petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Толкование на пророка Иоиля. Глава 2

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Обрати́теся ко Мне́ всем сердцем вашим (греч. ἐξ ὅλης τῆς καρδίας ‒ от всего сердца вашего), не разделяя его между удовольствиями и молитвою, но пребывая в посте. И разверзите (расторгните) сердца ваша, а не ризы ваша, то есть, водитесь помыслами сокрушенными, умягчите непокорное сердце, примите полезные советы, и оставив путь порочный, немедленно вступите на путь, ведущий к Богу; потому что у Него обильны источники щедрот и милости, и по долготерпению умеет Он и не приводить угроз в исполнение. Ибо сие выразил пророк, сказав: И и раскáявася о злóбах (сожалеет о бедствиях), то есть, устрашает угрозами наказаний, но с переменою людей в лучшее состояние Сам переменяет грозное на благоприятное. Бог всяческих не таков, чтобы совещавать Ему иногда то, а иногда другое, и подобно нам раскаиваться в том, что сделано Им; напротив того, и угрожая богат Он милостью, которую и подает раскаивающимся, в чем согрешили, и обещая блага, знает и добрых и тех, которые недостойны Его даров, и первым подает оные, а последним дает противное тому, что обетовал. И обетования и угрозы обращает в пользу людям, чтобы, убоявшись последних, и вожделев первых, возлюбили жизнь благочестивую. Потом пророк с некоторым колебанием обещает Божие благоволение, и сим устрашая нечувствительных. Кто весть (может быть, Он) обратилися и раскает (обратится и сжалится), и оставит за Собой (евр. acharaj) благословение: трéбу (жертву) и возлияние Господу Богу нашему, то есть остатки от трапезы для утоления голода. Вероятно, говорит пророк, что, оставив угрозы неисполненными, Бог дарует нам обычное обилие благ; почему будет совершаемо обычное служение при алтаре. Ибо благословением назвал он подаяние благ.
В сей-то надежде, продолжает пророк, воструби́те трубóю в Сióне, для поста и благоугождения Богу собрав весь народ, чтобы вся Церковь усердно внимала покаянию. Жившие долее других да предшествуют, да предстанет же и всякий возраст, не исключая и грудных младенцев; и недавно приявшие на себя брачное иго, оставив брачные торжества, со всем народом да прольют слезы покаяния. Собор же иереев при вратах храма и пред жертвенником, который близ сих врат, сетуя и молясь, да умилостивляет Бога всяческих, и да взывает: Междý степéни (ulam, преддверие храма или портик, притвор, пристроенный с восточной стороны храма, ведший во святилище, в следующей части храма, на внутреннем дворе священников, находился жертвенник, лицом к которому и должны были стоять священники) и требником (на ступенях жертвенника; греч. ἀνὰ μέσον τῆς κρηπῖδος, букв.: среди краев) восплáчутся жрецы́ (причину сего пророк показал выше, сказав: отъяся семидал и возлияние; Иоил. 1, 13) служáщiи Гóсподу, и рекýт, к плачущим должен присоединиться и сам священный и избранный чин, и должен между притвором храма и жертвенником рыдать, усердно восклицая и говоря: Пощади́ Гóсподи лю́ди Своя́, и не дáждь части (наследия) Сво­ея на укори́зну (поругание) да не (воз)обладáют и́ми страны́ (язычники) якоже да не рекýт въ странáх (среди народов): гдѣ́ éсть Бóг и́х. Здесь ясно показал пророк, что моление сие совершаемо было по причине Сеннахиримова нашествия, когда царь Езекия просил великого пророка Исаию, принести Богу молитву за народ. Из последующих же слов видно, что и земные плоды были повреждены в следствие ниспосланных от Бога казней; потому что Владыка, прияв покаяние, обещает дать им и пшеницу и вино, и елей, и дать с величайшею щедростью. Ибо пророк присовокупил: и насы́титеся и́х, то есть, будете пользоваться ими в сытость. И не (от)дáм вáс к семý (более на) поругáнiю в страны́ (среди народов). Даяние соответствующее прошению. Поелику