?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Поповедовать может каждый. У всех есть друзья, знакомые, коллеги по работе, соседи. Если вас знают как христианина, то прежде священника обратятся вначале к вам. Спросят, как поминать усопшего, какой нынче праздник, какую молитву читать от бессонницы или иной беды и т. д. Вот и повод открыть уста для слова о Боге. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). Конечно, мечтать о приведении в храм на молитву миллионов не стоит. Привести к Богу, вернее, помочь прийти к Нему нужно сначала одному человеку. С него-то все и начнется.
Так делал Андрей, названный Первозванным. Узнав Христа и увидев в Нем именно Христа, Андрей не удержал в себе нового знания, но пошел к брату и сказал, что нашел Того, о Ком пишет Моисей в Законе. Примерно так поступают люди и сейчас. Я узнал о Господе. Разве смогу я не сказать о Нем родственникам, друзьям и знакомым? Однозначно не смогу. Всем расскажу о своей находке, со всеми поделюсь своим открытием. И какие будут плоды? Самые разные. Серьезная ссора с одними, жаркие споры с другими, недоумение третьих и полный разрыв отношений с четвертыми. Но будет и кто-то один, кто отнесется к моим словам внимательно и серьезно. Это и станет со временем первым урожаем моего скромного апостольства.

Фоном для этого маленького успеха будет разодранная в клочья привычная жизнь и полностью перестроенные отношения с окружающими. Примерно так прирастает Церковь новыми людьми. А те, кто участвует в этом умножении верных, чувствуют собственной кожей, насколько тяжело быть апостолом даже для одного единственного человека. Хотелось бы быть проповедником покоя и благоденствия. Многие люди именно этого ждут. Дескать, начинайте молитвенную жизнь, и в ответ на ваше обращение Бог наградит вас успехом в бизнесе и отменным здоровьем. Слово «успех» станет вашим вторым именем. На деле же все бывает совершенно не так, и вместо записи в клуб успешных людей тебя записывают в аналог действующей армии. Людей это пугает и обескураживает. Но именно это и есть Церковь. Время течет, темп жизни ускоряется, лавинообразно нарастает безумие, а Церковь сохраняет свою евхаристическую природу и продолжает вести свое парадоксальное бытие посреди подлинного сумасшествия. И хочется попросить всех, для кого слово «Христос» не пустой звук, но самая сладкая мелодия: проповедуйте. Как говорил Исайя: О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте (Ис. 62, 6). Читайте книги, чтобы было что сказать, любите и изучайте богослужение. Церковь жива вовсе не одним духовенством. Она жива всеми искренними учениками воплотившегося Бога Слова, вне зависимости от их социального статуса, пола и возраста. В преддверии Нового года желаю всем боголюбивым людям видеть Церковь красующейся, как Невеста, и сильной, как полки со знаменами. Желаю также приложить к этому свой собственный труд и боль собственного сердца. Поскольку все дети одной и той же Апостольской Церкви, и у каждого такого сына или дочери должно быть свое маленькое, но драгоценное апостольство. *** «Не я такой. Жизнь такая», — привычно говорит в свое оправдание человек, грешащий так же часто, как пьет воду. В том, что «жизнь такая», его убеждает постоянный слух о делах беззаконных. Поток информации о притеснениях и несправедливостях словно обеляет грешника в собственных глазах. Так, мол, все делают. Что ж, плодами будет беда, поскольку пророк Исаия говорит: «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» (Ис. 33, 1). Берегущему же свой слух и свое зрение человеку обещан покой: «Убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис. 33, 16). *** Самые дорогие вещи в жизни — это те, которые не имеют цены. За которые сколько бы ни заплатил, а не приобретешь и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная — это время. Мы богачи, пока у нас есть время. *** Есть такое явление духовной жизни и материальной — хвастовство. Когда человек, например, в духовном отношении, разбалтывает все, что про себя знает. А я молился так, а я ходил туда, а я разговаривал с этим, а мне Господь вот это показал, мне вот это приснилось. Духовные болтуны. Это опасное занятие, потому что все выветривается и исчезает. Хорош человек, который умеет таить и мысли, и мечты и молчать. Как Тютчев писал: «Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои». Так