petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Тесный путь. Великим постом

Приближается Великий пост. Уже по субботам мы слышим на Всенощном бдении слова покаянного песнопения, любимого многими верующими людьми: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». На воскресной Литургии снова вспомнили притчу о мытаре и фарисее. Эта евангельская притча, произнесенная Спасителем, учит нас смирению и дает образец молитвы, с помощью которой кающийся грешник привлекает к себе милость Божию. Миновала Неделя о блудном сыне, впереди Неделя о Страшном суде, затем Прощенное воскресение, сопровождаемое вспоминанием об Адамовом изгнании. Совсем немного времени осталось до Великого поста, и это время дано нам для подготовки к нему. А помогают нам в этом деле и богослужения Церкви, и чтение Священного Писания, и обращение к творениям святых отцов. В их ряду стоят сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), которого Святая Церковь называет учителем покаяния. Сегодня представляем два сборника, которые составлены на основе творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Один из них назван «Тесный путь». «Учение о тесном пути, преподанное Священным Писанием, излагается святыми отцами весьма сильно, глубоко, ясно, убедительно, в изобилии, как такой род пищи, который имеет важнейшее значение на духовной трапезе духовного слова». Тесный путь, заповеданный нам самим Господом Исусом Христом в Его Святом Евангелии, вводит идущего им в вечные райские обители, а путь широкий и пространный ведет к вечной погибели в безднах ада.  Спросим себя, а по какому пути идем мы? а предлагаемые поучения святителя Игнатия, собранные в книге «Тесный путь», помогут каждому честно ответить на это вопрос.
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13‒14). Этот отрывок из Евангелия можно сделать эпиграфом к нашей сегодняшней программе. В 2018 году исполняется 30 лет со дня прославления в лике святых епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова) на юбилейном соборе 1988 года. И сегодня на нашей книжной полке книга, выпуск которой приурочен к этой знаменательной дате. Сборник составлен по трудам святителя Игнатия, этого выдающегося духовного писателя 19-го столетия, который сам прошел очень непростой путь духовного становления. Книга, о которой сегодня пойдет речь так и называется «Тесный путь». Итак, в Евангелии Господь дает нам заповедь: Входите тесными вратами (Мф. 7, 13‒14). Что это за тесные врата и узкий путь, о которых говорит нам Святое Евангелие? Почему только он ведет в жизнь; и что это за широкий путь, ведущий в погибель, которым идут многие, и почему узкие врата даже находят немногие? На эти вопросы и отвечает сборник статей святителя Игнатия (Брянчанинова), представляемый в сегодняшней программе. Что же представляет собой этот узкий, тесный путь, о котором говорит Господь в Евангелии? «Узкие врата – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – это тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям». Т.е. исполнение евангельских заповедей и жизнь по ним – это и есть тот тесный путь, по которому нам заповедано идти. Кажется, все просто, исполняй Евангельский закон и все, но как оказывается это непросто на деле. И вот, чтобы помочь нам исполнить заповедь Божию и утвердить нас на этом непростом пути, святитель Игнатий тщательно поясняет и причины, по которым мы должны держаться пути тесного, и вдохновляет примерами Самого Господа и святых, прошедших вслед Христу, сообщает и обетования Божии тем, кто не побоится пойти этим путем. «Путь спасения, читаем мы у святителя Игнатия, вводящий в жизнь вечную, установлен Господом тесный и прискорбный (Мф. 7, 13), установлен и всесвятым примером Господа, и всесвятым учением Господа». И действительно, читая Святое Евангелие мы видим, что вся жизнь нашего Божественного Учителя прошла в скорбях: «Страдальческою была земная жизнь Богочеловека: окончилась она страдальческою кончиною, пишет святитель. Вслед за Господом прошли в блаженную вечность все святые, прошли путем тесным и прискорбным». Как видим не только Сам Господь прошел путем страданий, но и все ученики его и последователи всегда были гонимы, прибывая в различных скорбях и теснóтах, «обуздывая плотские пожелания подвигами, распиная дух на кресте Христовом, который составляют собою для падшего человеческого духа заповеди Евангелия». Здесь святитель указывает на то, что исполнение Евангельских заповедей для падшей человеческой природы является крестом, распятием, а это всегда сопровождается страданиями. Т.е. наша природа, наше естество испытывают страдание при исполнении Заповедей. Потому что заповедь духовна, а мы находимся в плотском состоянии. И поэтому наша плоть всегда противится Евангельскому закону, о чем свидетельствует и апостол Павел, говоря, что плоть всегда желает противного духу, что плоть и дух всегда между собой противоборствуют. И в этой борьбе плоти и духа многое зависит от нашего произволения, на чьей стороне будет победа. И такая борьба всегда связана с определенной внутренней тугой, а иногда и с настоящим страданием для нашего падшего естества. Но такое «скорбное положение во время земной жизни, пишет святитель Игнатий, есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого как установления Господня невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою мудростью, никаким благоразумием, никакою предусмотрительностью». И потому все, желающие идти путем спасения должны благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие угодно будет Промыслу Божию попустить им во время их земного странствования. «Все праведники, пишет свт. Игнатий, провели земную жизнь в скорбях! Ни один из них не достиг неба, шествуя по широкому пути земного благоденствия, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). И это конечно является для нас большим утешением в наших земных скорбях. И если даже «невинный и всесвятый Господь провел земную жизнь в страданиях: тем более виновные должны пострадать с полным сознанием, что они достойны страдать»; а главное «они должны радоваться, что кратковременными страданиями избавляются от вечных страданий». В статье под названием «Тесный путь заповедан Самим Богом для истинных служителей Его» святитель Игнатий указывает причину, по которой Господь оставил нам такую заповедь. «Причина, ― пишет святитель, ― заключается в следующем: человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, в раю привлекши к себе смерть преступлением заповеди Божией». Т.