?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев; А. П. Лопухин

В ответ на вопрос Петра, Корнилий просто передал о бывшем ему видении. Тогда Петр начал свою проповедь о Христе. В речи Петра ясно различаются три составных части: 1) Вступительное изречение о принятии в Царство Божие людей добродетельных и набожных из всех народов без различия (ст. 34-35); 34 Петр отверз уста и сказал... ἀνοίξας δὲ Пέτρος τὸ στόμα εἶπεν... отверз же Петр уста рече... открыв же Петр уста, сказал... Некоторая торжественность речи для указания особой важности благовестия. Истинно познаю... ἐπ᾿ ἀληθείας καταλαμβάνομαι... по истине разумеваю... - выражение высшей степени уверенности и несомненности. 35 Приятен Ему... δεκτὸς αὐτῷ ἐστιν... - приятен, т. е. принимается Им (от прийти), не отталкивается, не лишается права на участие в благодатном Царстве Христовом. Таким образом, здесь вовсе не та мысль, что можно веровать как угодно и быть угодным Богу, достаточно лишь поступать по правде естественной. Это означало бы не необходимость и веры христианской для спасения и богоугождения, допускало бы полное религиозное безразличие, что невозможно, как невозможно быть блаженным без Христа, вне Церкви Христовой. Мысль Петра - не о безразличии религиозном, а о безразличии национальном в деле приведения ко Христу: угодный Богу во всяком народе так или иначе приводится ко Христу, как достаточно подготовленный получает средства ко спасению в христианстве и делается праведным пред Богом. В таком духе толкует данное место и св. Златоуст: «Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один богобоязненный не оставляется в презрении, ибо не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких людей...» 2) Краткое изображение деятельности Иисуса Христа до Его смерти (ст. 36-39) и по воскресении (ст. 40-42).

36 Он послал Слово... т. е. Господа Иисуса Христа, Сына Своего, Сына Божия, проповедавшего Царство Божие, царство всеобщего мира и спасения на земли. Сей есть Господь всех... Великие слова и для иудеев, и для язычников, - великие и потому, что здесь ясно и определенно Иисус Христос именуется Господом во услышание язычников, - и потому, что Он именуется Господом всех, т. е. как иудеев, так и язычников - в том смысле, что Он всех призывает в Свое Царство, и все имеют одинаковые права на вступление в это Царство Христово. 37 Вы знаете происходившее... Это знание происходившего в Иудее, т. е. хотя бы важнейших событий из жизни Иисуса Христа, предполагается апостолом и потому, что слушатели жили недалеко от главных мест совершения событий, и потому, что они, как расположенные к иудейской вере, не могли не интересоваться и не ознакомиться с событиями, молва о которых в то время охватила окрестные страны Палестины на далекое расстояние. Происходившее... начиная от Галилеи... τὸ γενόμενον ῥῆμα... ἀρξάμενος ἀπὸ τῆς Γαλιλαίας... - точнее слав.: вы весте глагол, бывши по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи... - ῥῆμα, глагол - слово, молва, а затем и то, чем они вызываются. Начиная от Галилеи, где Господь начал открытое служение Свое после крещения (Ин 2:1 и далее). 38 Помазал Иисуса... - разумеется по человечеству, как толкует Феофилакт: «Так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (см.: Евр 2:14), то о Нем и говорится, что Он как человек принимает то, что имеет по естеству как Бог...» Это помазание совершилось при крещении Иисуса. Бог был с Ним... - прикровенное и осторожное выражение мысли о Божестве Христовом. Апостол выражается так, чтобы не подать повода к языческому представлению Божественности Иисуса, Которого язычники легко могли принять за воплощение того или другого языческого божества. Ради немощи слушателей менее говорится о Лице Христа, чем должно (ср. Злат.). 39-40 и мы́ есмы́ свидѣ́теле всѣ́хъ, я́же сотвори́ во странѣ́ Иудéйстѣй и во Иерусали́мѣ: Егóже и уби́ша, повѣ́шше на дрéвѣ. Сегó Бóгъ воскреси́ въ трéтiй дéнь и дадé Емý явлéну бы́ти. Ср. Деян 1:8: Господь обращает это внимание на ожидающий их переворот в самих себе, когда само собою наступит все, что им наиболее важно и драгоценно; примете силу... силу именно от нашедшего на все Святаго Духа, - силу быть Мне свидетелями... даже до края земли, свидетелями и проповедниками о Мне, о Моей жизни, учении, делах, заповедях, обетованиях и предвещаниях. «Это изречение, говорит блаж. Феофилакт, есть вместе и увещание и непреложимое пророчество» Спасителя о том, чем будут и должны быть ученики Христовы по получении ими силы Духа Святого. Здесь же кроется и тонкий намек на то, как, чем и когда исполнятся их жизненные надежды на наступления Царства Мессии, царства Нового Израиля, в которое Израиль старый войдет лишь как часть, не исчерпывая собою всеобъемлющей силы и богатства не земных временных, а духовных вечых благ нового Царства. Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к язычникам и самарянам (Мф 10:5), то это ограничение апостольской деятельности снимается. Иерусалим лишь полагается начальным пунктом или центром, откуда лучи Евангельского Света должны озарить всю вселенную даже до края земли; Ср. Деян 3:15: Начальника жизни убили... - необыкновенно сильное выражение, противопоставляющее два столь резких контраста. Почтение жизни здесь берется в полном и совершеннейшем смысле (Ин, гл. 14), означая не только высшую духовную жизнь и вечное спасение, получаемые верою во Христа, но и всякую вообще жизнь, которой Христос есть основной источник, начальник и совершитель. Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели... Свидетели... ибо видели Его, воскресшего, - беседовали с Ним, ели с Ним, осязали Его, и через все это достаточно уверились в действительности Его воскресения, чтобы быть вправе свидетельствовать о нем и другим. Повесив на древе... - усиленное выражение, заимствованное из закона Моисеева, где с понятием повешения на древе соединяется понятие о проклятии. Этим до ужасающих размеров возводится виновность распинателей Мессии. Сего Иисуса... - Сего, а не другого какого-либо, именно Иисуса из Назарета. 41 не всѣ́мъ лю́демъ, но нáмъ свидѣ́телемъ преднаречéннымъ (предыизбранным) от Бóга, и́же съ Ни́мъ ядóхомъ и пи́хомъ, по воскресéнiи егó от мéртвыхъ. Ср. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... соблюди их во имя Твое (Ин 17:6, 9, 11); призванный апостол, избранный к благовестию (Рим 1:1); волею Божиею призванный (1 Кор. 1:1); избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых… Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею (Гал 1:1, 15); Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?.. И, взяв, ел пред ними (Лк 24:41, 43); Иисус говорит им: придите, обедайте (Ин 21:12). 3) ссылка на пророческие изречения о спасении всех во Христе (ст. 43). 43 о сéмъ вси́ прорóцы свидѣ́телствуютъ, оставлéнiе грѣхóвъ прiя́ти и́менемъ Егó вся́кому вѣ́рующему въ Онь. Ср. Деян 3, 24: И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.