petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Архимандрит Наум (Байбородин). Философия духа отцов «Добротолюбия»

Умение управлять своей душой святые отцы называли наукой из наук и высшей премудростью. «Любовь к мудрости» — так переводится греческое слово «философия». Что же такое «философия духа»? Что входит в эту «научную дисциплину»? Борьба со страстями, стяжание не рассеиваемого внимания и молитвы, исцеление души и обожение всего человека — вот чему учат нас святые отцы и подвижники, сами деятельно проходившие эту науку. Их избранные аскетические сочинения составили душеспасительный сборник «Добротолюбие», который на протяжении многих веков является главным и первейшим на­ставником в созерцательной духовной жизни каждого христианина. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая рассматривает «Философию духа отцов «Добротолюбия»». Она вышла в издательстве Сибирская Благозвонница и находится сегодня на нашей книжной полке. Эта книга известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, недавно почившего архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина), о внутреннем аскетическом делании христианина и достижении на этом пути духовного совершенства. В книге собраны советы святых отцов, творения которых составляют «Добротолюбие» ― преподобных Антония Великого, Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского и других подвижников. Наставления святых отцов касаются вопросов, которые заинтересуют всех, кто старается вести духовную брань ради своей души и победить в ней.

Как отмечают издатели, архимандрит Наум учил, что всякий человек для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения — через исполне­ние заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особен­но через непрестанную молитву и до­стойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум говорил, что нужно не только оставить страсти и из­бегать явных грехов, но и умом, мысля­ми соблюдать себя в святости, отгоняя греховные, нечистые и суетные помыс­лы и непрестанно вознося к Богу мо­литву Исусову. Как нам нужно этим правильно заниматься и какие на этом пути нас ждут трудности, нам и рассказали подробно святые отцы IVXV веков. Их аскетические поучения в XVIII веке были собраны прп. Никодимом Святогорцем и свт. Макарием Коринфским в объемный сборник «Добротолюбие». На славянский язык его перевел прп. Паисий Величковский, а на современный русский язык ― свт. Феофан Затворник. Ценность книги отца Наума, по мнению издателей заключается в том, что он, как вся­кий подлинно православный подвижник и учитель, не стремился в своих поуче­ниях «говорить от себя», но основывался на предшествующей многовековой свя­тоотеческой традиции, воспроизводя ее не механически, но пропуская через свой многолетний высокий духовный опыт. Поэтому данная книга о. Наума пред­ставляет собой как бы краткую автор­скую комментированную выборку всего самого важного и нужного, что необхо­димо, как он считал, знать современно­му человеку о деле стяжания духовной жизни. Можно сказать, что это своего рода «Добротолюбие» из «Добротолюбия». Рассмотрим наставления святых отцов, которые составили эту книгу. Первым делом отец Наум предлагает нам учение преподобного Антония Великого, который говорит, что Всеблагий Бог в Совете Своем положил обожить человека. Истинно словесным человеком святой отец называет лишь того, кто повинуется и угождает Богу. По его мысли, человек должен стяжать добро­детели, а стяжания имений и богатства вовсе не желать. Бог сделал душу свободной и само­властной в делании добра или зла. Душа состраждет телу, тело же не сострадает душе, но пребывает само по себе, осо­бо, оставаясь позади души, страждущей болезненными помышлениями неведе­ния, гордыни, неверия, ненависти, зави­сти, гнева, нерадения, тщеславия. Жизнь — это соединение ума, души и тела. По словам прп. Антония, «ум — дар Божий, спасающий душу. Ум боголюбивый советует душе не искать временное, вещественное, тлен­ное, но возлюбить вечное и нетленное благо. Боголюбивый ум спасает душу и тело — всего человека. Душа в теле, в душе ум, в уме слово. Бог сотворил человека самовластным, и человек, если хочет, может угождать Ему. Слово — служитель ума. Что хочет ум, то и слово вещает. Ум — душевное зрение. Ум все ви­дит. Глаза видят лишь видимое, ум же и невидимое