?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Преподобный Дамиан Печерский, целебник († 1062‒1074: с XIX века 1071 год был принят датой преставления преподобного. Однако, согласно статье Православной энциклопедии, эта дата необоснованна, почему кончину святого можно датировать лишь периодом настоятельства преподобного Феодосия.) Дамиан был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу «Повести временных лет», он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению исцелял больных молитвой и помазанием святым елеем. В Житии преподобного Феодосия, тогдашнего игумена Киево-Печерского, сообщается, что Дамиан ревностно «подражааше житию и съмерению» святого игумена. Многие знавшие Дамиана свидетельствовали автору Жития «о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа». Бывшие у Дамиана в келье видели «кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы». Перед кончиной святому явился ангел в образе преподобного Феодосия, возвестивший, что Дамиан будет в Царствии Небесном. В Житии святого Феодосия приводится молитва Дамиана, в которой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с Феодосием и после смерти. Преподобный Феодосий с некоторыми насельниками монастыря были при больном до самой его кончины. Рассказ о Дамиане помещен среди рассказов о других Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет» под 6582 (1074 / 1075) годом в статье о кончине игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. О Дамиане (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в житии преподобного Феодосия (кон. XI ‒ нач. XII в.), написанном преподобным Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Дамиане находилось в составе несохранившегося жития преподобного Антония Печерского конца XI века. Рассказ о Дамиане входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей, рубежа XIII и XIV веков. Отдельное житие преподобного Дамиана, созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польском языке в издании патерика. В «Анфологионе» (Киев, 1619), имя Дамиан указано с памятью 5 октября, что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в монастыре к этому времени. В 1-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Печерским, составленного в 1643 года по благословению Киевского миторолита святителя Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константипольского патриарха Мелетием Сиригом, Дамиан как целитель воспевается вместе с преподобным Агапитом, врачом безмездным. Имя Дамиана включено под 5 октября в «Полуустав» (Киев, 1643) и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина). В Похвальном слове русским преподобным, созданном соловецким монахом Сергием (Шелониным) в 1645―1647 годах, Дамиан упоминается в ряду других Киево-Печерских святых. Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, было установлено в 1684‒1690 годах, при архимандрите Варлааме (Ясинском), а их общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода от 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные Московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Дамиану вместе с преподобными Матфеем и Иеремией прозорливыми. Преподобный Иеремия Печерский († ок. 1070) имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости († ок. 1070). Его житие было написано преподобным Нестором Летописцем в «Слове о первых черноризцах Печерских» из летописной статьи 1074 г. в «Повести временных лет». Преподобный Матфей Печерский, Прозорливый († 1078‒1088) подвизался в Киево-Печерском монастыре, обладал даром прозрения духовного мира. Стоя однажды в храме во время церковного богослужения, преподобный Матфей увидел беса в образе воина, который обходил иноков и бросал на них липкие цветки. Причем, если цветок приставал к кому-нибудь из братии, в том сейчас же ослабевало внимание к богослужению и терялось усердие к молитве, и он, найдя себе какой-нибудь предлог, вскоре уходил из церкви в свою келлию, где ложился спать, не возвращаясь больше в храм. Если же брошенный цветок падал мимо инока и не приставал к нему, то инок по-прежнему оставался в церкви и стоял до конца церковной службы. Все виденное старец передал братии, и все с этого времени стали остерегаться выходить из храма. Многих и других видений сподобился этот старец и, открывая их братии, служил им на пользу и вразумление. Достигнув глубокой старости, преподобный Матфей мирно почил о Господе между 1078 и 1088 годами. Святые мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. В Иконописном Подлиннике сказано: «Матфей прозорливый подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу». Его житие было написано преподобным Нестором Летописцем. Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах: Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.

Метки: