petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Преподобный Пафнутий Боровский

Родился в 1394 году в селе Кудинове, в пяти километров от Боровска, в Калужской земле. 20-тилетним юношей он оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг в Покровском монастыре и поступил в послушание преподобного старца Никиты – ученика святого Сергия Радонежского. Семь лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда настоятель ушёл в Высоцкий монастырь, где подвизался раньше, братия избрала Пафнутия игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тринадцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. Потом он сильно и надолго заболел и во время болезни оставил игуменство, принял великую схиму (и с того времени уже не священнодействовал до конца своей жизни, за исключением одного случая) и посвятил себя исключительно духовной жизни. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним учеником на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Прп. Пафнутий, собираясь в тишине и покаянии провести остаток дней земной жизни не желал снова быть игуменом, но, однако, Божья воля о нем была иной. Перед смертью преподобный открыл следующее: «Сама Пречистая Царица так решила, и, более того, пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией». Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Удивительно, что уже при жизни преподобного Пафнутия его монастырь был одним из известнейших во всей Руси. Начиналось же все молитвами и трудами самого преподобного, который своими собственными руками вместе с братией строил храм.

Удивительно и свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь: «Не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и не серебром создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я от земных князей никаких даров для монастыря и не принимал от тех, кто хотел принести их сюда, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа…» Преподобный был первым на всех послушаниях монастырских, и в храме Божием он появлялся раньше всех и покидал его последним, келья же его была самой бедной во всём монастыре, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород. Женщин не только не дозволял впускать в обитель, но не хотел видеть и издалека и запрещал даже говорить о них. Во всем любил скудость и нищету и о внешности своей вовсе не заботился. Сильных людей не боялся, был к ним строг и требователен. В конце жизни он признался, что отношения с могущественными людьми являются бесполезным для души испытанием. Гордым он был недоступен, а к нищим всегда ласков и милостив. Однажды во время голода он пропитал всех окрестных жителей, которые собирались к нему ежедневно по тысяче человек и более, так что в обители из запасов ничего не осталось. Относительно догматов веры имел такую ревность, что если кто начинал говорить что-либо несогласное с Божественным Писанием, то не только не хотел слушать такого человека, но изгонял из обители. «Мы пожили с ним довольно лет, — говорит один из бывших учеников Пафнутия, — видели его труды и злострадания, подвиги и посты, худость одежды, твердую веру и любовь к Богу, несомненную надежду на Пречистую Богородицу. За то и сподобился он благодати Божией, так что прозирал будущее, видел и объявлял сокровенные помыслы братии, исцелял болезни и получал все, чего ни просил у Господа Бога и Пречистой Богородицы. Был воистину далек от людей нынешнего века всеми своими обычаями». Списатель жития Святого епископ Вассиан и автор «Сказания» старец Иннокентий как на отличительную черту характера Преподобного указывают на его непреклонный нрав и на абсолютное нелицеприятие. Святой Пафнутий был ровен и с высшими и с низшими. Он не боялся лица княжеского, не заискивал перед сильными и не превозносился перед простыми. Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий. Всю жизнь трудился преподобный и не знал праздности ни на минуту. Ум его всегда был занят молитвой. Когда Господь открыл Своему верному служителю приближение кончины, Преподобный отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, которое было спутником его, как и всех святых, на протяжении всей жизни, и которое он считал особенно необходимым для себя в предсмертный час: «Господь по своему милосердию, не желая смерть навести на непокаявшегося грешника, дал мне, грешному, шесть дней для покаяния, так нет – ты мне не даешь покоя ни на один час, наводишь на меня мирян», – так сетовал преподобный на своего ученика Иннокентия. Смирение – самое главное отличительное качество истинных святых, особенно явилось в преподобном перед кончиной. Он, проведши всю жизнь в трудах ради Христа, не уповал на эти труды, не считал их собственно своими заслугами, не полагал, что его праведная жизнь достойна Небесного Царства. За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года за час до захода солнца. Последняя молитва святого, которую с трудом расслышали ученики из его почти уже безмолвных уст, была такой: «Царю Небесный Всесильне! Молю Ти ся, Владыко мой, Иисусе Христе, милостив буди души моей, да не удержана будет противных лукавством, но да усрящют ю Ангели Твои, проводяще ея сквозе пронырств тех мрачных мытарств, и наставляюще ю к Твоего милосердия свету. Вем бо и аз, Владыко, яко без Твоего заступления никто же может избыти козней духов лукавствия». О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: «Житие преп. Пафнутия Боровского», написанное Вассианом Саниным, епископом Ростовским, и «Сказание о кончине прп. Пафнутия Боровского», написанное старцем Иннокентием. Эти два произведения дают нам возможность не просто узнать факты и события из жизни Преподобного, но увидеть его самого, увидеть его личность. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.

Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author