petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Патриарх Кирилл: Премия крепко укоренилась в нашей культурной жизни

Лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский. 23 мая, накануне празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, и Дня славянской письменности и культуры, в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом году впервые в истории Патриаршей литературной премии номинантам, включенным в короткий список, но не ставшим лауреатами, вручался Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы».  Ведущие церемонии артисты Алексей Бобров и Анна Гученкова от лица всех присутствующих поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства. Состоялась демонстрация фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. 16 апреля председателем Экспертного совета были представлены на рассмотрение Палаты попечителей Патриаршей литературной премии кандидаты на включение в короткий список номинантов 2019 года. После обсуждения Палата попечителей определила состав короткого списка, который был утвержден председателем Палаты попечителей — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В короткий список вошли следующие авторы: Вячеслав Бондаренко, Дмитрий Володихин, Василий Дворцов, Константин Скворцов, Александр Стрижёв, Михаил Тарковский, Михаил Чванов.
Имена лауреатов определяются тайным голосованием. Для подсчета голосов из числа членов Палаты попечителей была сформирована Счетная комиссия в следующем составе: В. Н. Николаев, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; В. А. Воропаев, литературовед, специалист в области русской литературы ХIХ века, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова; В. В. Федоров, президент Российской государственной библиотеки. Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования с именами номинантов. Каждый голосующий мог отметить имена до трех номинантов, достойных, по его мнению, почетного звания лауреата Патриаршей литературной премии. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху. Во время голосования и подсчета голосов демонстрировался фильм о номинантах премии 2019 года. По результатам голосования лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года стали Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский. Святейший Владыка вручил лауреатам сертификаты и знаки премии — медали и хрустальные фигуры с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На сцену были приглашены все номинанты премии 2019 года, каждому из которых Предстоятель Русской Церкви вручил Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» и диплом. От имени лауреатов и номинантов выступил Александр Стрижёв. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с заключительным словом. «Мне хотелось сердечно поздравить лауреатов и номинантов этой замечательной литературной премии, которая крепко укоренилась в нашей культурной жизни. Сам факт существования этой премии и, несомненно, ее все большая и большая привлекательность является хорошим, добрым сигналом», — отметил Святейший Владыка. «Тот факт, что доброе дело, которое мы все вместе совершаем, отмечая замечательных писателей Русской земли через вручение этой премии, активно набирает, как теперь говорят, обороты, становится все более привлекательным и все более интересующим широкую публику, также свидетельствует о том, что не все так плохо в нашей жизни: сохраняется интерес к литературе, люди способны ценить литературу», — заявил Предстоятель Русской Церкви. «Хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в процессе подготовки этого замечательного события, но, в первую очередь, еще и еще раз хотел бы поздравить номинантов и лауреатов. Пусть Господь хранит вас на многая и благая лета!» — пожелал Святейший Патриарх.  По завершении церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии была представлена Музыкально-поэтическая композиция «Вера, Надежда Любовь» по мотивам произведений лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии Олеси Николаевой, Виктора Николаева, Юрия Кублановского, Юрия Лощица, Владимира Кострова, Константина Скворцова, Людмилы Кековой, Михаила Тарковского и Василия Дворцова. В спектакле приняли участие артисты московских театров и мюзиклов. Краткая биографическая справка: Александр Николаевич Стрижёв родился 12 августа 1934 года в селе Тарадей Шацкого района Рязанской области в крестьянской семье. После окончания сельской семилетней школы продолжил обучение в Москве, где в 1958 году окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института, а в 1965 году — биологический факультет сельскохозяйственного института. Работал в