petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Преподобный Пахомий Нерехтский

Преподобный Пахомий Нерехтский (нач. XIV в. ‒ 1384). Память 15 мая (тезоименитство [согласно большинству источников, это основная память]), 23 марта (преставление [так в официальном календаре Московской, в «Житиях» свт. Димитрия Ростовского и свт. Филарета Черниговского (Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: 2011). При этом в ряде источников вместо этой даты (или параллельно с ней) указано 21 марта ― дата последнего причащения, обозначенная в древних рукописных святцах. Так, в «зеленых» Минеях есть обе даты памяти]), 5 мая (обретение мощей), в Соборах Владимирских и Костромских святых. В миру Иаков, родился в начале XIV века во Владимире на Клязьме. Отец его Игнатий был священником в церкви святителя Николая, мать звали Анной. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре­пят­ст­вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила его на путь иночества. По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания. Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, привёл его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и попросил посвятить Пахомия в диаконы. В сане иеродиакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре около десяти лет, а затем сделался настоятелем Царе-Констан­тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашёл для неё более подходящего игу­мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко­то­рого давно знал. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссоздан­ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия её начальником. Несколько лет управлял преподобный обителью, устанавливая в ней порядок жизни, назидая братию сло­вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра­тии преподобный Пахомий оставил Царе-Константиновскую обитель и уда­лился в Костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта. Здесь, на речке Гриденке, нашёл он удобное место для иноческой жизни ― возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой разрешить ему поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принёс его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители насельники должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чём игумен первый подавал пример братии. 21 марта 1384 года причастился Святых Даров, а через день, 23 марта, скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» Уточнение датировки содержится в «Житиях» свт. Филарета Черниговского: «Прп. Пахомий, игумен Троицкого монастыря, иже нарицается Сыпанов в Нерехотском стану, Костромской чудотворец, преставился в лето 6892 (1384) мар. в 21 д.». В святцах днем кончины поставлено 21 число, но по житию в 21 день приобщался, а скончался чрез день после того. Несметная толпа народа собралась на его погребение, которое было совершено в основанном им Троицком храме. Один из учеников святого Пахомия, Иринарх, написал его икону. Мощи преподобного, обретённые нетленными в 1657 году, почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря. В 1675 году Пахомий Нерехтский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Возможно, в одной из дат опечатка: 1657 или 1675. Мощи обычно обретаются в год прославления. По данным Костромской епархии, прославление совершилось именно в 1675 году. Этот же год как год обретения мощей указан и в «Житиях русских святых» монахини Таисии. Мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрождённом в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре. Тропарь, глас 4: Жите́йския молвы́, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко пти́ца, обре́т в пусты́ни безмо́лвие,/ и в не́й водвори́вся соста́вил еси́ оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ в моли́твах же и труде́х прилежа́ Бо́гови/, процве́л еси́ я́ко фи́никс,/ бы́в о́браз утеше́ния духо́внаго,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу// спасти́ся душа́м на́шим. Ин тропарь, глас 4: Жите́йских мо́лв, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко пти́ца, обре́те себе́ в пусты́ни безмо́лвие,/ в моли́твах и бде́нии прилежа́ Бо́гови,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ и оста́ви дре́внее пребыва́ние,/ и оты́де в пусты́ню, и в не́й водвори́ся,/ и соста́ви оби́тель во И́мя Пресвяты́я Тро́ицы,/ и процве́л еси́, а́ки фи́никс,/ и бы́сть о́браз утеше́ния духо́внаго./ Те́мже, преподо́бне Пахо́мие,/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу// спасти́ся душа́м на́шим. Кондак, глас 4: В пусты́ни безмо́лвствуя,/ еди́нствующу тя́, Богоносе, взыску́ющу ти́ Го́спода,/ Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни,/ и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ неколи́ко бра́тии,/ с ни́миже ти́ моля́щуся Го́сподеви,/ Тро́ице прече́стен хра́м воздви́же,/ в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие,// молися о спасе́нии ду́ш на́ших.
Tags: святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author