?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Автор: священник Даниил Сысоев

Толкование на псалом 2. О царском пути. В ряде вариантов еврейского текста 1-й псалом органично связан со 2-ым, который считается его продолжением. «Псалом Давиду. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань» (Пс. 2, 1–12). Этот псалом поется после «Блажен муж», в нем говорится о Царстве Христа, Царстве Мессии – Помазанника Божия. Если в 1-м псалме рассказывается о пути праведного, то во 2-м псалме Давид показывает, как этот путь раскрывается в мировой истории. Пророк говорит о самой сердцевине этого пути, которая явлена была на Голгофском Кресте. Восстание против Бога. Начинается псалом так: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?» (Пс. 2, 1). «Шатаются» – слово очень интересное. Если взять греческий текст, то увидим, что там стоит не слово «шатаются», а, в дословном переводе, «зачем фыркают язычники». Лошади, которых взнуздывают, недовольно фыркают, так же и язычники фыркают против Бога. Их восстание то же, что фырканье лошади против наездника, но только смешное. И вот здесь Давид говорит: «Зачем народы фыркают против Бога? И для чего люди учатся пустоте?» Народы – это язычники, а люди, которые учатся пустоте – это иудеи. И те и другие совместно подняли восстание против Бога. Иудеи и язычники сговорились поднять мятеж против Творца. Когда это было? Когда Христа распинали, сначала против Него поднялись иудеи, а потом и язычники. И Давид вопрошает: «Зачем они будут это делать? Это же глупый и совершенно бессмысленный мятеж». «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2, 2). Произошло это в буквальном смысле тогда, когда Ирод и Понтий Пилат сговорились убить Христа Спасителя. Интересно, что если почитать отцов Церкви, мы увидим недоброе отношение к Пилату. Они называют его убийцей, трусом. Связано это с тем, что при внимательном чтении Священного Писания видно, что Пилат – не просто какой-то скептик. Есть такие места, где говорится, что Пилат бил Христа собственноручно. Об этом можно прочитать в Евангелии от Марка: «А Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15, 15). Поэтому скептицизм Пилата не является неким безразличием. Многие говорят: «Я агностик и не выношу никаких суждений», но когда такой агностик, не выносящий суждений, встречается с Богом, он обычно превращается в чудовище, которое ненавидит Бога, потому что Господь отнимает у него право на сомнение. «Собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2, 2). Восстали на Господа Бога Отца и на Помазанника Его Христа. Почему так сказано? Потому что то, что касается Сына, направлено и против Отца. Всякий оскорбляющий Сына, оскорбляет и Отца пославшего Его. Неверующие в Бога Сына, хулят и Бога Отца. Понятно почему. Представьте, что вашего ребенка начали бы при вас оскорблять и бить. Спокойно бы вы к этому отнеслись? Вряд ли. Был случай, когда к императору Валенту, имевшему соправителем сына, привели на допрос одного православного епископа, который отвергал ересь Ария. Валент же был арианин, то есть он утверждал, что Сын не равен Отцу и что Он сотворен. Епископ поклонился Валенту, а его соправителя демонстративно проигнорировал. Валент возмутился: «Как же ты к императорам своим относишься?!» Тот ответил: «Я же тебя почтил, и достаточно. Ты же сам говоришь, что довольно почитать Отца, а Сына не нужно. Вот и я поступил так же». Следовательно, кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца пославшего Его. Вот тут и сказано, что Отец воспринимает как оскорбление Себе восстание против Сына. Причем замечу, что это восстание продолжается по сей день. Неслучайно употребляется множественное число: «Царие и князи» (Пс. 2, 2). Мятеж пилатов, иродов, иудеев и язычников продолжается до сих пор. Есть целые страны, пребывающие в состоянии мятежа. Это те страны, где правители и князья поднимают мятеж против Господа и Христа Его. В прямом смысле этого слова. Подобно Пилату они говорят: «Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их» (Пс. 2, 3). Люди, восстающие против Бога, пытаются сорвать с себя ярмо, наложенное Богом Отцом и Богом Сыном. Говорят: «Мы не хотим Им больше служить, не