Аграрном издательстве (1959‒1994). С детства полюбил чтение; ещё в школьном возрасте начал писать стихи, публиковался в студенческих многотиражках. стал постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в различных московских газетах; в журнале «Наука и жизнь» он долгое время (1966—1982) вёл рубрики «Народный календарь» и «Русское разнотравье». В 1968 году вышел «Народный календарь», в 1971 году — «Календарь русской природы» (1971), где «в условиях идеологического запрета, Стрижёв избрал форму „фенологических очерков“ как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа». Стрижёвым было написано более 20 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.). В 1972 году написал роман «Хроника одной души», существенно отличавшийся от выходивших в 1970-х годах книг «деревенской прозы»; напечатан он был только в 1991 году. (Почему я назвал свою книгу «Хроника одной души»? Потому что душа была под запретом, само слово это было под запретом. Главный редактор «Вечерней Москвы», говорил, что пока он здесь начальник, слово «душа» не пройдёт, что он не знает, где она находится.) С начала 1990-х Стрижёв всецело посвящает себя духовной прозе. Преобладающими жанрами в его творчестве становятся литературный портрет, очерк, жизнеописание. Стрижёв начал писать очерки и книги, посвящённые церковной истории России, подвижникам веры, русским духовным писателям. Он впервые донес до российского читателя наследие выдающихся духовных писателей, которые были забыты или замалчивались многие десятилетия: А. П. Глинки, А. О. Ишимовой, А. Н. Муравьева, С. Нилуса, И. Шмелева, С. Бехтеева, В. Никифорова-Волгина, Л. Зурова, Н. Мотовилова, Н. Д. Жевахова, Е. Поселянина, А. Платонова, В. Маевского. Стрижёв подготовил и впервые опубликовал многие произведения Е. Н. Замятина; он записал воспоминания о писателе современников, составил библиографию произведений писателя. также он составил библиографию по Л. Ф. Зурову (русский писатель-прозаик, мемуарист. Наследник архива И. А. Бунина). Впервые собрал и издал его произведения. Им были написаны очерки о церковных деятелях — архимандрите Фотии (Спасском), архиепископе Никоне (Рождественском), иеромонахе Серафиме (Роузе); о богословах — В. Н. Лосском, В. Зеньковском, И. Андреевском; а также адмирале А. С. Шишкове, Б. Н. Ширяеве, П. Г. Паламарчуке. Стрижев издал очерки и книги, посвященные церковной истории России, подвижникам веры — прп. Серафиму Саровскому, прав. Иоанну Кронштадтскому, свт. Иоасафу Белгородскому. В литературных портретах Стрижёва отличает внимание к духовному потенциалу личности, деталям биографии, обретающим символический смысл. Личность того или иного деятеля под пером Стрижёва предстает как живой, подлинно художественный образ. Вышли в свет антологии Стрижёва «Православное детство», «Православная икона: канон и стиль». Стрижёв — автор-составитель сборников «Ф. М. Достоевский и Православие» (1997), «А. С. Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная драма Льва Толстого» (1998), куда вошли статьи разных лет русских религиозных деятелей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стрижёвым, послужили толчком к научной разработке религиозной проблематики их творчества в 1990-е. Стрижёвым было подготовлено, на основании личного архива С. А. Нилуса, его «Полное собрание сочинений» (1999‒2004). Также он — автор-составитель полного собрания творений Игнатия (Брянчанинова) (2001‒2006).  Первый лауреат премии имени С. А. Нилуса. Дмитрий Михайлович Володи́хин (род. 1 июня 1969 года, Москва) — российский историк, писатель и литературный критик, издатель. Доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ. Известен как автор ряда монографий по истории русского средневековья, более 400 научных и научно-популярных работ, учебных пособий, критических статей, рецензий, а также художественной прозы в жанрах научной фантастики, сакральной фантастики и фэнтези. Считается автором термина «фолк-хистори»[или «охло-история»]. Член-корреспондент РАЕН. Родился в семье офицера пограничных войск СССР и учительницы в Москве. В 1986‒1993 годах — студент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и, позже, аспирант МГУ. Специализируется на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ, профессор с 2014 года. С 1995 года — кандидат исторических наук; защитил диссертацию «Патриарший приказной архив как источник по истории русской книжной культуры XVII в.» В том же году получил I премию на Конкурсе молодых учёных МГУ за книгу «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII‒XVI вв.» (М., 1994, совместно с Д. Н. Александровым). В 1993—2007 годах — редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства «Аванта+», принимал участие в подготовке выпускающейся последним серии «Энциклопедия для детей» и других изданий, руководитель проектов «Антология мировой детской литературы» и «Антология мировой фантастики». За подготовку «Энциклопедии для детей» был удостоен премии Президента РФ в области образования за 2001 год. В 1995‒2001 годах вёл ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования. С 1997 по 2009 год возглавлял собственное издательство «Мануфактура». В 2007‒2008 годах — редактор отдела культуры в общественно-политическом издании «Политический журналъ». С лета 2008 по март 2012 года — заместитель главного редактора в историко-культурном журнале «Свой» Никиты Михалкова. В 2011 году защитил докторскую диссертацию «Социальный состав высшего командования вооружённых сил России в 1530‒1570-е гг.» В 2011‒2013 годах преподавал на литературных курсах Московской городской организации Союза писателей РФ (группа жанровой романистики). Награждён Макариевской премией за монографию «Пожарский» (2013). В 2014—2017 годах — советник директора Российского института стратегических исследований]. С 17 мая 2017 года по 10 января 2018 года — главный редактор сайта Общества «Двуглавый орел». С 15 октября 2018 года — помощник Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Климента. Член объединённого диссертационного совета по теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Равноап.х Кирилла и Мефодия, ПСТГУ, МГУ и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Является заместителем председателя правления Историко-просветительского общества и членом редколлегии альманаха «Историческое обозрение». С 1994 года входит в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин РАЕН. Основатель и главный редактор (1997‒2001) журнала «Русское средневековье». Живёт в Москве. В 2001 году принял православие. В 1997 году начал и возглавил борьбу историков с так называемой «новой хронологией» академика-математика Анатолия Фоменко и литературно-публицистических произведений иных представителей жанра фолк-хистори, претендующих на научность, но не являющихся учёными и отрицающих академическую историю. В рамках кампании в декабре 1999 года организовал на истфаке МГУ посвящённую этому вопросу конференцию, собравшую более 400 ведущих учёных. Выпустил (в соавторстве) книгу «История России в мелкий горошек», ряд других книг и статей в периодических изданиях, посвящённых жёсткой критике фолк-хистори. Свои общественно-политические взгляды определяет как государственнические и имперские. В 1999 году стал одним из основателей объединения писателей-фантастов, историков, журналистов и литературных критиков имперско-патриотического направления — литературно-философской группы «Бастион». В её рамках руководил литературным семинаром для начинающих писателей-фантастов «Малый Бастион». Входит в созданный при ней в 2006 году Карамзинский клуб. Был членом историко-культурного общества «Московские древности» с 2009 по 2012 год. С апреля 2006 года по декабрь 2007 года и с января по декабрь 2009 года — председатель Координационного Совета (КС) Лиги консервативной журналистики. Член Центрального совета движения «Народный собор». С 6 ноября 2017 года по 5 ноября 2018 года глава Экспертной комиссии Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл». С 5 ноября 2018 года член Совета Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл». С 1997 года публиковал обзорные статьи и рецензии в еженедельнике «Книжное обозрение». Одновременно писал критические статьи в НФ-журналах и литжурналах. Выпустил 12 романов, около 50 рассказов, повестей, сказок. Составитель и издатель альманахов «Сакральная фантастика», а также «Мистикон». За критические и публицистические статьи отмечен премиями «Странник» (2000), журнала «Если» (2002, 2009), «Золотой Кадуцей» (ЗМ-2002), «Бронзовый кадуцей» (ЗМ-2008), «Серебряный Роскон» (2003), имени Тита Ливия (Форум альтернативной истории) за роман «Доброволец» (2007). Кавалер «Карамзинского креста» за роман «Доброволец» (2008). В 2001, 2005, 2008 и 2012 году был финалистом Международной литературной премии имени А. и Б. Стругацких. Со второй половины 2000-х годов стал писать меньше фантастики и большее внимание уделять русской истории. Создал ряд научно-художественных описаний государей, полководцев и святых эпохи Московского государства. Труды по истории: Замечательные российские историки XVIII‒XIX веков. М., 1995. Состав привилегированного купечества в первой половине XVII в. М., 1996. «Очень старый академик». Оригинальная философия истории Р. Ю. Виппера. М., 1997. «Высокомерный странник». Жизнь и философия Константина Леонтьева. М., 2000. Традиция. Сила постоянства (историко-философский феномен Традиции = исправленная и дополненная «Традиция и Русская цивилизация»). М., 2004. История на продажу (в соавт.). М., 2005. Иван Грозный. Бич Божий. М., 2006. Отечественная история (в соавт.). М., 2006. Воеводы Ивана Грозного. М., 2009. Митрополит Филипп. М., 2009 (ЖЗЛ). Опричнина и «псы государевы». М., 2010. Царь Федор Иванович. М.: 2011 (ЖЗЛ). Социальный состав русского воеводского корпуса при Иване IV. М., 2011. Иван Шуйский. М., 2012. Малюта Скуратов. М., 2012 (малая серия ЖЗЛ). Пожарский. М., 2012. Царь Федор Алексеевич. М., 2013 (ЖЗЛ). Рюриковичи. М., 2013 (ЖЗЛ). Московский миф. Сборник вольных эссе. М., 2014. Великие люди Русской церкви. М., 2014. Патриарх Гермоген. М., 2015 (ЖЗЛ). Пётр и Феврония. Совершенные супруги (в соавт. М.:, 2016. ЖЗЛ. Малая серия). Хранители старины. Древние города России (в соавт.). М.: 2016. Разгром турецкого флота в Лемносско-Афонской битве 1807 года. М.:, 2016. Князь Александр Владимирович Ростовский, воевода Ивана Великого. М.: 2017. Монография Иван IV Грозный: Царь-сирота. — М.: 2018 (ЖЗЛ). Полководцы Ивана III. СПб.: 2017. Русский историк Михаил Николаевич Тихомиров. М.-Севастополь: 2018. Проза, публицистика, критика: Философия абсолютной печали. Сборник эссе. М.: 1995. Мы — террористы. Повесть. М.: 1999. Романы: Полдень сегодняшней ночи. М.: 2000. Золотое солнце. М.: 2002 (в соавт.). Убить миротворца. Роман и рассказы. М.: 2003. Романы: Конкистадор.. М.: 2004. Дети Барса. СПб.: 2004. Долиной смертной тени. Роман и повесть. М.: 2005. Команда бесстрашных бойцов. Роман и повесть. СПб. 2005 (в соавт.). Созерцатель. Сборник повестей и рассказов. М. 2005. Доброволец. Роман. СПб.: 2007. Интеллектуальная фантастика. Монография и статьи. М.: 2007. Митрополит Филипп. Историческая драма с элементами мистики. М.: 2007. Маленькая княгиня. Сборник сказок. Рига: 2010. Группа эскорта. Роман. М.: 2011 (в соавт.). Братья Стругацкие. М.: 2012 (ЖЗЛ, в соавт.). Три эссе о Санкт-Петербурге. М.: 2012. Сборник эссе. Мастер побега. Роман. М.: 2012. Тихое вторжение. Роман. М.: 2013. Поклонение культуре. Статьи о братьях Стругацких. Севастополь: 2014. Цветок с Мадагаскара: Сборник сказок. Севастополь: 2014. Север. Сказы о Руси. М: 2017. Сборник рассказов. Смертная чаша. Роман. 2018. Михаил Александрович Тарковский родился в 1958 году в Москве в семье Марины Арсеньевны Тарковской и кинорежиссёра Александра Витальевича Гордона. Внук поэта Арсения Тарковского, племянник режиссёра Андрея Тарковского. В 1976 году поступил в МГПИ на специальность «география и биология». 5 лет работал на Енисейской биостанции. Опыт работы отражён в повести «Отдай моё» (2003). С 1986 года — штатный охотник, позже охотник-арендатор в селе Бахта Туруханского района. Главред альманаха «Енисей» (Красноярск). Писал стихи, потом перешёл на прозу. Премии: им. Ивана Петровича Белкина (2003, финалист); журнала «Наш современник» [лауреат]; сайта «Русский переплёт» [лауреат]; «Ясная Поляна» в номинации «XXI век» (2010). Книги: Стихотворения. М. 1991. За пять лет до счастья. М., 2001. Замороженное время. М. 2003. Автор идеи документального сериала «Счастливые люди» (2005). Тойота-креста. Новосибирск, 2009. Енисей, отпусти! Новосибирск, 2009. Замороженное время. Новосибирск, 2009 (в 2014 снят одноимённый документальный фильм, Михаил — автор идеи и текста). Повесть «Что скажет солнышко?» [Памяти жены]. Полет совы. М. 2018. «Тарковский — это настоящее, непридуманное, родное. То же пронзительное чувство узнавания, родства и причастности было, когда читал «Последний срок» Валентина Распутина» (Захар Прилепин). «Тарковский не сделал из своей громкой фамилии судьбы. Можно было подумать: неудачник. Но это участь совестливого и талантливого человека — сопротивляться тому, что написано на роду, и только когда собственная душа толкала на путь творчества, мучительно обретать на этом пути самого себя, чтобы быть самим собой, а не подобием. Тарковский — человек, с малых лет очарованный природой, сильной и могучей, воспринявший ее как Божий храм. Другой так любит степь или пустыню, а он — свою родную тайгу. Через любовь к природе он научился видеть хорошее, и это, без сомнения, его настоящий, редкий сегодня дар» (Олег Павлов). Правда жизни и правда литературы в повестях Тарковского приближаются друг к другу, и «искра какой-то единой, единственной правды будто окно прожжет, и что-то смертельно-личное станет вдруг образом».
Tags: Новости и история Церкви, Церковно-общественные события
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author