постигает. Боголюбивый ум — это свет души, и имеющий его сердцем просветится и узрит Бога умом своим. … Благочестие — это творение воли Божией, а это и есть ведение Бога. Ум в чистой и боголюбивой душе зрит Бога и Промысл Божий. И только с человеком, единственным словес­ным животным, беседует Бог». Так говорит прп. Антоний Великий, а продолжает его размышления учение преподобного Марка Подвижника, отмечает: Бог — начало всякого блага и закон Его духовен. Столп веры для нас — Христос. В молитве надо призывать Христа Бога и хранить ум. По примеру слепого, следу­ет приближаться к Богу и призывать Его. Молитва, учит прп. Марк Подвижник, ― это мать добродетели, она соединяет нас со Христом. Вели­чайшая же из добродетелей — тер­петь находящее и любить ближнего, ненавидящего тебя. И любовь, и тер­пение скорбей являются добродете­лями. И покаяние, - говорит святой отец, - постоянно должно быть. Ум может входить в естественное состояние, лишь когда осознает себя виновным. Противоестественно для него забывать правду Божию и обижать другого человека, бороться с ним. Выше же естественного своего состояния он становится, когда обретает плоды Свя­того Духа: любовь, радость и мир». Рассматривая творения преподобного Симеона Нового Богослова, архимандрит Наум отмечает, что этот святой отец просиял великой добродетелью, и премудростью, и Божественным разу­мом. Он учил о том, что вера заключает­ся в том, чтобы ради Христа за заповедь Его умереть, и эта смерть, или успение, есть начало новой жизни. Вера во Хри­ста, Истинного Бога, рождает желание добра и разумение немощи нашей и про­гоняет страх мучений в час исхода. По словам преподобного отца, «в Божественном Писании можно видеть силу и разум. Бог от челове­ка ничего не требует, но только чтобы ему не согрешать; это и есть хранение горнего достоинства. Пребывать нуж­но в страхе Божием. Хорошо каждый день приносить покаяние, чтобы благоугодить Христу Богу, и примириться с Богом, и принять Духа Святого, и приобрести спасение». Читая далее книгу, мы познакомимся с учением преподобного Григория Синаита, подвизавшегося в XIV веке. По словам архимандита Наума, святой Григорий «просиял многими добродетелями, был изряд­ным и совершеннейшим делателем умной сердечной молитвы. Преподоб­ный Григорий учил, что страдают люди оттого, что не имеют благодати в себе по нерадению, слабой вере и лености. Люди эти и мертвенны, и нечувствен­ны, и умом слепцы, и не видят Боже­ственного света, силы и премудрости Божией. Человек после грехопадения стал подобен животным, которые погибают (Пс. 48, 13, 21), — отпал от благ, и его тело потеряло бессмертие». По словам прп. Григория, «душа ветхозаветного человека была сластолюбива и грехолюбива, отвержена благодати и вдовствующа, жилище страстей. Вера во Христа, кре­щение возрождают человека, и это — воскресение души. А заповеди Христо­вы ведут к истине. Пределы Православия: познавать Троицу в Единице и познавать Христа, Истинного Бога и совершенного Человека. И в человеке есть ум, сло­во и дух. Ум словом глаголет, и слово духом является. Потому человек носит образ началообразной Троицы: ум — Отец, слово — Сын, дух — Святой Дух. Должно почитать Единого Бога в трех Ипостасях и знать Единого Истин­ного Бога в трех Ипостасях, Исуса Христа Богочеловека в двух естествах и хотениях, сия же есть жизнь вечная (Ин. 17, 3)», ― заключает прп. Григорий Синаит. Другие его наставления, а также наставления многих отцов «Добротолюбия», ― читайте на страницах этой книги. Эта книга архимандрита Наума (Байбородина) вобрала в себя избранные поучения святых отцов из всех 5 томов Добротолюбия. В переводе с греческого слово «Добротолюбие» означает любовь к добродетели, ко всему божественному и прекрасному. Каждый человек хочет быть причастным такой любви, но достигнуть ее не так-то просто ― необходимо постоянное отречение себя, покаянное устроение духа, решимость отринуть грех и исполнять волю Божию. Как достичь этого в современном мире? Единственная возможность ― это встать без страха на путь веры и, вручив себя полностью воле Божией, начать духовную брань ради своей души, и таким образом шествовать ко спасению. Об этом пути говорят нам святые отцы, избранные поучения которых собраны на страницах книги «Философия духа отцов “Добротолюбия”».
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author