petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие от Иоанна толковое благовестное, 22 зачало, Ин. 6, 40‒44



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 6, 4044) начинается на 22-й минуте шестого часа записи (5:21:58). Текст евангельского зачала (22 зач.): Се́же е́сть во́ля Посла́в­шаго мя́, да вся́къ ви́дяи Сы́на и вѣ́руя въ Него́, и́мать живо́тъ вѣ́чныи, и воскрешу́ его́ Азъ въ послѣ́днiи де́нь. Постоянно говорит «Отец Мне дал» для того, чтобы поразить сердца их и чтоб они узнали, что они недостойны этого дара Божия. Ибо если Отец дает веру во Христа как нечто великое, а они ее не имеют, то, очевидно, они лишились дара Божия. «Итак, Я, – говорит, – не погублю тех, которых дает Мне Отец, то есть верующих в Меня, но воскрешу их, то есть удостою светлого воскресения». Воскресение двоякого рода: одно общее и вселенское, которым воскреснут и все грешники, а другое, которым воскреснут одни только праведники, восхищаемые на облаках по воздуху навстречу Господу и встречающие Господа с дерзновением. Сие последнее воскресение Павел называет возвышением по причине поднятия от земли. Ибо грешники, хотя воскреснут от гробов, но не поднимутся от земли на воздух, а останутся внизу, как осужденные. Посему праведники и воскреснут, и поднимутся, восхищаемые на облаках навстречу Господу (см.: 1 Сол. 4, 17), а грешники только воскреснут. Господь, объясняя значение слов «ничего не погублю из того, что дал Мне Отец», выражает ту же мысль другими словами «чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». Ибо Он говорит не иное что, как то же, что сказал выше. Слова «все, что дал Мне Отец» – тождественны со словами да вся́къ ви́дяи Сы́на и вѣ́руя въ Него́ (всякий, видящий Сына и верующий), а слово: не погублю – тождественно с словами и́мать живо́тъ вѣ́чныи (имеет жизнь вечную). Часто упоминает о воскресении для того, чтобы люди не ограничивали Промысл Божий одним видимым порядком дел, но знали, что есть и иное состояние, когда они несомненно получат награды за добродетель, и не оставляли течения к добродетели из-за того, что в настоящей жизни не обнаруживается воздаяние. Ропта́ху же у́бо июде́е о Не́мъ, я́ко рече́, Азъ е́смь хлѣ́бъ сше́дыи съ небесе́, и глаго́лаху, не Се́й ли е́сть Iсу́съ сы́нъ Iо́сифовъ, Ему же мы́ зна́емъ отца́ и Ма́терь. ка́ко у́бо глаго́летъ Се́й, я́ко съ небесе́ снидо́хъ? Отвѣща́ Iсу́съ и рече́ и́мъ, не ропщи́те между́ собо́ю,
ни кто́ же мо́жетъ прiити́ ко Мнѣ́, а́ще не Оте́цъ посла́выи Мя́ при­­влече́тъ его́, и Азъ воскрешу́ его́ въ послѣ́днiи де́нь. Когда Господь сказал: Азъ есмь хлѣ́бъ, то иудеи зароптали на Него, потому что обманулись. Ибо доколе они думали, что Он говорит о хлебе чувственном, они вели себя кротко, надеясь, что Он даст им сего хлеба и удовлетворит их чреву. А как Он открыл им, что у Него речь не о чувственном хлебе, а о духовном, то они в отчаянии ропщут. Ибо где им помышлять о духовной пище, жизни и воскресении? Соблазнялись об Нем, видя, с одной стороны, Матерь Его, а с другой стороны, слыша я́ко съ небесе́ снидо́хъ (Я сшел с небес). Смотря на видимое и не разумея, что Он же есть и Бог, они роптали, будто бы Господь обманывал, и говорили: не Се́й ли е́сть... сы́нъ Iо́сифовъ (не Иосифов ли это сын)? Сам же Спаситель не отвечает им: «Я не Иосифов сын»; ибо они не могли понять неизреченного рождения от Девы. Если же мысль их не обнимала рождения по плоти, тем более не могла обнять предвечного рождения от Отца. Что же Он отвечает им? Ни кто́ же мо́жетъ прiити́ ко Мнѣ́, а́ще не Оте́цъ Мой при­­влече́тъ его́ (никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец). Говорит это, не уничтожая самопроизволения, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога. Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. Итак, верующим благодетельствует вся Святая Троица, а не в частности один только Отец или один только Сын, но как Естество одно, так и действие благотворения одно: Отец приводит, Сын оживляет, Дух Святый для оживляемых служит дыханием; ибо всякий живой имеет и дыхание. Смотри, какая власть Сына. Азъ, – говорит, – воскрешу́. Не сказал «Отец Мой воскресит», но – Азъ. Ибо не всегда говорит о Себе уничиженно, а иногда открывает и высоту Своего Божества.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author