?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Священномученик Киприан, епископ Антиохийский († 268/304/307 [Крайние даты со страницы христианского портала My studies. 304 год ― по Германовскому календарю за 2009 год, Настольной книге священнослужителя и «зелёной» Минее (Октябрь): сайт Православие говорит, что святые Киприан и Иустина были схвачены во время диоклетиановых гонений.]). По преданию, уроженец Карфагена. Родителями он еще в детстве посвящен был на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан для обучения чародеям. По достижении десятилетнего возраста он был послан родителями для приготовления к жреческому служению в центр эллинского язычества ― на гору Олимп. Здесь он преуспевал в постижении бесовского колдовства. Видел он и полчища бесов с князем тьмы во главе, видел многообразных языческих божеств и различных призраков. Для призвания призраков он выдерживал сорокадневные посты, вкушая только дубовые желуди и то лишь после заката. После достижения пятнадцатилетия, он стал слушать уроки семи великих жрецов, от которых увидал многие бесовские тайны. Затем он отправился пошел в город Аргос, где, послужив некоторое время богине Гере, научился многим обольщениям у жреца ее. Пожил он и в Таврополе, служа Артемиде, а оттуда пошел в Лакедемон, где и научился разными волхвованиями и навождением вызывать мертвецов из могил и заставлять их говорить. Двадцати лет от роду Киприан пришел в Египет и в городе Мемфисе обучался еще большим чародействам и волшебствам. На тридцатом году он пошел к халдеям и, научившись там звездочетству, закончил свое учение, после чего, став уже достаточно знаменитым, поселился в Антиохии (Финикийской или Писидийской). Здесь многие обращались к Кипрану в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Однажды к нему за помощью обратился юноша Аглаид, безуспешно домогавшийся праведной христианки Иустины. Девица Иустина жила в Антиохии (Финикийской или Писидийской).


Она происходила от языческих родителей: отцом ее был идольский жрец по имени Едесий, а мать ее звали Клеодонией. Однажды, будучи иже совершеннолетней, она сидела у окна в своем доме и услышала как проходивший мимо диакон Праилий говорил о вочеловечении, спасительном подвиге и вечном царствовании Господа Исуса Христа. Иустина захотела научиться вере у диакона, но по скромности не осмелилась искать его. Однако она стала тайно ходить в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святого Духа уверовала во Христа. В скором времени она убедила свою мать, а затем привела к вере и своего престарелого отца. Однажды утром, Едесий пошел с женой и дочерью к христианскому епископу Оптату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними Святое Крещение. При этом он поведал слова дочери и виденное им самим ангельское видение. Услышав об этом, епископ возрадовался и, наставив их вере, крестил, причастил их Святых Таин и отпустил с миром. Когда Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, поставил его пресвитером. Пожив добродетельно еще год и шесть месяцев, Едесий окончил свою жизнь, в то время как Иустина подвизалась в соблюдении заповедей Господних. Возлюбив Христа как своего Жениха, она служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и великим воздержанием. В то время сын богатых и знатных родителей юноша Аглаид, увидев однажды Иустину по пути в церковь, поразился ее красотой. Распалившись вожделением, Аглаид всеми мерами старался снискать расположение и любовь Иустины, но девица избегала его, гнушаясь им и не желая даже слушать его льстивых и лукавых речей. В ответ на предложение стать его женой, она отвечала, что её Жених ― Христос. Аглаид, не будучи в состоянии обольстить ее, сначала безуспешно пытался её похитить, а затем обратился за помощью к известному волхву и жрецу Киприану. Жрец обещал приворожить святую деву. Киприан три раза посылал нечистых духов соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением. Тогда Киприан, желая отомстить Иустине за свой позор, наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось. После такой перемены люди стали прославлять Христа, а Киприан, убедившись таким образом в действительной силе Господа, отрекся от прежних дел и обратился в Христианство. Он взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к его ногам, Киприан умолял оказать ему милость и совершить над ним святое крещение. Со слезами исповедал он всё епископу и отдал ему свои книги на сожжение. Видя его смирение, епископ научил его и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению; книги же его сжег пред всеми верующими гражданами. Удалившись от епископа с сокрушенным сердцем, Киприан плакал о грехах своих, посыпал пеплом голову и искренно каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой день в церковь, он слушал слово Божие с радостным умилением, стоя среди верующих. Когда же диакон повелел оглашенным выйти вон, возглашая: «eлицы оглашеннии, изыдите» – и некоторые уже выходили, Киприан не хотел выйти, говоря дьякону: «Я ― раб Христов; не изгоняй меня отсюда». Дьякон же сказал: «Так как над тобой еще не совершено Святое Крещение, то ты должен выйти из храма». На что Киприан ответил: «Жив Христос, Бог мой, избавивший меня от дьявола, сохранивший девицу Иустину чистою и помиловавший меня; не изгонишь меня из церкви, пока я не стану совершенным христианином». Дьякон сказал о сем епископу, а епископ, видя усердие Киприана и преданность к Христовой вере, призвал его к себе и немедленно крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Узнав о сем, святая Иустина возблагодарила Бога, раздала много милостыни нищим и сделала в церковь приношение. Киприана же на восьмой день епископ поставил во чтеца, на двадцатый во иподиакона, на тридцатый в диакона, а чрез год рукоположил в иереи. Киприан полностью изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался в добродетелях. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми; при сем он ревностно заботился о вверенном ему Христовом стаде. Святую Иустину девицу он поставил диакониссою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игуменьей над другими девицами христианскими. Своим поведением и наставлением он обратил многих язычников и приобрел их для Церкви Христовой, так что идолослужение в тех местах стало сходить на нет. По доносу святые Киприан и Иустина были схвачены по повелению местного правителя Евтолмия и посажены в темницу. Затем, отправившись в Дамаск, Евтолмий взял их с собой для суда. На суде они исповедали свою веру и отказались отрекаться, за что святой Киприан был подвешен и тело его было стругано, а святую Иустину били по устам и очам. Они вновь отказались отречься и были брошены в котёл, что, однако, не причинило им вреда. В то же время некий жрец идольский по имени Афанасий также бросился к огню «во имя Асклипия», но тотчас же умер от огня. Испугавшись, правитель отправил обоих в Никомидию, где правил Клавдий, который и осудил их на усечение мечом. Покуда святой Киприан молился, по его просьбе первой была усечена святая Иустина, а затем и он сам. Вслед за ними был усечён и Феоктист, уверовавший во время казни. Видя неповинную смерть Христовых мучеников, воин Феоктист объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали шесть дней непогребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали одной добродетельной и святой женщине по имени Руфине, родственнице кесаря Клавдия. Та похоронила с честью тела святых. При гробах же их происходили многие исцеления тех, кто прибегал к ним с верой. Тропарь, глас 4: И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деянием обрéте, богодухновенне, / боговидения восход. / Сего ради слово истины исправляя, / и за веру пострадал еси дó крове, / священномучениче Киприане, / моли Христа Бога спастися душáм нашим. Кондак, глас 1: От кóзни чарóвныя обращься богомудре / к разуму Божественному, / явися мирови врачь премудр, / исцеления дáруя чтущим тя, Киприане, со Иустиною; / с неюже моли Человеколюбца Владыку / спастися душáм нашим.

Метки: