petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Преподобный Нил Сорский

Происходил из московского боярского рода Майковых. Родился в 1433 г. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского в Вологодской земле, где пользовался советами благочестивого старца Паисия (Ярославова), впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Затем преподобный странствовал несколько лет со своим учеником, монахом Иннокентием, по Восточным святым местам. Главным образом он везде старался вникнуть в смысл и дух так называемого умного иноческого делания, внутреннего самоиспытания, все применяя к себе, к собственной духовной жизни. Посетив Константинопольские и Палестинские монастыри, жили несколько лет на Афоне. Выучив греческий язык, св. Нил внимательно изучал и опытом проходил наставления богомудрых древних отцов Антония Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Варсонофия, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Максима Исповедника, Исихия, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григория, Нила и Филофея Синайских о хранении ума и сердечной молитве. И, возлюбив скитский образ жизни, пребывая еще на Афоне, у него явилась мысль и по возвращении на родину начать этот новый, по образу восточных подвижников, вид жизни для иноков. До него на Руси было два вида иночества: общежительный и отшельнический. Нил положил начало третьему — среднему пути подвижничества: иноки селились один от другого на таком расстоянии, чтобы можно было только слышать голос друг друга, а подвизались каждый особо. Возвратившись в Кириллов монастырь на Белоозеро, Нил построил себе келью недалеко от монастыря, затем удалился оттуда на реку Сору в 15 километрах от него и поставил келлию и часовню в диком, пустынном и мрачном болотистом месте. Здесь он посвятил себя безмолвию, непрестанной молитве, изучению священных книг: Библии, творений святых отцов и житий святых. По его словам, он отдал Богу всю свою неспособность и неведение и ничего не делал, если не находил об этом свидетельства во вдохновенных творениями, которыми жил и дышал. Он писал: «И особо ли ты живешь или в монастыре с братьями пребываешь, внимай святым Писаниям и по стопам святых отцов шествуй. Потому что Божественные Писания нам так повелевают: или повиноваться такому человеку, который будет засвидетельствован в делании словом и разумом духовно... Если же не найдётся таковой, тогда – повиноваться Богу по Божественным Писаниям, а не так бессмысленно, как некоторые: и когда в монастыре с братьями, будто бы в повиновении, в самоволии бессмысленно пасутся, и отшельничество так же осуществляют неразумно... Иные не хотят смиренно испытывать Священное Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть выполняемо в наше время. Истинным же подвижникам и в нынешние, и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро; заповеди Господни для них дороже золота и камней драгоценных, слаще меда и сота».

