petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать, или искусство жить

Три вещи неизвестны человеку: когда он умрет, где он умрет и какая участь ожидает его за гробом. Поэтому он должен всегда ожидать смерти и постоянно помнить, что день сегодняшний может оказаться последним. И что именно этот день предназначен для спасения. Господь премудро сокрыл от нас время смерти. Ее не видно, как путника в тумане; она входит в дом без стука; она, как нежданный гость, не предупреждает о своем приходе; она уводит человека за собой, как страж уводит узника на суд, ― в том, в чем застанет его. Кто не помнит о смерти, к тому она приходит как враг и ведет его в плен, точно закованного в цепи. Кто помнит о ней, к тому смерть приходит как друг и ведет его как освободитель от трудов и страданий в страну вечного покоя. Таким образом, готовиться к смерти мы должны всю жизнь, но особенно важно не потерять те драгоценные дни, часы и минуты, когда человек, прощаясь с землей, уходит в вечность. Об этом напоминает нам архимандрит Рафаил (Карелин) в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется «Умение умирать или искусство жить». По словам архимандрита Рафаила (Карелина), некоторые люди считают, что память о смерти может парализовать волю человека, сделать его не способным к труду, лишить цели в жизни, погрузить в состояние постоянного уныния. Но это не так. Уныние есть следствие разочарований или неисполненных желаний. Память же о смерти, напротив, заставляет человека дорожить временем, помогает понять, что его истинная цель лежит за чертой земной жизни. Именно об этом неоднократно напоминает нам автор книги. И, конечно, отвечает на вопрос: «В чем заключается это искусство ― искусство жить? Его ответ звучит неожиданно, от которого многим, быть может, станет в первый момент не по себе. Искусство жить заключается, согласно точке зрения архимандрита Рафаила, в умении… умирать.
Да, действительно умирать ― умирать для мира, для царящего в нем греха, для поработивших наше сердце страстей. Многое должно отличать христианина от людей, не знающих Бога и без Бога живущих. Но одно из самых коренных отличий - в отношении к вопросу жизни и смерти. Для человека неверующего смерть ― последняя черта, за которой уже ничего нет. Для христианина ― грань, отделяющая время от вечности, жизнь краткую и призрачную от бесконечной и истинной. Как пишет отец Рафаил в одной из глав этой книги, «наша жизнь похожа на сновидение, а смерть ― на пробуждение. Проснулся человек, и все, что было во сне, осталось во власти минувшей ночи. То, что он считал жизнью, на самом деле было умиранием, а то, что он считал смертью, оказалось жизнью. Человек считал образом смерти могилу, в которую закопают его тело, сама могила представлялась ему бездонной черной ямой, где он исчезнет, растворившись в земле, как дождевая капля в океане, исчезнет в черной космической ночи, где исчезает сознание, где остается только не имеющая ни конца, ни края пустота. Но могила оказалась не концом его бытия, не дверью в подземелье, которую наглухо заперли на ключ и заложили камнями, а рождением в новую жизнь. То, что представлялось ему на земле главной целью: власть, богатство, наслаждения, ― все это оказалось темным негативом бытия. Видимое, исчезнув, стало невидимым. Невидимое стало единственно реальным». Однако нам, пока еще живущим на земле, увидеть это не дано.  Это будет потом, когда каждый из нас сам будет стоять на пороге жизни и смерти. Но для того, чтоб узнать и осознать это, нам дано время нашей жизни, которое впрочем, очень скоротечно, оно, по словам отца Рафаила, течет, как широкая бесшумная река. Что ни делает человек: спит он или бодрствует, работает или молится, думает о смысле жизни или погружен в суету своих страстей, ― час за часом, день за днем волны этой реки в неустанном беге стремятся друг за другом». А если земная жизнь коротка, если она исполнена скорбей, если нет в ней подлинного, непреходящего счастья, то зачем же дал нам ее любящий, милосердный Господь? Для того, говорят издатели, чтобы, познав, как бессмысленна она сама по себе, мы искали смысл своего существования за ее пределами. Для того чтобы поняли, что она ― время покаяния, а не радости и утех, время делания, а не время воздаяния. Для того чтобы увидели себя в ней путниками, идущими по дороге в вечность, по той дороге, на которой мы должны взыскать и действительно обрести Бога. «Земная жизнь, по словам отца Рафаила, ― бессмыслица, когда ее делают