хотим Им подчиняться. Мы сорвем с себя узы, наложенные Ими». Какие узы? Узы заповедей. Они желают поступать по своей злой воле. Таким способом они хотят достичь свободы. Некоторые люди заявляют: «Я буду свободным! Не стану выполнять заповеди и добьюсь свободы. Меня христианство связывает». Один сатанист говорил: «Мне сатана дает свободу». Причем свободы поклониться Богу такие люди уже не имеют, между прочим. Гнев и ярость Бога. «Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я» (Пс. 2, 4). Здесь очень важно видеть, что наш Бог не какая-то машина. Многие думают, что Бог – это такой Дед Мороз, который всем раздает подарки и ничего не требует. Сейчас бытует такая точка зрения, что Бог никого не наказывает, но люди наказывают сами себя. Однако в Священном Писании мы видим, что делается все немножко по-другому. Бог у нас – живой Бог. Он гневается и бывает в ярости, но ярость Его – не наша ярость, и гнев Его – не наш гнев. В том смысле, что это не страсть гнева. У Него нет помрачения разума, нет кипения клокочущей крови, сжимающихся кулаков, но есть яростное отвержение зла, есть презрение к злу и насмешка над людьми, которые пытаются построить жизнь во зле. В самом начале, когда Адам взбунтовался против Бога, что ему сказал Бог? «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). И выгнал Бог Адама и жену из рая. В этом есть насмешка: «Ты хотел стать богом? Смотри, что с тобой произошло». Если человек пытается построить жизнь без Бога, он заслуживает лишь смеха с Его стороны. Недаром есть такая поговорка: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Это совершенно точная поговорка, потому что у Господа Свои планы и идеи. Люди строят планы, глобальные империи, думают: «Я буду могуч, я создам себе царство, буду всеправителем. Я великий, я мудрый, я могу все что угодно сделать», а Бог говорит: «Вот сейчас мы и посмотрим. А что ты будешь делать сейчас? А вот теперь?» Тут-то все и начинается. Люди строят свои планы, как будто Бога нет, и еще упорно и нагло думают, что Бог обязан с ними считаться. Я как-то писал в одной из книжек про свой разговор с атеистом. Он сказал мне такие вот слова: «Ну и что, если ваш Бог требует от меня то-то и то-то? А я сам для себя решаю, что для меня хорошо и что плохо. Пусть Бог судит меня по этим правилам». Я ответил: «Ничего себе. Ты, значит, сам для себя решаешь, что хорошо, а что плохо, а Богу не разрешаешь? Наивный, Бог тебя не будет слушать. У Него есть Своя точка зрения. Он поступит с тобой, как Ему хочется, а не как хочется тебе. Потом можешь со своими правами сколько хочешь бегать во тьме и кому хочешь там объяснять». Я видел фильм, где один герой другого спрашивает: «А вы в Бога верите?» Тот отвечает: «Никогда так вопрос не ставь. Ставь вопрос по-другому: верит ли Бог в тебя». Вот это правильно, на самом деле. А то у нас говорят: «Я сделал доброе дело! Я в Тебя поверил. Ты есть». Бог говорит: «Спасибо, конечно. Без тебя бы Я никогда не догадался». Бог действительно посмеется над таким безумием, поругается над ним. «Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я» (Пс. 2, 5). В этом месте говорится о том, как Господь уничтожит тех людей, которые взбунтовались против Него. Известно, что через сорок лет после смерти Господа иудейский народ был разбросан по лицу всей земли, Иерусалим сожжен и те распинатели, что не приняли веру во Христа, казнены. Кара на еврейском народе лежит до сих пор, они преследуются бичом гнева Божия по всей земле. Гонения Гитлера и непрерывные теракты в Израиле – это проявления того же гнева Божия, который предсказывает царь Давид. Он поставит их в смятение и не даст им ничего построить – вот знак того, что Господь разрушает царства мятежников. Это касается не только евреев, но и всех народов, что бунтуют против Отца Небесного. Вспомните Советский Союз, поднявший мятеж против Бога. Что произошло? Сказано, что Господь ввергнет их в смятение, то есть разрушит их изнутри. Именно внутреннее смятение развалило Советский Союз. Это было дело гнева Божия на богоборцев-безбожников, поднявших мятеж против Творца. То же ждет и другие страны, которые гневят Бога своими беззакониями. Царская гора