petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Преподобный Лаврентий Черниговский

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868‒1950), схиархимандрит, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карыльском Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Семья жила бедно. Родители его, Евсевий и Христина, были простые крестьяне. В семье было 7 детей (5 мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую, и женскую работу. Учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение. С детских лет регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. В совершенстве изучил богослужебные песнопения.Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил: как пение, так и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы и в 12 лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в 14 лет уже стал самостоятельным регентом. Однажды в Коропе он познакомился с бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. В Коропе он провёл около года и освоил игру на скрипке. По возвращении домой стал головщиком (регентом) сельского хора. Чтобы помочь семье, обучился шитью и начал зарабатывать своим трудом. К 17 годам стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время скончалась его мать, и он решил уйти в монастырь, но старший брат Варфоломей настоял, чтобы Лука не покидал семью, и тот смирился с волей брата. Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к отцу Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но отец Иона сказал им: «Ваша семинария при вас» ― и не благословил. Затем вместе с тем же Симеоном Лука отправился на Афон где, после настойчивых просьб, был принят в братию одного из монастырей. Но один из афонских старцев потом сказал ему: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь», после чего Лука вернулся домой. Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря.


Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. На хор обратил внимание и епископ Черниговский Антоний (Соколов), который велел настоятелю Рыхловского монастыря направить регента Луку в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором. Владыка Антоний был подвижник высокой духовной жизни. Говорят, что он соблюдал строго иноческий обет нестяжательства. Например, имел только две одежды. Приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов на место нового служения. В 1912 году был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1916 году ― во иеромонаха. В период с 1917 по 1925 год отец Лаврентий вмести с прочими богомольцами участвовал в копании и обустройстве пещер недалеко от Троицко-Ильинской обители. Общими стараниями в этих пещерах тайно устроили церковь, в которую велоа сложная система потайных ходов. В 1923 году в Киеве был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия Черниговского Троицкого монастыря в первой половине 1920-х годов неизменно был головщиком хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем. Был строгим последователем православного вероисповедания. Постепенно его возрастал авторитет как духовника высокой жизни. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция, и приезжие. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц. Его суждением весьма дорожили Черниговские епископы. Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила был возведен в сан архимандрита. Еще с юности он навык Иисусовой молитве непрестанной и поучал других. Три раза он ездил на Афон и был в Иерусалиме на поклонении святым местам. Во время обновленческого раскола отец Лаврентий решительно стал на сторону Патриарха Тихона. После 20 лет служения в Ильинском храме, эта церковь также была закрыта. Храмы закрыли «на ремонт» (1930). Батюшка переживал это «под горой» у одной благочестивой вдовы Елены. Там Батюшка занимал небольшую комнатку в старом домике и предавался посту и усиленной молитве как за своих многочисленных рассеянных чад, так и за весь мир. И эти тайные чада только ночью могли постучаться в окно Батюшки. Но он не всех принимал, а по своей прозорливости уже знал наперед, кто к нему должен прийти и что ему нужно. И так ему дано было предвидеть, что, когда закрывали церковь, он говорил: «Храните книги, они нужны будут. Еще будут и монастыри, и архиереи, и все нужно будет». Лишенный возможности прославлять Бога песнопением в храме, отец Лаврентий никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Он бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку, а на вопрос: «Разве ноты еще понадобятся?» ― неизменно отвечал: «Конечно, будем еще читать и петь». Во время Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троице-Ильинскую обитель. Во время войны хотели открыть и Елецкий мужской монастырь, но было мало братии. Батюшка торопился скорее занять Троицкий, говорил, что так указала Матерь Божия. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и обитель была вскоре возрождена. Отец Лаврентий вернулся на место регента. Обычно дирижируют, стоя лицом к хористам и спиной к иконостасу (если хоры устроены в западной части храма), но отец Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны от него. Когда в Троицкой обители начал функционировать храм, обитель сделалась местным центром духовности и стала привлекать верующих со всех окрестностей. Батюшка своими усилиями собрал своих монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь, где раньше был мужской, а потом и Домницкий монастырь. В Троицком было вначале человек 70 сестер, а в Домницком — человек 35. Собрал певчих, разделил со временем на два хора. Сам был главным регентом, разучивал новые песнопения: очень духовные и малозвучные. Далеко за пределами Чернигова славился Батюшкин хор. Хором управлял Батюшка искусно. Делал он две спевки в неделю. Он с Афона привез много вещей для пения: «Достойно есть» — очень умилительное, «Милость мира» и др. В Чернигов приезжал Патриарх Алексий. Весь хор ходил в кафедральный Спасо-Преображенский собор, и там под руководством Батюшки пели. Патриарх был в восторге от хора и говорил, что «подобное редко где услышишь». У Батюшки была сильная любовь ко всякому делу. Когда делали ремонт во всем корпусе, Батюшка везде участвовал: давал указания и печникам, и мастерам, когда делали перегородки, стелили пол, крыли крышу. Однажды дело не ладилось, пригласили одного старика на помощь. Он говорит, что здесь сила нужна. А Батюшка подошел с любовью, перекрестил, и материал стал мягкий, и дело пошло, как следует. Это все по молитвам великого старца Лаврентия. Когда по приказу фашистского командования работоспособных женщин стали массово отправлять на работы в Германию, старец уверенно объявил, что ни одна из его духовных дочерей не будет угнана. Через некоторое время им стали вручать повестки, но врач, осматривая сестер, по «неясным» причинам выносил им вердикт: к предстоящим работам негодны. В 1949 году здоровье отца Лаврентия сильно ухудшилось. В тот период его доставляли до храма на лошади. Накануне дня памяти святителя Николая у него наступило сильное недомогание. Тем не менее святой распорядился отвезти его на богослужение. С Божественной литургии духовные чада несли его на руках. Преставился 19 января 1950 года. Чин погребения возглавлял епископ Черниговский Иаков. По решению владыки местом упокоения была определена усыпальница под Троицким собором, где покоились семь архиереев. До повторного закрытия монастыря в сентябре 1962 года в храме регулярно совершались панихиды по почившему. В июле 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви был причислен к лику святых в чине преподобного. В августе того же года последовало обретение его мощей. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2‒3 февраля 2016 года имя преподобного Лаврентия Черниговского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Тропарь, глас 4: От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́,/ и Тому́ те́сным путе́м после́дуя,/ сосу́д избра́н Ду́ха Свята́го бы́в,/ да́р чудотворе́ния и прозре́ния восприи́м:/ сего́ ра́ди в невече́рнем све́те Пресвяты́я Тро́ицы при́сно ра́дуяся,/ помина́й ча́д твои́х,// Лавре́нтие преподо́бне, о́тче на́ш. Ин тропарь, глас 8: Дне́сь све́тло красу́ется гра́д Черни́гов,/ и торжеству́ет оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ в не́й бо моли́твою и посто́м пребыва́я,/ и́ночествующим и ве́рным лю́дем ве́лий наста́вниче и ско́рый помо́щниче,/ и избра́нник пречу́дный Цари́цы Небе́сныя яви́лся еси́,/ я́ко звезда́ лучеза́рная в стране́ Росси́йстей,/ преподо́бне о́тче на́ш Лавре́нтие,// моли́ Человеколю́бца Бо́га спасти́ ду́ши на́ша. Кондак, глас 4: Ми́р оста́вив, чистоту́ а́нгельскую стяжа́в/ и ми́рови любо́вию послужи́в,/ о́тче на́ш Лавре́нтие,/ по́мощь благода́тную с ве́рою приходя́щим оби́льно явля́я:/ те́мже и в преми́рная селе́ния досто́йно всели́вся,/ те́лом нетле́нным с на́ми пребыва́еши,/ утвержда́я на́с в правосла́вней ве́ре отце́в на́ших,/ душе́ю светоза́рною Пода́телю ми́ра мо́лишися// дарова́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость. Ин кондак, глас 4: Возсия́л еси́, яко свети́льник лучеза́рный,/ услы́ша гла́с Цари́цы Небе́сныя,/ и после́довав невозвра́тно зо́ву Ея́./ Прише́л в оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ иде́же Влады́чицы Богоро́дицы чудотво́рная ико́на,/ целому́дренно собра́в ста́до слове́сных ове́ц./ Не забу́ди и на́с, после́довавших ти́,/ и да изба́вит Госпо́дь гее́нны ве́чныя,/ соверша́ющих святу́ю па́мять твою́,// преподо́бне о́тче на́ш Лавре́нтие.

Tags: святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author