petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

О лжи и о смерти (Ин. 8, 42‒51)

Автор: протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь сказал «народу и ученикам Своим»: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Тогда Господь хотел всех до одного мысленно провести сквозь цепочку земных отцов к Единому Небесному Отцу, Который прежде всех и Который всем дает жизнь. А сегодня вдруг слышим: «Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы Меня». Конечно, жизнь едина, и в ней не может быть двух начал, двух отцов. Но кроме жизни есть еще и смерть. И у нее тоже есть начальник, и Господь называет его, обращаясь к Своим ненавистникам: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего». Нам не дано выбирать отца по плоти. Но от кого родиться по духу — в нашей власти. Господь зовет: «Придите ко Мне… Изберите жизнь». И одновременно предостерегает от путей смерти. Сказав: «Ваш отец диавол», Он называет его и «отцом лжи». Значит, между ложью и детьми диавола — знак равенства. Значит, когда лжем, тогда именно и усыновляемся диаволу, который и «сам есть ложь». Но еще диавол назван «человекоубийцей от начала». Значит, между убийством и ложью тоже знак равенства. Убийца убивает жизнь, а лжец убивает истину. А если гибнет истина, то неизбежно гибнет и жизнь. Поэтому в царстве лжи все призрачно. Невозможно никому верить, невозможно ничто принимать всерьез, невозможно делать общее дело. Добытое ложью не дает радости, и построенное на лжи рано или поздно разваливается с великим шумом. Отравленные ложью, мы доходим до того, что и в слове Божьем ухитряемся видеть защиту лжи. Так, в семнадцатом стихе тридцать второго псалма, «Лож конь во спасение», нас тянет заменить твердый знак, стоящий в славянском тексте, на более нам привычный мягкий знак. И получается, что ложь, это конь, несущий ко спасению! Но тут как раз наоборот: лож, то есть ложен, то есть ненадежен, недостаточен конь для спасения. А о лжи псалмопевец прямо говорит: «Возненавидех всяк путь неправды» (Пс. 118, 104). Преподобный Дорофей учит, что даже когда человек малой ложью избавляется от большой беды, он и тогда «не должен оставаться беспечальным, но каяться и плакать пред Богом, и считать такой случай временем искушения». А иначе — одна ложь повлечет за собой другую, и так без конца. В один прекрасный день солжешь, и задумаешься: «А зачем я это сделал?» А не зачем! Просто ложь стала нормой твоей жизни. И говоришь только ложь, и воспринимаешь только ложь, и остатки правды тогда только терпишь, когда она приукрашена ложью. И наконец, не только перестанешь понимать речи Господа Иисуса Христа, Который есть Истина, но даже не сможешь слушать слов Его… И вдруг скажет Господь: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога». И эти слова будут о тебе.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author