В письме к своему сподвижнику Иннокентию он писал: «Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего испытываю заповеди Господни и истолкования, и предания апостольские, потом жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю, и что, по рассуждению моему, нахожу богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. В этом жизнь моя и дыхание. В немощи моей и лени возложил упование на Бога и Пречистую Богородицу. Если что случается мне предпринимать и если не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь». Об этом же он писал и в другом письме: «Аз убо не творю без свидетельства Божественных Писаний... О себе же не смею творити, понеже невежда и поселянин есмь». Начитанность преподобного Нила в творениях святых отцов была так велика, что он цитировал их наизусть. Сначала он отказывался принимать братий под предлогом, что он человек греховный и неумный, больной телом и душой. Некоторые настаивали, тогда Нил согласился с волей Божией, но принял их не как учеников, а как друзей по подвигу и сотрудников в деле Божием. Вокруг храма выросла пустынножительная обитель, где иноки жили по скитским правилам, почему святой Нил и почитается начальником скитского монашеского жития в России. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники собирались дважды в неделю, по субботам и в среду на богослужение, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались по три и четыре чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. Во время Литургии пели только Трисвятую песнь, Аллилуия, Херувимскую и Достойно; все прочее читалось протяжно, нараспев. Отцы-пустынники считают, что пение мешает сосредоточиваться и подобает только в мирских церквях. В прочие дни каждый молился и трудился, изучая Писание в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме — ясность, в сердце — сокрушение и любовь. Св. Нил предоставил братиям вести духовную борьбу, руководствуясь голосом собственной совести. Таким образом составился первый Русский скит с новым в то время уставом, заимствованным Нилом на Афоне. По завету преподобного Нила, в его знаменитом Уставе, составленном по образу восточных, иноки должны были питаться трудом рук своих, но избегать тяжёлых сельскохозяйственных работ, милостыню принимать только в крайней нужде или болезни, чтобы сохранить свободу и спокойствие, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви: в церкви не допускалось иметь никаких украшений из серебра и прчих драгоценных металлов, даже и для священных сосудов, а все должно быть просто; женщины и дети в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Жить следовало крайне просто, довольствуясь самым необходимым. Единственная забота каждого монаха — день и ночь постом и бдением бороться со страстными помыслами, главным образом через непрестанную внутреннюю молитву, сопровождаемую памятью о смерти. Отличительная особенность сего «Предания» или устава преподобного Нила Сорского от всех других уставов, писанных основателями монастырей, состоит именно в том, что все внимание преподобный Нил сосредотачивает на внутренней духовной жизни во Христе, на чисто духовном воспитании человека-христианина. Сам преподобный был для братии образцом трудолюбия и отличался крайней нестяжательностью. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. Слава блаженного Нила воссияла гораздо далее стен русских обителей. Его знали и уважали русские иерархи. Когда в Новгороде открылась ересь жидовствующих и всюду распространены были ожидания кончины мира в 1492 году, св. Нила позвали участвовать на Соборе 1490 года против этой ереси. Блаженный Нил присутствовал и на Соборе 1503 года, где первый подал голос за то, чтобы у монастырей не было сел, а жили бы монахи трудами рук своих: «чтобы жили бы чернецы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Излишки во владениях привели к упадку духовной жизни. К мнению Нила пристали многие иноки Кирилло-белозерские и даже некоторые из других монастырей. Однако же по их воле не состоялось. Волоколамский игумен Иосиф, столько известный в древней духовноотеческой литературе своими трудами, защищал имения монастырские под предлогом возможности творить милостыню. Как только св. Нил почувствовал, что ему противостоят, он отказался продолжать духовный спор со словами: «Не подобает монаху встревать в спор с тем, кто на него нападает, скорее, он должен отойти». После смерти преподобного Нила мысль его долго жила в умах учеников его. Поэтому он ушёл в Сорский скит вести аскетическую жизнь и провёл последние годы, переписывая рукописи святых отцов. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Завещаю яже о себе, моим присным господам и братиям, яже суть моего нрава. Молю вас, повергните мое тело в пустыни, да изъядят е звери и птицы: понеже согрешило есть Богу много и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то, ископавши ров на месте, идеже живем, со всяким безчестием погребите мя... Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего некоторыя, якоже в житии сем, тако и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о души моей грешней, и прощения прошу от всех и от мене прощение да будет, Бог да простит всех нас». О своей скитской пустыни заметил: «Здесь же как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти: братия пусть живут по одиночке каждый в своей келлии». Эти слова сохранились, как завещание и были исполняемы по смерти блаженного Нила. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 года. Мощи святого Нила, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. В преданиях Нилосорского скита хранится сказание, что во время посещения Белоезерских монастырей, царь Иоанн IV Грозный был в 1569 году в Нилосорской обители и повелел вместо деревянной, преподобным Нилом устроенной церкви, основать каменную. Но, явившись Иоанну в сонном видении, святой Нил воспретил это делать и что-нибудь изменять в храме и кельях. Составленный святым Нилом Устав (один из первых монашеских уставов на Руси) и Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне являются основополагающими текстами русского скитского монашества, в которых преподобный Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания. Архимандрит Гавриил (Воскресенский) писал о святом: «мистик высшего разряда». Победа сторонников монастырских владений подготовила секуляризацию Русской Церкви XVII-XVIII вв. В 1764 г. огромное число монастырей было закрыто Екатериной II. Но, несмотря на преследования, подвижнический дух св. Нила сохранился, как огонь, тлеющий под пеплом. Его творения имели значительное влияние на возрождение Русской Церкви, которое происходило благодаря св. Паисию Величковскому в конце XVIII в., Оптинским старцам и свв. Игнатию Брянчанинову и Феофану Затворнику в XIX в.

Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author