молившиеся говорили: не дáждь части (наследия) Сво­ея на укори́зну (поругание), да не рекýт въ странáх (среди народов): гдѣ́ éсть Бóг и́х? ― то Бог дал и ответ, согласный с сим прошением: не попущу, чтобы вы послужили посмешищем для соседей, но покажу промышление Мое о вас, чтобы из совершившегося с вами и соседи ваши дознали крепость Бога вашего. И иже (τὸν ἀπὸ… ближе: саранчу, а отдаленнее: врагов) от севера отжену (удалю) и́ (его) от вас нá землю без воды, и погублю́ лицé егó (переднее его полчище) в море пéрвем, и зáдняя егó [полчище] в море послѣ́днем, и взыдет гной (пойдет зловоние) его и взыдет (поднимется) смрад его, яко (так как он) возвеличи(лся, ἐμεγαλύνθη, проявил гордость и самохвальство) дéла(ми) своя. Тем, кто от севера называет Бог Ассириян, которых сперва не допустил до Иерусалима, множество их поразив рукою Ангела, а потом соделал добычею Вавилонян, и Вавилонян также предал Персам. Посему морями называет воинство: первым ― воинство вавилонское, которым разорена столица Ниневия; а последним ― персидское; потому что Персы, под предводительством Кира, взяли Вавилон, весьма многих предали смерти, а прочих сделали рабами. Гнилостию (гноем) же и смрадом назвал зловоние от них по смерти; потому что и сие последовало, когда тела, что бывает во время войны, брошены были не погребенными. Когда же совершено будет сие Мною, продолжает Бог, уповáй (дерзай) землé рáдуйся и весéлуй, я́ко воз­вели́чи Госпóдь я́ко сотвори́ти. И чтобы подробным описанием не продлить сверх меры слова, скажу, что и скотам повелевается также дерзать; потом что и дожди будут, как обычно, появится и трава, и корму будет в сытость; и виноградные лозы, и смоковницы, и другие плодовитые дерева будут обременены всякого рода плодами. Очевидно же, что к земле и к скотам обращает речь Бог не потому, что они разумны, но отовсюду заимствуя, что служило бы в утешение опечаленных. Посему, немедленно оставив неодушевленную землю и роды бессловесных, обращается к природе разумной. И чáда Сióня рáдуйтеся, и весели́те ó Господе Бóзѣ вáшем, потому что подаст вам все нужное на потребу, и надожди́т (даст) вáм дóждь во время, рáнныи и пóздныи я́коже (как) и прéжде. Такое же будет обилие плодов, что на гумнах не достанет места колосьям (напóлнятся гýмна вáша пшени́цы), и (24) прелiю́тся (преизлиются, переполнятся) тесцы (точила) винóмъ и маслом. И ясно показывая, что не вражеское только претерпели нашествие, но наказаны были и саранчой и другими тяжкими карами, немедленно присовокупил: и отдáм (воздам) вáм в лѣ́т мѣ́сто (за те годы) в ня́же (в которые) поядóша прýзи (саранча), и мши́ца (черви), и си́плеве (вредная роса) и гýсеница, си́ла (войско) Моя́ вели́ка ю́же (которое) послáхъ на вы́. Гусеницу назвал силою Своею великою не потому, что в ней имеет великую силу, Презираяи на землю, и Творяи ю трястися: Прикасаяйся горам и дымятся (Пс. 103, 32); Запрещаяи морю, и Изсушаяи е (Наум. 1, 4) и столько мощный, что может совершить еще тысячи больших дел; но поелику велик был вред, причиненный людям гусеницею, то наименовал её силою великою. И изъясте ядýще и насы́титеся (до сытости будете есть), и похвáлите и́мя Гóспода Бóга вáшего Иже (Который) сотвори́ с вáми чудесá, ибо это главное из благ ― не до пресыщения наслаждаться благами, но песнословить Подателя благ. А тем, которые столько признательны и помнят Божии благодеяния, обещает Бог, что не посрáмятся лю́дiе (народ) Его в вѣ́к. Если же ныне иудеи в посрамлении, то не солгал в обетованиях нелживый Бог, но Иудеи сами соделали себя недостойными обетований, став неблагодарными к Благодетелю, Домовладыку назвав Веельзевулом, убив Наследника, и не только не воздав во время плодов, но покусившись похитить и наследствие (Мк. 12, 7).
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author