petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

Вечно славные и памятные труды свв. Кирилла и Мефодия в составлении славянской грамоты, в ведении славянского языка при богослужении, в переводе священных книг на родной славянский язык положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственной и гражданской самобытности. Переводом священных книг и богослужебных на родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению, и в этом отношении свв. Кирилл и Мефодий не только наши учителя и апостолы, но и отцы: они возродили нас и духовно, научив своими трудами познавать Единого Истинного Бога. Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Этот город располагался в месте, где проходили границы земель разных народов. С IX в. он находился под сильным славянским влиянием. С детства оба брата общались со славянским населением, выучили язык славян и привыкли к их нравам. Святой Мефодий (родился в 815 г) был старшим из семи братьев, святой Константин (827; Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий, глубоко изучивший юридическую науку и показавший себя искусным администратором, правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий понял, что не подобает тратить время на то, что не имеет вечного значения, подал в отставку и принял затем монашество в прославленном Вифинском монастыре на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского.


Св. Фотий обучил его настоящей премудрости: знанию Божественного и человеческого, приучающего человека во всём вести себя по образу и подобию Создателя. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. Он уже в 14 лет знал наизусть все его стихи и умолял преподавателей обучить его грамматике языка Гомера, чтобы до конца понять их смысл. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан диакона и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь Клейдон близ Босфора. Там он встретил павшего патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика и вступил с ним в жаркий спор, защищая Православие. Через полгода его разыскали там и вызвали в Константинополь, где он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы в 851 г. 24-хлетний Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. «Не хулите Пребожественную Троицу, — говорил христианский философ, — Которую мы научились исповедовать от древних пророков. Они же учат нас, что Отец, Сын и Дух суть Три Ипостаси. Существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном Богом во образ Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Таким образом солнечный луч, просвещающий всю вселенную, есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святаго, Который вместе с рождаемым Сыном предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например на апостолов был послан в виде огненных языков. И как солнце, состоящее из трех предметов — круга, светлого луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье — теплота, однако не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица — Отца, Сына и Святаго Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог. Так же ум, слово и дух в человеке отображает образ Троицы». Вернувшись, святой Константин удалился искать премудрость в тишине и непрестанной молитве к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в занятиях науками и чтении творений святых отцов. В 860 г. император, посоветовавшись с патриархом Фотием, вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди и прений с евреями и арабами, желающими обратить подданных хагана: племя тюркского происхождения, обитавшее в южнорусских степях, частично уже приняло иудаизм. По-видимому, византийцы организовали миссию, чтобы закрепить союз с хазарами после нападения русских на Константинополь (860). По дороге Философ выучил еврейский язык и чудесным образом освоил самаритянское наречие. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни (Херсоне), готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. Были обращены в христианство высшие хазарские сановники и освобождены христианские узники. На пути домой, обращая в христианство языческие племена Таврического полуострова, братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Предоставив императору отчёт, святой Константин остался в столице и предался безмолвию и молитве недалеко от церкви Святых Апостолов, а святой Мефодий отказался от епископского сана и был вынужден согласиться на игуменство в небольшом Полихрониевом монастыре (70 монахов), недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. Спокойная жизнь братьев длилась недолго. В 863 г. пришли к императору послы от Моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, папскими легатами, проповедовавшими и служившими на латыни, с просьбой прислать в Моравию (Чехия+Словакия) учителей, которые могли бы проповедовать христианскую веру на родном для славян языке. Император призвал святого Константина, знавшего славянское наречие и основные языки того времени: греческий, латынь, еврейский, тюрко-хазарский, сирийский и самарянский, и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин принял эту миссию как повеление Божие и с постом и молитвой приступил к новому подвигу. Он попросил Господа научить его, как в письменной форме передавать звуки славянского языка. Подобно древнему Закону, открытому Моисею на горе Синай Богоявлением и написанному на каменных скрижалях перстом Божиим, новый алфавит был дан в откровении Константину, словно новому Моисею. Пользуясь этим алфавитом, он тотчас написал славянский перевод первых строф Евангелия от Иоанна. Это письмо после его изучения и корректировок, стало тем орудием, благодаря которому варвары-славяне были введены в семью народов, хвалящих Бога на своём языке. Глаголица была потом из практических соображений заменена одним из учеников Константина-Кирилла на иной шрифт — глаголицу. С помощью Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он с жаром предался трудам и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие (зачала на весь год), Апостол, Псалтирь, Литургию и избранные службы. Это было в 863 году. После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Родной язык службы, верность апостольскому преданию и сияние святости братьев привели к тому, что менее чем за 3 года научили более 100 учеников, которые распространили Благую Весть по всему царству. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..» Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан II с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить на престол в римской церкви Санта-Мария-Маджоре и совершать Литургию на славянском языке. Обвинителей он осудил как еретиков-триязычников. Мефодий был рукоположен в священника и возведены в сан три его ученика. Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет, молясь, чтобы славянские народы утвердились в православии. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию (запад Венгрии, восток Австрии, север Сербии и Хорватии), рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника, то есть в его юрисдикции находились все славянские народы Центральной Европы. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке (870). его главным орудием была переведённая Божественная литургия, приносящая новообращённым необходимую пищу для духовного развития. Он рукоположил священников и диаконов и вернулся в Моравию. Власть там захватил Святополк, ослепивший Ростислава, страна снова была под немецким влиянием. Деяния Мефодия вызвали ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда баварского синода над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный в 874 г. по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Святой смело служил Литургию по-славянски, несмотря на запрет, упрекал Святополка в разнузданности и восставал против латинской ереси. Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. В 879 г. святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград. Царьградский император Василий I и патриарх Фотий полностью одобрили миссию и переводческое дело новых апостолов. В Моравии в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик) – всего необходимого, чтобы славянская Церковь усвоила наследие византийского христианства. Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда – как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда. Учеников преследовали: Горазд укрылся в Польше, другие в Чехии. Климент, Савва, Наум, Лаврентий и Ангеляр дошли до Болгарии, где царь Борис принял их, как ангелов, посланных Богом. В 907 г. Моравию разгромили венгры. Через Болгарскую Церковь труды святых братьев породили богатую византийско-славянскую троадицию, наивысшим выражением которой стала наша Киевская Русь.

Tags: святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author