?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Я́ко ту ся́ду, говорит Бог, разсуди́ти вся́ страны́ я́же о́крестъ, то есть народы, обитающие около Иерусалима: идумеев, аммонитян, моавитян, амаликитян, филистимлян, тирян, сидонян, потому что они собрали против Иерусалима и народы скифские. Потом иносказательно, выставляя на позор их истребление, называет избиение имáнiе виногрáда; копья и мечи, которыми умерщвлены, ― серпы́; наполненную кровью их долину ― теск и подподстави. Сказует же и причину наказания: я́ко умнóжишася злóбы и́хъ. Потом изображает смятение во время избиения. Глáси прогласи́шася нá поли суднѣмъ, я́ко бли́зь дéнь Госпóдень въ пóли суднѣмъ. Юдолию судебною пророк наименовал долину Иосафатову, так как на ней будет суд, и произнесется о них определение. Сказует же, что солнце, луна и прочие звезды лишатся света. И вероятно будет сие действительно, когда Бог всяческих подвигнет на них всю тварь. Впрочем, можно разуметь сие и иначе; потому что для оставивших жизнь и преданных смерти ни солнце, ни луна и ни одна из звезд не издают лучей света. И постигнутые неожиданными бедствиями пребывают во тьме, и день почитая за ночь. Господь же от Сиона воззовет, и от Иеросалима даст глас Свой, и потрясется небо и земля, Господь же пощадит люди Своя. А сим дает видеть, что и это действительно будет. Гласом же называет гром: ибо находим, что так назван гром и в книгах царств. Сказано: даде Господь гласы (слово: φωνἀς, читаемое у семидесяти, по-славянски переведено гром) и дождь (1 Цар. 12, 18). Посему показывает, что будет и громами поражать их и приводить в смятение землетрясениями, и в конец истребит небесными карами. Соделает же сие Господь всяческих по милосердию к народу Своему, чтобы он, как говорит Бог, воспользовавшись сим о нем промышлением, увидал. Яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся Сионе и в горе Моей святей. После сих событий Иерусалим будет славен, как пользующийся Моим о нем попечением; нападет страх на всех иноплеменных, так что и путник иноплеменный не пройдет чрез него, боясь того же, что было с теми народами. Ибо сие выразил, сказав: Иноплеменник и не пройдет его ксему. Но Божиим предречениям придти в исполнение не попускают совершенные ими беззакония; потому что Бог всяческих, при законоположении и при обетовании благ, изрекает слово Свое с ограничением; аще сохраниши заповеди Господа Бога твоего (Втор. 8, 6); и: аще ходити будете в путех Его (28, 9), и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1, 19, 20); а потому, если и не везде находим подобные ограничения, однако же и сказанное неопределенно понимаем таким же образом. И будет в той день, прокаплют горы наслаждение, и холми источат млеко. А сим означает земные плоды и хорошее состояние скота; потому что и молоко есть плод стад. И вси источницы Иудины источат воды, и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития. Источниками Иудиными наименовал водные источники, а источником, исходящим из дому Господня, ― благодать Святого Духа, о которой и выше предвозвестил, что напоила она не иудеев только, но все народы. Египет в погибель будет, то есть угаснет неистовая привязанность к идолам; потому что Египет ― началовождь нечестия. И Идумея в поле погибели будет, то есть утратит силу и земное мудрование; потому что Едом толкуется: чермный и земляный. Но сказанное понимать можно в историческом смысле. Как Египет погиб с уничтожением царства; потому что конец Египетскому царству положил Камбиз, сын Киров; так и Идумея подверглась опустошению, о чем свидетельствует самое дело. Подпали же они сему, по сказанному, в наказание за неправды, причиненные Иудее; потому что кровию праведною пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря; без всякой благовидной вины отваживались они на избиение иудеев. А жидовская во веки ся вселит, и Иеросалим в род и род. И взыщу крови их не учищу, и Господь вселится в Сионе. Как правдивый, говорит Бог, не потерплю, чтобы обиженные оставались без попечения о них, напротив того накажу обидевших, а их удостою Моего промышления, являя присутствие Свое в Сионе. Сказанное же: во век населится разуметь будем в смысле изложенном нами выше; потому что Богу, который правдив и ненавидит неправду, несправедливо было благие обетования исполнять для недостойных. Поэтому Иудеи неистово поступив против Благодетеля, сами стали виновниками рассеяния своего. А мы, вместо них призванные быть невестою, будем с горячностью любить возлюбившего и сподобившего нас великих даров Жениха, чтобы не лишиться вечных обетований, которые да улучим все мы по благодати спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу со Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.