petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Иконография Страшного Суда. Композиция иконы

Автор: епископ Николай (Погребняк)

Икона Страшного суда является чрезвычайно богатой по количеству действующих лиц и включает изображения, которые можно сгруппировать по трём темам:
1 Второе Пришествие Христово, воскресение мёртвых и Суд над праведными и грешными
2 Обновление мира
3 Торжество праведников в Небесном Иерусалиме.
Рай в образе священного града — Горнего Иерусалима с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников    
             
                                 

Как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого Ангелами.
Вверху часто изображается Бог Саваоф, затем Ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) ― справа.

                                                               
                 
По сторонам центральной группы сидят апостолы (по 6 с каждой стороны) с открытыми книгами в руках.
За спинами апостолов стоят Ангелы — стражи Небесные.              
(С четырьмя Архангелами — Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом часто связывается эсхатологическая тематика. Эти Ангелы должны трубным гласом воззвать мёртвых на Страшный Суд, они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы).
В центре композиции иконы изображается Христос — «Судия мiра».
Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предотеча — ходатаи за род человеческий на этом Страшном Суде.
У их ног Адам и Ева — первые люди на земле, прародители рода человеческого — как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества.

                               
              
Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами когда мы видели Тебя алчущим и прочее.           
Среди грешников в поздних композициях народы сопровождаются пояснительными надписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы.
Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь). На нем одежда Христа, Крест, орудия Страстей, и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на Суде сядет, о кий страх тогда Ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава).
Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы — то есть «мера дел человеческих». Около весов Ангелы борются с бесами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей).

                             

Ангел указывает Даниилу на четырех зверей.
Сюжет «райской темы»: изображение, иногда на фоне деревьев, Богоматери на престоле с двумя Ангелами и иногда с благоразумным разбойником по сторонам.                       
«Видение Даниила» — это четверо животных (в кругу), и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы. В центре сидит полуобнаженная женщина — её олицетворение. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых.
Ад изображен в виде «геенны огненной» — полной пламени, в котором плавает страшный зверь, морское чудовище, на котором верхом сидит сатана с душой Иуды в руках. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех, иногда вместо него изображается огненная река. 

                             
           
В нижней части сюжеты рая — «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев)               
В поздних иконах появляются надписи, указывающие вид наказаний («Тьма кромешная», «Мраз» (мороз), «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней») и тип наказуемого греха. Увитые змеями женские фигуры — изображение адских мук.
С левой стороны — «райские» сюжеты. Помимо «Лона Авраамова» изображены ворота рая (стерегомые Серафимом), к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. В огне горят грешники, мучимые бесами (в особых клеймах могут показываться отдельные мучения). Ровно посередине изображен прикованный к столбу милостивый блудник, который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».         
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author