Сион. «Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне» (Пс. 2, 6–7). Христос говорит, что поставлен Царем от Бога Отца над Сионом, горой святой Его, чтобы возвещать повеления Господа. Итак, Христос является вечным Царем, Который правит теперь над Сионом – Божьей горой. Что называется здесь Сионом? Сионом называется Церковь, родившаяся в сионской горнице. Сионская горница – гора Сион Божья. Недаром есть правило, по которому обычно в храмы поднимаются по лестнице, как на гору Божью. Храм является символом горы. И часто еще в храмах перед алтарем есть второй подъем, будто к вершине горы Сиона. Любой храм служит местом, где собираются жители Сиона, то есть жители святой горы Божьей. И на этой горе вечным Правителем является Сам Царь Небесный – Христос Спаситель, правящий Своей Церковью. Было обещано царю Давиду: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс. 131, 11), и Христос, потомок Давида, воссел на престоле его на вечные времена. Поэтому когда говорят, что у нас нет православного царя, говорят неправду. У нас есть Царь, Который восседает на святой горе Сион, возвещая повеления Господа. Он возвещает волю Отца, как сказал Сам: «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12, 49). Откровение Сына есть откровение Бога Отца. Причем тут стоит слово «возвещает» (Пс. 2, 7). Христос поставлен Царем, чтобы непрерывно возвещать повеления Господа. Это не то значит, будто Бог Сын однажды дал Откровение, а потом замолчал, но что в Своей Церкви Христос продолжает возвещать повеления Бога Отца. Воля Отца непрерывно реализуется Христом в Церкви. Именно Христос управляет всей Церковью и является живым Главой Церкви в прямом смысле этого слова. Кстати говоря, внимательно всмотревшись в историю Церкви, мы увидим, как Господь правит Своей Церковью. К сожалению, наши учебники часто закрывают от нас этот важный момент управления Богом Церковью через Христа. А на самом деле, если будем читать жития святых или древних историков Церкви, то увидим, что дело Бога, которое осуществляется в этом мире, прослеживается очень четко. То, что Церковь сейчас управляется Христом лично, и то, что Он возвещает повеления Бога Отца Церкви до сих пор – это вполне наблюдаемые вещи. Кто достаточно долго живет в Церкви, видит, как Бог управляет миром и как Он особенно печется о Церкви, низлагая поднимающиеся ереси. Христос очищает Церковь незаметно, даже без всяких решений соборов. Происходит внутреннее очищение. Если поднимется новая волна, например, расколов, Господь и ее преодолеет, ибо Он защищает повеления Бога Отца и могущественной десницей правит Церковью. Главная тайна Царя. Далее Господь открывает величайшую тайну о Себе. «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. 2, 7–9). Итак, Кто Царь, восседающий на Сионской горе? Это Сущий, Тот, Кому Господь говорит: «Ты Мой вечный Сын, Которого Я сегодня родил». Почему родил сегодня? Потому что в Боге нет ни прошлого, ни будущего, в Нем только настоящее. Бог пребывает в вечном настоящем, для Него все времена – сейчас. Для Него сейчас – творение мира, наш нынешний момент и день Страшного Суда. Он над потоком времени. И в этой вневременной вечности Он вечно рождает Сына. Господь рожден вечно от Отца, потому что Он совершенный Сын совершенного Отца, но при этом Он рождается от Отца, так как Он – вечное сияние неприступного пламени. Вечное отражение сущности Отца. Свет от Света, как сказано в Символе веры. Поэтому Христос вечно берет бытие от Отца, как поток от источника. Источник Отец в вечном настоящем порождает из Своей сущности совершенного Сына. «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс. 2, 8). Отец обещает Сыну дать в наследство язычников. Евреи отреклись, говорит Бог Отец, и Я дарю Тебе языческие народы, они будут Твоим наследством. Русские язычники, китайские язычники, саудовские язычники и язычники из Центральной Африки – все эти народы отданы Богом Отцом в наследство Сыну. Это Его достояние, и тот, кто будет похищать у Него их, будет сокрушен Его мощью. «И одержание Твое концы земли» (Пс. 2, 8). Действительно, мы видим, что во многих местах до самых концов, до океанов доходит весть о Христе. Северные границы земли ограничены