О самом отце Кирилле издатели рассказывают следующее. Иван Дмитриевич Павлов (как звали старца в миру) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С двенадцати лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Во время Великой Отечественной войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие. «Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе ― книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся», ― рассказывал архимандрит Кирилл. Сразу после армии Иван поступил в семинарию. Об этом он рассказывал следующее: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? Есть, говорят, духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года ― духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита. Когда отец Кирилл был назначен духовником Патриарха Алексия II, ему пришлось переехать в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), но и там он продолжал духовно окормлять монахов Лавры и мирян. В середине 2000-х годов старец перенес инсульт, который лишил его возможности двигаться и общаться с внешним миром. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не искал поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, сам поддерживал и утешал окружающих. Не иссякал в те дни поток людей, несущих к отцу Кириллу свои скорби, беды и недоумения, требующих его наставления и молитвы. День за днем стекались люди из разных уголков земли в Лавру или в резиденцию в Переделкино, чтобы получить разрешение недоуменного вопроса, испросить молитвенной помощи в постигшей напасти, принести покаяние в грехах и узнать, как жить им дальше ― жить по воле Божией. Ответы на многие важные вопросы даются и в проповедях старца. Рассмотрим некоторые из них. Так, например, многие люди, испытывая тяжкие страдания и скорби, начинают роптать на Бога, что Он оставил их. Обращаясь к этим людям, отец Кирилл говорил: «Как бы ни были тяжелы скорби, унынию никогда поддаваться не надо, не нужно думать, что жизнь безотрадна и никакого выхода нет. Твердо веруйте, что именно в несчастьях-то и близок к нам Господь. Сам испытавший такие скорби под тяжестью Своего Креста, Господь разве не утешит нас в переживаниях наших? Он всем управляет и каждого видит и всем за слезы блаженство дарит. Пусть порой вы будете терпеть несчастья, но надейтесь на Бога, и печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). За мраком ночи всегда следует восход солнца, так и за бурею напастей наступит время отрадного мира и приятного спокойствия. Если есть печали, то будут и радости. Не познав горького, не познаешь и сладкого». Стоит отметить, что на Бога ропщут те, кто не имеет благодарности, кто не воздает славу Господу за всё то, что Он дает нам. А ведь везде и всегда Господь сопутствует нам, вся жизнь наша устроена по Его благому Промыслу о нас. Сам Спаситель учит нас благодарности, когда спрашивает у исцеленного им прокаженного, про девять других, также получивших исцеление и не вернувшихся к Нему: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу? (Лк. 17, 12‒20) О благодарности отец Кирилл говорит, что «это чувство, вложенное в нас Богом, подвигаясь которым мы выражаем благодарение, признательность лицу, сделавшему нам какое-либо доброе дело. Неблагодарность, ― отмечает старец, ― и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку. Если же сама природа наша влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам то или иное благодеяние, то во сколько раз больше должны мы благодарить Бога, от Которого всё получаем! Всё, что дают нам люди, дают они не свое, но Божие даяние, ибо всяк дар совершен и даяние исходит от Отца светов (Иак. 1, 17)». Однако, многие наши современники не понимают того, что всё, что у нас есть, дает нам Господь. И не понимают, что «душа человеческая не может ни единой минуты жить без Бога». Об этом напоминает нам архимандрит Кирилл Павлов, наставляющий голос которого звучит с этих страниц. Как отмечает отец Кирилл, «слово ― это бесценный дар Божий. Это величайшее сокровище, которое Бог даровал людям. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Мы получаем наставления, увещания, советы, мы делимся радостью и горем друг с другом. И если отнять слово у людей, то человеческий род перестанет существовать. Вот такое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог ― дар слова». Бесценным даром для нас является и то духовное наследие, которое оставил нам духоносный старец. И как в дни земной жизни не каждый мог лично обратиться к батюшке и вынужден был ограничиться лишь ожиданием письменного ответа от него. Так и мы сейчас можем ограничиться только письменным наследием батюшки. И потому эта небольшая книга, вобравшая в себя наставления отца Кирилла о духовной жизни, станет прекрасным подарком для всех, кто любит старца, кому он по-настоящему дорог.