е. причина кроется в нашем падении, происшедшем вслед за нарушением заповеди первыми людьми. Сразу по совершении греха вошла в человека смерть, поразившая душу и тело. Душа умерла сразу, а тело умирало постепенно. Грех, войдя в человека, стал его второй природой. Поэтому признание своей греховности есть деятельное признание своего падения. Признание его необходимо для покорного перенесения скорбей. Человек преступил Божию заповедь и низвержен за это из рая на землю. Земля — это лишь временное его пристанище, место его изгнания. Искупительной Жертвой Исуса Христа нам дан шанс вернуться в свое Небесное Отечество, однако для этого нам необходимо в первую очередь признать свое падение и погибель. Иначе, нам не нужен будет Спаситель и Искупитель. Если у нас все в порядке, зачем нас спасать и от чего? В спасении и в Спасителе нуждается только тот, кто признает себя погибающим, в противном случае Спаситель ему просто не нужен. «Кто не признает своего падения и погибели, пишет святитель, тот не признает Спасителя, отвергает Его!» Так не нужен Он был фарисеям, которые, не видя своей греховности, возомнили себя праведниками, и пылая ко Христу неистовой злобой распяли Его. Убили Того, Кто пришел в мир «спасти погибшия». Но они-то не считали себя погибшими, поэтому и не смогли увидеть в нем Сына Божия. Святитель Игнатий утверждает, что «признание себя достойным временных и вечных казней предшествует познанию Спасителя и руководит к познанию Спасителя, как видим из примера, представленного нам разбойником, наследовавшим рай (Лк.  23, 40‒43)». Т.е. только признание за собой греховности делает нас способными к принятию Христа. Видение греха своего рождает покаяние и вопль к Богу о помиловании. Ведь только признающий себя виновным, всегда готов понести любое наказание. В этом состоит деятельное покаяние – понести наказание за свои грехи, ради прощения этих грехов. «Все христианское житие на земле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственною покаянию, читаем мы у святителя Игнатия.  Христос пришел призвать нас на покаяние. Обрати особенное внимание на слова Его: Пришел призвать к покаянию (см.: Мф. 9, 13). Не веселье, не трапезы, не гуляния, не пирования, не лики, но покаяние, но плач, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам здесь Господь наш». Святитель, говоря о кресте и страданиях, не забывает утешить и обещанием воздаяния, которое подает Господь всем трудящимся на духовной ниве. Ведь у Бога все премудро и, если Господь попускает страдания и скорби, то знает и меру их, и подает вместе с ними и утешение: «Имеется здесь и для христиáн веселие, но духовное. Они радуются не о злате, серебре, пище, питии, чести и славе, пишет преосвященный Игнатий, но о Бозе Спасе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечного живота». Святые отцы, прошедшие по жизни путем тесным и прискорбным, улучив спасение и благодать Божию, оставили нам свои драгоценные творения, в которых изложили этот путь – путь тесный, скорбный, но ведущий в широту небесную. Изведав на опыте, они говорят о том, что вставший на этот путь увидит по слову Господа, что иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Легким же оно становится не само по себе, но от того, что Господь никогда не оставляет своих подвижников и всегда подает им Свою всесильную помощь. А еще оно становится легким от того, что обетования данные Господом тем, кто исполняет Его заповеди, весьма отрадны и утешительны. «Но не на то смотри, что этот путь труден и тесен, а на то, где он оканчивается... Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случатся с нами многие несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны; но не таков тот град, к которому ведут они», – ободряет христианина святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на слова Господа о тесном пути. Поэтому ободримся и с полным доверием Богу пойдем по пути, которым шествовал Он Сам и все святые – по пути тесному, но ведущему в широту небесную. Святитель Игнатий говоря о необходимости шествия ко спасению тесным путем утверждает, что «Кто проводит земную жизнь в наслаждениях, тот отрекается от своего спасения» и что «бесскорбная земная жизнь человека служит верным признаком, что Господь отвратил от него взор Свой, что он не угоден Господу, хотя бы и казался по наружности добродетельным». Поэтому не стоит нам пугаться возможных скорбей. Все это пройдет, земная жизнь пролетит быстро, а вечность нескончаема. Так неужели не стоит нам потрудиться хотя немного в этой временной жизни, ограничить себя и утеснить, ради величайшего воздаяние от Бога ― вечной блаженной жизни. Второй сборник, называется «Великим постом». Великий пост, как говорят издатели, ― это время, когда воздержание, покаяние и молитва должны стать главным средоточием жизни христианина. Проверить себя: так ли мы проводим это время, и приносим ли мы добрый плод, который