Ледовитым океаном. Дошла до него власть Христа? Да, дошла. Там даже стоят монастыри. Власть Христа дошла до Индийского океана? Дошла. Достигла ли Тихого океана? Да. И до Атлантического дошла. Власть Христа идет до всех пределов земли. И власть Господа при этом, как сказано, распространяется. Эта власть будет расширяться и расширяться, пока не охватит всех. Люди либо подчинятся ей, либо не подчинятся. И те, которые не подчинятся, все равно потом будут покорены. Вы знаете, что будет день, когда все без исключения люди и Ангелы, в том числе мятежные ангелы, поклонятся Христу. Некоторые, правда, недобровольно. Они будут брошены к Его ногам, и сам Люцифер упадет к ногам Христа и будет растоптан. Великая переделка. «Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. 2, 9). Все то, что среди язычников противоречит Тебе, будет сокрушено Твоей силой. Как против железного посоха не может устоять глиняный горшок, так все планы язычников, направленные против Тебя, будут разрушены Твоей собственной силой. Каким жезлом железным? Святитель Афанасий Великий толкует так: «То есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа»3. Но есть и еще одно толкование, касающееся иудеев. Иудеи будут сокрушены жезлом железным, то есть железным царством. В Книге пророка Даниила упоминаются четыре царства: золотое, серебряное, медное и железное. Золото – вавилонское царство, серебро – персидское, медь – греческое, а железо – римское. Это железное царство по повелению Христа разрушит иудейское владычество, раскидает евреев, как сосуды горшечника.  Однако есть и еще одно очень интересное толкование. Феодорит Кирский пишет, что значит «яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. 2, 9)? Если у горшечника развалился сосуд в самом начале его формирования, то он его ломает, перемешивает заново и вылепливает новый сосуд из той же глины. Так и Христос берет язычника, «ломает» его всего, перемешивает и из него же делает нового человека. Ничто из того, что есть в язычнике или иудее в чистом виде в Церковь не войдет. Все должно быть переделано Христом. Бог переделывает и прошлое, и настоящее, и будущее человека. Меняет все его мировоззрение, меняет его всего. И плохо придется человеку, если он попытается помешать Богу в этой работе. Если человек захочет помешать Богу, попытается оставить что-то свое, несмотря на то, что Богу хочется это переделать, то тут же будет нанесен удар железом, ибо Господь пасет «жезлом железным» (Пс. 2, 9). Многие по себе это знают, наверно. Когда человек по-хорошему не понимает, Бог выбивает из него глупость. Заметьте, сказано именно «пасет» жезлом железным. Пасти, значит не уничтожать, а направлять в нужную сторону. «И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 10–11). Все правители земли, и судьи и цари, должны научиться у Бога в Его Откровении, познать, что повелевает Бог. Научиться тому, чтобы работать Господу со страхом и радоваться перед Ним с трепетом. Нужно учиться служить Господу и делать это с благоговением. К сожалению, часто этого не хватает христианам. Нынешние христиане, зараженные протестантским духом, относятся к Богу запанибрата. Без благоговения подходят к Причастию, без благоговения входят в храм Божий и ведут себя в нем неблагоговейно. Не чувствуют благоговение и трепет перед Богом на молитве или в повседневных делах. Необходимо помнить те слова, которые говорит Бог Отец через царя Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Зрите Его величие, Его могущество. Человек, который не чувствует страха Божия, он не причастник даже начала премудрости. Ибо «начало премудрости - бояться Бога» (Сирах. 