Архимандрит Кирилл (Павлов). Бесценный дар Божий
О самом отце Кирилле издатели рассказывают следующее. Иван Дмитриевич Павлов (как звали старца в миру) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С двенадцати лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Во время Великой Отечественной войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие. «Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе ― книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся», ― рассказывал архимандрит Кирилл. Сразу после армии Иван поступил в семинарию. Об этом он рассказывал следующее: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? Есть, говорят, духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года ― духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита. Когда отец Кирилл был назначен духовником Патриарха Алексия II, ему пришлось переехать в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), но и там он продолжал духовно окормлять монахов Лавры и мирян. В середине 2000-х годов старец перенес инсульт, который лишил его возможности двигаться и общаться с внешним миром. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не искал поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, сам поддерживал и утешал окружающих. Не иссякал в те дни поток людей, несущих к отцу Кириллу свои скорби, беды и недоумения, требующих его наставления и молитвы. День за днем стекались люди из разных уголков земли в Лавру или в резиденцию в Переделкино, чтобы получить разрешение недоуменного вопроса, испросить молитвенной помощи в постигшей напасти, принести покаяние в грехах и узнать, как жить им дальше ― жить по воле Божией. Ответы на многие важные вопросы даются и в проповедях старца. Рассмотрим некоторые из них. Так, например, многие люди, испытывая тяжкие страдания и скорби, начинают роптать на Бога, что Он оставил их. Обращаясь к этим людям, отец Кирилл говорил: «Как бы ни были тяжелы скорби, унынию никогда поддаваться не надо, не нужно думать, что жизнь безотрадна и никакого выхода нет. Твердо веруйте, что именно в несчастьях-то и близок к нам Господь. Сам испытавший такие скорби под тяжестью Своего Креста, Господь разве не утешит нас в переживаниях наших? Он всем управляет и каждого видит и всем за слезы блаженство дарит. Пусть порой вы будете терпеть несчастья, но надейтесь на Бога, и печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). За мраком ночи всегда следует восход солнца, так и за бурею напастей наступит время отрадного мира и приятного спокойствия. Если есть печали, то будут и радости. Не познав горького, не познаешь и сладкого». Стоит отметить, что на Бога ропщут те, кто не имеет благодарности, кто не воздает славу Господу за всё то, что Он дает нам. А ведь везде и всегда Господь сопутствует нам, вся жизнь наша устроена по Его благому Промыслу о нас. Сам Спаситель учит нас благодарности, когда спрашивает у исцеленного им прокаженного, про девять других, также получивших исцеление и не вернувшихся к Нему: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу? (Лк. 17, 12‒20) О благодарности отец Кирилл говорит, что «это чувство, вложенное в нас Богом, подвигаясь которым мы выражаем благодарение, признательность лицу, сделавшему нам какое-либо доброе дело. Неблагодарность, ― отмечает старец, ― и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку. Если же сама природа наша влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам то или иное благодеяние, то во сколько раз больше должны мы благодарить Бога, от Которого всё получаем! Всё, что дают нам люди, дают они не свое, но Божие даяние, ибо всяк дар совершен и даяние исходит от Отца светов (Иак. 1, 17)». Однако, многие наши современники не понимают того, что всё, что у нас есть, дает нам Господь. И не понимают, что «душа человеческая не может ни единой минуты жить без Бога». Об этом напоминает нам архимандрит Кирилл Павлов, наставляющий голос которого звучит с этих страниц. Как отмечает отец Кирилл, «слово ― это бесценный дар Божий. Это величайшее сокровище, которое Бог даровал людям. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Мы получаем наставления, увещания, советы, мы делимся радостью и горем друг с другом. И если отнять слово у людей, то человеческий род перестанет существовать. Вот такое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог ― дар слова». Бесценным даром для нас является и то духовное наследие, которое оставил нам духоносный старец. И как в дни земной жизни не каждый мог лично обратиться к батюшке и вынужден был ограничиться лишь ожиданием письменного ответа от него. Так и мы сейчас можем ограничиться только письменным наследием батюшки. И потому эта небольшая книга, вобравшая в себя наставления отца Кирилла о духовной жизни, станет прекрасным подарком для всех, кто любит старца, кому он по-настоящему дорог.
Comments for this post were disabled by the author