petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие от Иоанна толковое благовестное, 52 зачало, Ин. 15, 17 ‒ 16, 2



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее евангельское чтение начинается на 10-й минуте шестого часа записи (5:09:37). Си (сие) запов
ѣ́даю вамъ, да любите другъ друга. Аще мiръ вас ненавидит, вѣ́дите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ. Аще от мiра бысте были, мiръ убо своя любил бы; яко же от мiра нѣ́сте, но Азъ избрахъ вы от мiра, cего ради ненавидитъ васъ мiръ. Чтобы апостолы не подумали, будто Господь в укор им говорит, что Он полагает за них душу Свою и что Он избрал их, посему говорит: «Я заповедываю вам это ни в укоризну вам, ни в похвалу Себе как бы за какое достоинство, но чтобы души ваши более утвердить в любви друг другу; для этого Я исчисляю совершенства любви Моей к вам. Си заповѣ́даю вамъ, да любите друг друга». Так как терпеть гонение и ненависть – дело тяжелое и очень прискорбное, то в утешение их говорит: «Если ненавидят вас, это нисколько не ново, ибо Меня возненавидели прежде вас. Посему вы должны находить великое утешение и в том, что становитесь общниками Моими в перенесении ненависти». Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. За сим присовокупляет и другой способ утешения, более обязательный. «Вам, – говорит, – напротив, нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, то есть злые люди, любил вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь, когда злые ненавидят вас, вы радуйтесь. Ибо они ненавидят вас за добродетель; иначе, если бы вы не были добродетельны, мир любил бы свое. Но как Я отлучил вас от злобы мирской, то мир и ненавидит вас за то, что не участвуете в делах его». Помните слово, еже Азъ рѣ́хъ вамъ (которое Я сказал вам); нѣ́сть рабъ болiи господа своего (раб не больше господина своего). Аще Мене изгнаша (если Меня гнали), и вас изженутъ (будут гнать и вас); и аще слово Мое соблюдоша (если Мое слово соблюдали), и ваше соблюдутъ (будут соблюдать и ваше). Но сiя вся творятъ (все то сделают) вамъ за имя Мое, яко не вѣ́дятъ (потому что не знают) Пославшаго Мя
Что сказал выше, а именно, что Меня возненавидели прежде, нежели вас, то теперь излагает пространнее, подавая им большее утешение. «Вспомните, – говорит, – Мое слово о том, что раб не больше господина своего. А вы не больше Меня. Смотри же, как поступали со Мною. Если гнали Меня – Владыку, то тем более будут гнать вас – рабов. Если не гнали Меня, а соблюдали слово Мое, то и ваше будут соблюдать». Но все то сделают вам за имя Мое. Но этого нет. Ни Моего слова, ни вашего не будут соблюдать. Но все то сделают над вами за Меня. Посему, если вы любите Меня, переносите, что испытываете за Меня, Которого, по словам вашим, вы любите. Потому что не знают Пославшего Меня. Вот и еще причина к утешению. Они, обижая вас, оскорбляют вместе и Того, Кто послал Меня. Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне, и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению. Аще не быхъ пришелъ и глаголалъ имъ (если бы Я не пришел и не говорил им), грѣха не быша имѣ́ли (то не имели бы греха); нынѣ же грѣ́ха не имутъ о грѣсѣ́ своемъ (а теперь не имеют извинения во грехе своем). Ненавидяи енавидящий) Мене, и Отца Моего ненавидитъ. Аще дѣ́лъ не быхъ сотворилъ в нихъ ихъ же инъ ни кто же сотвори, грѣха не быша имѣ́лисли бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха). Нынѣ же и видѣша, и возненавидѣ́ша (и видели, и возненавидели и) Мене, и Отца Моего. Но да збудется слово писанное в законѣ ихъ, яко возненавидѣша Мя туне (да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно). Ужели справедливо они делают это? Ненавидят и Меня, и Отца Моего, и вас? Ужели в словах или делах Моих нашли они повод к такому поведению? Нет, грех их непростителен. Ибо не Я ли пришел и учил? Если бы Я не приходил, если бы не говорил, они могли сказать «мы не слыхали». А теперь злоба их неизвинительна. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Потом, так как они везде ссылались не на иное что, как на то, что вступаются за Отца (ибо говорят: Этот человек не от Бога, и тому подобное (Ин. 9, 16); посему прибавляет: Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Таким образом, и это нимало не служит к оправданию их. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Я же не только учение преподавал, но и дела творил, каких никто другой не делал, например, чудо над слепым, над Лазарем и прочие подобные. Какое же у них оправдание? Я со Своей стороны преподавал учение на словах и присовокупил доказательство от дел. И Моисей (Втор. 18, 18–22) заповедует слушаться того, кто чудеса творит и учит благочестию. А они теперь и видели такие дела, и однако возненавидели и Меня, и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Потом ссылается на свидетельство пророка: Возненавидѣша Мя туне (напрасно; Пс. 68, 5). Ненависть их родилась от одной только злобы, а не от иной причины. Законом, как мы часто говорили, называет не только Закон Моисеев, но и Книги пророков, как и здесь назвал Законом Книгу Давыда. Давыд Духом Святым вперед возвещал, что будет делать злоба их; а они, без сомнения, по злобе исполнили предсказанное пророком, и тем подтвердили истину пророчества. Егда же прiидет Утѣ́шитель, Его же (Которого) Азъ послю вамъ от Отца, Дух Истинныи, Иже от Отца исходитъ, Той свидѣ́тельствуетъ о Мне; и вы же свидѣ́тельствуете, яко искони со Мною есте. Когда же приидет Утешитель. Господь сказал ученикам: «Вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать». Они могли сказать: «Господи, зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас?» Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: «Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне». Он – свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь. Которого Я пошлю вам от Отца. Слова «Которого Я пошлю», показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (Ин. 14, 26), а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил от Отца. Пошлю Его Сам, но от Отца, то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из Собственных недр, но от Отца Он подается через Меня. Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Когда слышишь, что исходит, под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14). Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. И сначала бывшие со Мною, также будете свидетельствовать, что Я и словами, и делами сделал их безответными. Итак, не смущайтесь. Проповедь не будет без свидетельства; но Дух будет свидетельствовать знамениями и чудесами, и свидетельство Его будет достоверно. Ибо Он – Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание. Сей-то Дух будет свидетельствовать о проповеди. А также и вы будете свидетельствовать, потому что не от других слышали, но сами с самого начала находитесь со Мною. А свидетельство тех, которые сначала были с Ним, немаловажно. Сами апостолы впоследствии говорили пред лицом народа: Свидетели Его воскресения – мы, которые с Ним ели и пили (Деян. 10, 41). Итак, свидетельство с двух сторон: и от вас, и от Духа. О вас могут подумать, что вы свидетельствуете в угоду Мне; но Дух никак не будет свидетельствовать из угодливости. Си глаголахъ (сказал) вамъ, да не соблазнитеся (чтобы вы не соблазнились). От сонмищъ изженутъ вы (изгонят вас из синагог); но прiидетъ часъ (даже наступает время), да всякъ иже убiетъ вы (когда всякий, убивающий вас), мнится службу приностити Богу (будет думать, что он тем служит Богу). «Я, – говорит, – сказал вам об этом, прежде чем сбылось, для того, чтобы вы не соблазнились впоследствии, когда увидите, что многие не веруют вашей проповеди и что вы сами подвергнетесь бедствиям, но чтобы, заключая по тому, что Я сказал вам об этом прежде, нежели сбылось, приняли и утешение Мое с верою, что Я не обману вас в этом случае так же, как не солгал и в предсказании о бедствиях». От сонмищъ изженутъ вы (изгонят вас из синагог); отлучат от своих собраний и славных мест и лишат всякого общения. Ибо уже сложили, да аще кто исповѣ́сть Христа, от сонмища изженется (сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги; Ин. 9, 22). Но прiидетъ часъ (даже наступает время), да всякъ иже убiетъ вы (когда всякий, убивающий вас), мнится службу приностити Богу (будет думать, что он тем служит Богу). Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что мнѣ́ти на службу приностити Богу (будет думать, что он тем служит Богу), то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author