самоцелью. Если хотят выжать из нее, как из гроздей винограда вино, напиток наслаждения, то она превращается в горькую чашу полыни. Страсть ― мед, смешанный с ядом. Счастье на земле ― тень, которую нельзя догнать: человек бежит за собственной тенью, а она убегает от него. Но если смотреть на жизнь как на путь к вечности, тогда она открывается душе как великий дар, тогда ее темные глубины озаряются светом, тогда человек понимает, зачем он живет, почему страдает, во имя чего борется. Тогда все становится на свои места, и человек сознает, что жизнь дана ему для того, чтобы приобрести навечно образ Божий или образ сатаны». «Здесь, на земле, - напоминает автор, ― определяется, с кем душа ― с Богом или с диаволом. Там, в вечности, уже не определение, а осуществление, поэтому так ценна земная жизнь, так дорого каждое ее мгновение, которое может быть ступенью лестницы, ведущей ввысь, к духовным небесам, или вниз, в бездну, поистине не имеющую дна». Здесь, на земле, решается наша вечная участь. Решается она не Богом, но нами. Господь есть бесконечная Мудрость, неизреченная Любовь. По любви Своей Он желает спасти каждого из нас. По мудрости Своей знает, как это сделать. От нас же зависит принять это спасение или отвергнуть его. Соединяет человека с Богом исполнение Его всесвятой воли. Нарушает это единение, отторгает от Бога, становится как бы стеной между Ним и человеком жизнь по воле своего развращенного, испорченного сердца. Воля Божия открыта для нас, выражена самым полным и определенным образом в заповедях Господних, в послушании которым и заключается спасение человека. Вообще послушание ― это такая добродетель, без которой, по слову преподобного Иоанна Лествичника, никто из оплетенных страстями не увидит Бога. Диавол ― непокорный, мятежный дух, дух противления, безумного своеволия. И потому послушание ― как образ жизни, а самое главное, как внутреннее устроение души, необходимо: оно как бы исторгает человека из демонских рук и передает его в руки Божии. Кажется, что все эти истины совершенно очевидны для любого христианина. Но, как отмечают издатели, одна из тяжелейших душевных болезней есть забвение. Забвение о должном, к которому приводит человека его рассеянная жизнь, его нерадение, а более всего обольститель-мир и еще худший обольститель ― диавол. И если этот недуг ― забвение ― поражал и расстраивал внутреннюю жизнь людей во все времена, то тем более ― в наши дни. Вот почему эта книга отца Рафаила так своевременна именно сейчас. Обращенная к душе человека, к его сердцу, она действует, словно рука, которая решительно отдергивает завесу забвения, закрывающую внутренние очи христианина, открывает ему истину о том, что есть и что будет. Иногда автор кажется чрезмерно категоричным в своих оценках, иногда его слова попросту представляются страшными ― так, что у читающего их невольно рождается вопрос: «Да как же можно обо всем этом говорить?..» Но самое главное ― то, о чем пишет здесь отец Рафаил, действительно правда, и об этом необходимо знать человеку, чтобы не потерять зря, не погубить данного ему Богом драгоценного дара – вечной жизни. Статьи, из которых составилась книга, написаны в разное время. Поэтому в них порой встречаются некоторые повторы, они точно перекликаются друг с другом. Отец Рафаил как бы возвращается к уже сказанному, чтобы взглянуть на него несколько иначе, дополнить, уяснить. Это совсем не затрудняет чтение, скорее наоборот, сообщает книге некую цельность, она оказывается словно прошита единой нитью – мировоззрением, мироощущением автора, его последовательностью и определенностью в своих взглядах. «День смерти больше, чем день рождения» ― так сказал преподобный Марк Фраческий монаху, который должен был похоронить его. День смерти, в сущности, и является днем рождения в ту жизнь, которой нет конца. В книге «Умение умирать или искусство жить» отец Рафаил много говорит о смерти, о скоротечности земного бытия, о необходимости готовиться к переходу в вечность, к ответу за прожитую жизнь. Говорит о том, что важнее всего и о чем человеку бывает так трудно и так неприятно помнить. И каждое, даже повтопяющееся, слово батюшки не окажется лишним, а скорее войдет в сердце читающего, зазвучит в унисон с голосом совести, заставит пристальнее, требовательнее всмотреться в себя. Заставит по-настоящему захотеть научиться тому искусству, которому посвящена эта книга, ― искусству жить, как подобает христианину.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author