надо и в государственной жизни, и в житейских своих делах, и в духовной жизни, конечно же, быть не то что прижимистей, а быть целомудренно сдержанным на похвалу самого себя. И на то, чтобы похвалиться детьми, машинами, деревьями плодовыми, домами, картинами или денежными сбережениями. Не надо. Сдержанность никогда человеку не повредит, наоборот, будет сохранять его во время сна и во время бодрствования, покроет его прохладной тенью. *** Если к любви относиться не как к приятной эмоции, а как к полю, которое нужно возделывать, то нужны конкретные упражнения, конкретные действия по приближению к цели. Например, прежде чем что-то хорошее делать, нужно учиться хорошо думать о людях. Все наши видимые дела вырастают из невидимых мыслей. В конечном итоге мы поступаем именно так, как мыслим. Вот увидел из окна своей колесницы остановившиеся и мигающие машины (в ДТП попали), и можно процедить, проезжая мимо: «Доездились, растяпы», а можно сказать: «Бедняги. Помоги им, Господи!» Дело кажется не стоящим выеденного яйца, но это не так. Это два совершенно разных отношения к жизни и людям, за фасадом которых скрываются совершенно разные поступки, соответственные мышлению. И я никогда не скажу плохого слова о человеке, тем более не подниму на него руку, не напишу донос, если прежде не уничижу его в помысле. Точно так же, думаю, дела обстоят и у вас. Заставлять себя хорошо думать о людях, не осуждать их, сострадать им, не радоваться их унижению — это и есть попытки стяжать любовь, хотя ничего заметного еще не сделано. Вся работа происходит внутри, невидимо. *** Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку как воздух. Говорят: «Я ничего плохого не делал». Но если кусок земли имеешь, то ведь не хвалишься, говоря: «У меня здесь ничего не растет». Наоборот, разбей огород, посади деревья или цветы. Сделай что-то. Земля украшенная и обработанная, а не пустующая, хвалит хозяина. То же и с бедной душенькой. *** Отделишь Христа от Его заповедей, превратишь их в некие автономные идеи или принципы — и все. Заповеди окаменеют, повиснут на человеке несносным грузом, и сбросит их тогда человек. Если же ради Христа делать то, что Христос сказал, то легчает крест по мере несения, и в горечи духовных трудов появляется сладость утешения от Бога.
Содержание:
Житие мое…
Бегом от новостей
Время, которое нужно беречь
Духовные болтуны
Любовь
Ночная молитва
Польза от неприятностей
Помыслы
Зачем?
Монашеская история. Поучение о последних временах
Безбожие
Не для меня
Старость
Непонятная моя родина
Немцы в городе
Доктрина невского
Русь еще жива…
Парадокс Тесея
Братья Карамазовы — психологическая палитра русских людей
Пожар: внимание, снимаю
Русь монахолюбивая
Государь лицом к народу
Духовенство: сословие или призвание?
Демография, или потери необратимые
Приобретения, оплаченные кровью
«Синьор Робинзон»
Люди за спиной
Сидельцы
О делах наших церковных
«Служите богу со страхом и разумением»
Страх
Чрезмерная ревность
Власть и авторитет
Чтобы свет веры не истощался
Пастырское выгорание
Семейная жизнь
Жить в миру, но не по-мирски
Деньги
Дух карьеризма и наживы
Дух непрестанного веселия и культ наслаждений
Ангел в алтаре
Кто кого учит?
Вот это да…
Каюсь, что я не ангел
Скромное апостольство
О святых
Небесное воинство
Святой равноапостольный князь Владимир
Слово о святителе Иоанне
Тропарь святителю Николаю
Святые письмена
Воспойте Господеви песнь нову
О псаломских «жестокостях»
В кого веруем
Живой между мертвыми
Постепенное изгнание
Христос, сокрытый в заповедях
В своей новой книге «Скромное апостольство», выпущенной издательством Сретенского монастыря, известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о современных реалиях, с которыми каждый день приходится сталкиваться православному человеку. Он размышляет о судьбе России и русского человека, о нелегком бремени священства, о том, что мешает современному человеку исповедоваться и с какими трудностями сталкиваются священники, совершающие таинства в Церкви. Отец Андрей пишет о святых, которые невидимо находятся рядом с нами, а также о непонятных для нас строках Священного Писания. Книгу можно приобрести: в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40); в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09); в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России.