petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие от Луки. Из седьмой главы

Автор: протоиерей Максим Козлов

В сегодняшней притче о сеятеле, дорогие радиослушатели, мы познакомились с вами с четырьмя типами людей, о которых говорит Господь Исус Христос, сравнивая состояние этих людей с состоянием почвы, в которую падает семя, посаженное сеятелем. Одни души человеческие Христос уподобляет придорожной земле, о других говорит, что это земля такая же, как камень, третье о том, что это поле, заросшее сорняками. И, наконец, четвертое, доброе — почва, приносящая именно тот плод, который сеятель от своего труда и ожидал. И затем Христос в беседе с апостолами раскрывает смысл каждого из этих уподоблений. Ну, вот и мы последуем за Ним в логике его повествования. Первое — это придорожная земля. Если мы перенесемся из реалий 1-го века в реалии 21-го века, что вполне допустимо в традиции христианской экзегезы (слово это означает истолкование Священного Писания) и посмотрим на наши современные дороги, точнее на то, что их окружает, то первое, что мы там приметим и в чем, я думаю, согласимся, — это то, что там всегда грязно. По крайней мере, в известных нам пределах досягаемости дороги, как правило, окружает грязь. Мусор скапливается на обочинах, банки всякие, просто пакости, от человеческой жизнедеятельности остающиеся. И, соответственно, душа тоже может быть такой загрязненной всякой пакостью. И в грязную душу Евангелие прочно войти не может. Да, человек может познакомиться по личному побуждению или в рамках того или иного учебного курса с Книгой Жизни как с произведением ближневосточной словесности, как с базовым текстом в одной из мiровых религий, как вообще общекультурный человек, который должен же знать соответствующие сюжеты. Но если внутри грязно, то смысл этих слов, он пройдет мимо. Ну, может быть, царапнет слегка, но семя не укоренится. Потому что грязь эта человеку оказывается важнее и дороже, чем то, о чем говорит Христос в Евангелии, да и слишком болезненные начнутся операции по этой внутренней расчистке помещения собственной души.
Второе, что мы приметим, если взглянем на придорожную полосу, то это то, что там нету ничего стабильного. Сегодня одна мозаика грязи, завтра другое сочетание мусора, на третий день футбол прошел, так там вообще груды специфических наслоений. И так далее и тому подобное. Вот подобного рода нестабильность, зависимость от суждений дня, от общественного мнения, от рекламы, в конце концов, от воздействия средств массовой информации — это то, что лишает душу внутренней стабильности, внутренней опоры, необходимой для того, чтобы семя евангельского благовестия в ней укоренилось. Вот этот поиск того, во что ты сам веришь и в чем ты сам убежден, потому что это твои выношенные взгляды, а не потому, что так модно думать, или не потому, что со всех страниц или на всех волнах радиостанций так об этом принято говорить, это очень важно для внутреннего самостояния человека и для его определения перед Богом и Вечностью. Второй род почвы, о котором говорит Христос — это тот тонкий слой земли, под которым камень. Этот тонкий слой вроде бы дает семечку прорасти, но затем оно все же гибнет. Ну, вот в нашем прекрасном городе мы тоже видим такой яркий пример. Идешь по центру и видишь несчастное растение, высаженное в бетонные или каменные сосуды. Предыдущий наш мэр любил расставлять такие в своеобразных сочетаниях в самых разных местах нашей столицы. Конечно же, как-то они растут, эти бедные каштаны или липки, но настоящими деревьями никогда не станут. Ну, три-четыре года промучаются, а потом засохнут, так как корню дальше расти некуда, земли хватит лишь на краткое и, в общем-то, жалкое прозябание. Вот нечто подобное происходит и с человеческой душой. Новообращенный принимает христианство, откликается на него, даже восхищается Евангелием. Ему нравится, о чем повествуется в Священном Писании, он готов читать и перечитывать, размышлять, разговаривать, умиляться, но не готов совершить никакого подвига во имя веры, не хочет приложить ни малейшего усилия для изменения своей жизни. Если он в этом состоянии закостеневает или, по образу сегодняшнего Евангелия, окаменевает, то тогда придут лишь какие-то жизненные трудности (не обязательно гонения, дело может и проще обстоять), и человек станет, ну, к примеру, уже не так молод, не так здоров, не так успешен, то тогда это его первоначальное прилепление к словам Евангелия ничего не будет значить, корень засохнет, и он вновь вернется в свое прежнее состояние. Третья категория, о которой говорит Христос — это категория поля, в котором, наряду с семенем, растут сорняки. Но чаще всего, когда святые отцы Церкви толкуют эту притчу, они говорят о том, что сорняками являются страсти, которые живут в душах людей и которые лишают человека возможности адекватного видения мира вокруг себя, да и самого человека. Вот вырастает такое поле сорняков, и из него и сквозь него уже ничего правильно не видно. И правда, что начинает казаться, что лебеда или, там, по нынешнему времени, этот ужасный борщевик есть то главное растение, с которым ты настолько соединился, что тебе от него или от нее, от этой страсти, никак и никогда уже не освободиться. Именно тогда человек становится обладаемым страстью, когда он внутренне соглашается: «Мне от этого никуда больше не деться». Пусть он падает, пусть он ошибается, но пока борется, надежда есть. Когда согласился, осталось только поле души, заросшее чертополохом. И там Евангелие тоже не укоренится. Но все же сегодняшняя притча не заканчивается этой грустной констатацией. Христос говорит, и мы это знаем, и мы это знаем даже не только из древних житий святых, но каждый из нас знает по окружающим нас людям, что есть те, о душах которых подлинно можно сказать: добрая земля. Человек, который сознательно исполняет в своей жизни правду Неба, с которым рядом надежно, доброта которого согревает твое сердце, глаза которого отличны от всех остальных. И эта добрая душа, это искреннее глубокое благочестие и есть то, ради чего сеятель сеет семя. И сколько бы ни было неудачных опытов, какая бы неправильная почва ни попадалась на пути сеятеля, те, которые произрастают в подлинную меру человека, оправдывают его великий труд.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author