есть покаяние, нам помогут также поучения святителя Игнатия, раскрывающие суть постного подвига и правила его прохождения. Открывает книгу поучение архипастыря о спасении. Обращаясь к народу, святитель в частности, отмечает: «Все мы кратковременные странники на земле. Каждый из нас погостит на ней, сколько ему назначено Богом, и потом умрет, умрет непременно. И дома наши, и сады, и поля, и имущество, и самое тело будут отняты у нас смертью. Душа, одна душа со своими делами, добрыми или злыми, пойдет в вечность, в вечности будет или постоянно блаженствовать и радоваться, или постоянно мучиться, плакать и стонать. Побеседуем же о том, как нам спастись, как благоугодить Богу, как избавиться от горького ада, как наследовать рай сладости». Святитель Игнатий наставляя народ, убеждает их «тщательно внимать его словам, чтоб понять их и помнить». И далее он перечисляет те средства, которые помогают нам достичь спасения. «Кто верный сын Православной Церкви, ― говорит святой отец, ― кто ежедневно, а еще лучше, если ежечасно, на всяком месте владычества Божия, вспоминает Бога и просит у Него милости и помощи, кто по воскресным и праздничным дням тщательно посещает храм Божий, а дома молится каждое утро и вечер, кто милостив к нищим и странным, кто приносит раскаяние в своих грехах и приобщается святых Христовых Таин, кто терпит великодушно посылаемые ему Богом скорби, кто тщательно занимается изучением слова Божия, тот имеет у себя драгоценный залог спасения». Но, как отмечает святитель, «ему еще предлежит подвиг: он необходимо должен хранить свое сокровище ― свое спасение ― от грехов, особливо от грехов смертных». Все мы знаем, что нет такого человека, который бы не грешил. Все мы, по словам святителя, «заражены суетными и греховными пристрастиями». Но даже тому, кто находится «в глубокой пропасти, во аде грехопадения», всегда придет на помощь – покаяние. По учению святителя Игнатия, покаяние – это единственно возможный путь, который ведет человека ко спасению, потому что «за покаяние Бог дарует прощение грехов». О покаянии святитель беседует с нами со страниц этой книги. Сначала две беседы в дни Богоявления, когда мы вспоминаем Крещение Господа нашего Исуса Христа и то, что «Предтеча Спасителя и Сам Спаситель начали проповедь к падшему человечеству с призвания его к покаянию и с обетования Небесного Царства за удовлетворительное покаяние». «Покаяние, - по словам святителя, - есть первая новозаветная заповедь; покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели». В первую подготовительную неделю к Великому посту мы, как уже отмечалось, слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. «По какой причине Святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого поста?» Как говорит святитель Игнатий, «с целью охранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если ж пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность». Чтобы этого не случилось, Господь на примере мытаря и фарисея показывает нам, что нужно «неусыпно следить за собою, замечать свои недостатки и погрешности», научиться «богоугодному предстоянию пред Богом, за которое похвален Евангелием смиренный мытарь. Молясь Богу из глубины и искренности сердечного сознания в греховности, мы наверно получим прощение грехов и обилие истинных благ, временных и вечных: «яко всяк смиряяй себе, вознесется» всесильною и всеблагою десницею Господа Бога, Творца и Спасителя нашего». Обратившись к поучению святителя Игнатия, которое он преподал народу во вторую подготовительную неделю к Великому посту, Неделю о блудном сыне, мы увидим, что он снова напоминает нам о том, «в чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это подвиг покаяния. В настоящие дни, говорит святитель, мы стоим пред временем, преимущественно посвященному покаянию, как бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: «покаяния отверзи» нам «двери, Жизнодавче!» Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 10), возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах слышателей, благоволил дополнить их притчею. Евангельская притча, как отмечает святитель, это Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила Святая Церковь всенародное чтение притчи (о блудном сыне) пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов ― первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает радоваться и веселиться, яко меньший брат их ― род человеческий ― был мертв и ожил: пропадал и нашелся при посредстве Искупителя (Лк. 15, 32). В следующую Неделю о Страшном суде святитель Игнатий напоминает нам, что «неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд. Неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти». Поэтому святой отец призывает нас «бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки». Всему этому способствует время Великого поста, в последнюю подготовительную неделю которого Святая Церковь призывает нас: «отпустите, простите ближним согрешения их пред вами». И как говорит святитель Игнатий: «Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.  6, 14‒15). Неустанно к покаянию призывает нас святитель Игнатий своими трудами, своими проповедями и словами, главное содержание которых – ревностное желание помочь христианам возгореться духом к искоренению порока и насаждению внутреннего благочестия в их сердцах. И сегодня, когда до Великого поста осталось совсем немного времени, услышим слова святителя, обращенные ко всем нам: «Употребим время, назначенное святою Церковию для приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно!» Этими словами святителя Игнатия (Брянчанинова) мы и завершаем нашу программу.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author