вызвать доверие сегодня, а завтра – обмануть. Таков излюбленный его прием, имеющий целью увести человека подальше от истинного Бога. Люди, обращающиеся сегодня за помощью к бабкам, колдунам, экстрасенсам, астрологам, обычно приводят в свою пользу один и тот же аргумент: «это работает». Да, работает, но кто работает? Нет лучшего доказательства бытия злых духов, как эта их «работа». «Работает» сегодня, чтобы погубить завтра; «помогает» в материальном и временном, чтобы лишить жизни духовной и вечной. Поэтому и вещал хитрый дух через бедную служанку: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения, хотя и знал прекрасно, какое «спасение» для него принесли апостолы.

Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час (Деян. 16: 18). Данный эпизод говорит нам о том, что проповедь христианства не нуждается в помощи из сомнительных источников. Истина вполне имеет силу свидетельствовать о себе и защитить себя. Такая неожиданная «реклама слева» не устраивала Павла, ибо в данном случае «святая правда подвергалась осквернению и благие слова исходили из нечистых уст со злым умыслом» [Библ. комментарий М. Генри]. И апостол демонстрирует действие истинного пути спасения, который заключается в сокрушении власти сатаны. Именем Христовым злой дух изгоняется. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять (Деян. 16: 19–21). Новый оборот событий строится на противопоставлении: они – иудеи, мы – римляне. Тема собственно религии вытесняется национальным вопросом, поставленным ребром. И поднимается этот вопрос не в связи с истинным патриотизмом, но с чисто мирским подтекстом: «исчезла надежда дохода их». Не первый и не последний раз в истории национальный подъем используется в решении денежных вопросов и удовлетворения обычных человеческих страстей и амбиций. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их (Деян. 16: 22–23). Опять же совсем обычный случай: под крики «мы – римляне» начинают волноваться людские массы. Быстро находятся жертвы (как правило, невинные) и проливается кровь. Извечная логика бунта и революции... Но вот появляется новый положительный персонаж. Это темничный сторож – один из многих образов добродетельных язычников, встречающихся в Писании. Живя рядом с иудеями, язычники иногда превосходили их по чистоте жизни и доброте сердца и уверовали в их Мессию быстрее, чем сами сыны Израиля. Так же и сегодня живут рядом с нами как верующие, так и неверующие люди, и не менее часто бывает, что вчерашний атеист, живущий по-язычески, вдруг обретает глубокую веру и оставляет далеко позади «профессионального» христианина. Последний погружается в пропасть неверия, а у первого вырастают крылья любви к Богу и ближнему. Дивны дела Твоя, Господи! И неисповедимы пути Твои! Все бывает в Церкви. Поэтому и говорит Павел всякому верующему: Не гордись, но бойся (Рим. 11: 20). «Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16: 24–26). Великое дело – ночная молитва. Особенно если молитва хвалебная. Апостолы воспевали Бога, говорит святой Лука. Не просили и не умоляли освободить их, но от полноты любящих сердец просто воспевали Творца. Удивительная вера! Удивительная преданность Господу! Вспоминаются слова современного проповедника: «Бог решает наши проблемы тогда, когда мы перестаем думать о них и начинаем думать о Боге» (отец Андрей Ткачев). Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Исуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. 16: 27–31). «Чем строже заключение, тем славнее чудо!» – говорит Златоуст, толкуя это место. А нынешнее чудо и вправду славное. Если мы вспомним похожее чудо – избавление из темницы Петра, то можем увидеть, что оно было направлено на помощь одному человеку – Петру. А здесь не только апостолы выходят из темницы, но сторож со своей семьей крестится. Там стражей ожидала казнь, а тут – спасение. Стоит отдельно остановиться на поведении сторожа. Его реакция поразительна. Государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Эта фраза говорит о том, что в жизни сторожа тема спасения души занимала важнейшее место. Очевидно, что он давно размышлял на вечные темы, выходя за рамки общепринятого языческого отношения к религии как к форме умилостивления богов для земного благополучия. Его сердце желало Бога Живого, Истинного, его душа ясно осознавала необходимость в спасении. Этот случай хорошо иллюстрирует богоустановленную логику спасения. Еще до прихода веры человек должен понять и прочувствовать, что он погибает. Погибает без Того, Кто способен уничтожить грех, Кто наполнит человеческое существование содержанием и смыслом. Правильно обдуманная жизнь должна поставить человека перед острой необходимостью в Искупителе. Человеку нужно увидеть и признать, что он, простите, негодяй. Только на основании этого понимания начинает строиться духовная жизнь. И только тогда – не раньше! – должна прийти вера. Вера в Спасителя грешников и Искупителя негодяев! Иначе есть опасность переживания веры как атрибута душевного комфорта, как некоторой красивой и приятной части жизни. Можно полюбить церковное пение, запах ладана, красоту богослужения; завязать интересные церковные знакомства, прослушать сотни лекций, проповедей, прочитать гору книг... Но если я не припаду в глубине сердца своего к Богу и не скажу: «Что мне делать, чтобы спастись?» – никакой духовной жизни не будет. Поэтому только после исповедания сторожем своей нищеты духовной апостол Павел произносит самые великие слова на свете: Веруй в Господа Исуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. Дееписатель продолжает рассказ: И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его (Деян. 16: 32–33). Человек уверовал в Бога. Язычник стал христианином. Пронеслась по небу радость об одном грешнике кающемся... В этом повествовании о темничном страже каждый христиан может увидеть свою собственную духовную историю. Годами, десятилетиями живет себе человек по стихиям мира сего. Закованная в кандалы неверия истина томится в темнице его сердца. Только иногда, в полночь, то есть в часы темные, полные скорбей, можно услышать ее голос, который поет о Боге. Но по-настоящему мы просыпаемся только после сильного жизненного землетрясения, открывающего сердечные двери. Это может быть личная трагедия, или какая-либо яркая встреча, или еще что-нибудь, посланное Богом как последнее средство для нашей слепой и бесчувственной души. Иногда только после мощной встряски мы припадаем к истине и говорим: «Что мне делать, чтобы спастись?» И истина отвечает: Веруй в Господа Исуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. Заканчивается сегодняшнее чтение словами о радости и братской трапезе: И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога (Деян. 16: 34). Это уже о Царствии Божием, о вечной радости со всеми святыми и о Небесной Литургии, где Сам Спаситель будет пить с нами новое вино (Мф. 26: 29). Уже хочется замолчать. Когда человек находит Господа и Господь находит человека, слова иссякают. Ибо в сердце поселяется Тот, Кто Сам есть Слово. Как бы хотелось, чтобы и в наше сердце вошел Царь царствующих и Господь господствующих и трапезовал с нами. Будем же и мы, подобно темничному сторожу, ежедневно и ежечасно взывать: Господи! Что мне делать, чтобы спастись? И Он не замедлит с ответом…
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author