1, 15). Если человек не научился страху Божьему, то он еще ничего не может. Следует работать Богу, но при этом со страхом. Сначала со страхом наказания, а потом со страхом обидеть Бога. Низший страх – страх наказаний – постепенно исчезает и превращается в страх обидеть Небесного Отца. А радость должна сопровождаться трепетом перед величием Бога. Величайший святой Макарий Великий, когда видел Бога, говорил, что, приближаясь к Нему, будучи с Ним единым, все равно ощущал, что Господь – Царь и Творец, а он – раб и творение. Даже на высотах святости трепет охватывает человека, когда он видит Бога. Если же мы без трепета стоим перед лицом Бога, значит, просто Его не видим, не перед Его лицом стоим на самом деле, но построили себе умственного божка, а его что бояться-то? Подобное происходит из-за незнания Бога, поэтому Церковь специально выделяет данный стих. Он всегда поется во время «Блажен муж». «Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань» (Пс. 2, 12). Еврейский текст еще более точный: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть на пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Господь повелевает почитать Сына и принимать от Него научение. Когда Бог учит, что надо делать? Бог сказал, а ты в ответ: «Слушаюсь и повинуюсь». А некоторые говорят: «Ну, это вы так говорите, это у вас такая точка зрения». Неправильный подход! Правильный подход иной: читать Евангелие и исполнять его.  «Да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго» (Пс. 2, 12). Да не погибните, сойдя с пути, по которому идут праведные, то есть отделившись от Христа, потому что отделившись от Него, погибают неизбежно. Некоторые спрашивают: «А как же другие народы, не знающие Бога?» Они уже погибли, они находятся в состоянии безбожия. Ибо гибель заключается ни в чем ином, как в том, что человек не общается с Богом. Здесь ни при чем справедливость или какие-то добрые поступки. Дело в том, что человек должен вырваться крещением и верой во Христа из той гибели, в которой он рождается и живет. «Егда возгорится вскоре ярость Его» (Пс. 2, 12). Вскоре ярость Сына возгорится на всех мятежников. Как говорит апостол Павел: «Будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2 Фес. 1, 5–10). Итак, наступает тот день, когда явится пламенеющая ярость гнева Божия, когда абсолютная правда Божия явится во всей вселенной и «воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 27). Действительно, великий день гнева приближается и к нему нужно готовиться, служа Богу со страхом, радуясь перед Ним с трепетом, почитая Сына и слушаясь научения Божия, чтобы во время этой ярости оказаться блаженным. Чтобы Бог явил Свою силу в нас, прославился в нас и явил Свою славу не в каре, а в прославлении нас. Так как мы знаем, что Бог прославляется по-разному. Однажды два сына Аарона вошли в храм Божий и внесли в скинию чужой огонь. Видимо, как дальше говорит Писание, они были нетрезвы. И тотчас вышел огонь от Бога и сжег их, а Господь сказал: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10, 3). Это одна слава, проявившаяся в наказании отступников. В другом случае Моисей поговорил с Богом, и кожа лица его стала светиться. Тогда Бог сказал: «Вот, Я прославился в Моисее». В этом случае Он прославился как Просвещающий праведников. И в том и в другом случае явилась слава Божия, но явилась по-разному, в зависимости от принимающих. Поэтому нужно готовиться, чтобы слава Божия явилась в нас как сияние, слава и могущество наше, а не как могущество, совершающееся над нами. «Блажени вси надеющиися Нань» (Пс. 2, 12). Все те, кто надеется на Сына – блаженны, а кто не надеется, тот несчастен. Нам нужно учиться этому блаженству, нужно учиться надежде на Сына и полагаться только на Него. Полагаться на Его страдания, на Его подвиг, слушаться Его, служить Ему, изыскивать Его волю и покорять этой воле все народы земли, чтобы мы стали руками Бога, Его языком и чтобы слава Его действовала через нас. Вот тогда все враги будут брошены к нашим ногам. Поистине, мы не верим, что наступит время до конца вселенной, когда Церковь не будет гонима. Мы совершенно точно знаем, что пока Церковь будет существовать на земле, будут и гонения. Христос не лгал, когда сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20), «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф. 10, 24). Но мы знаем и то, что гонения не навсегда. Знаем, что огонь охватит вселенную, она вспыхнет великим факелом, а мы останемся в вечной жизни с Богом, дабы предстать перед Его судом и дабы Он явил в нас Свою славу. Это случится, если мы вытерпим до конца, если будем надеяться на Него, если будем заповедям Божьим поучаться «день и ночь» (Пс. 1, 2). Давайте этому учиться и милость Божия будет с нами.