?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Автор: священник Даниил Сысоев

Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью (10. 1). Даже небольшая глупость, которую делает человек, способна испортить все, всего человека, как ложка дегтя в бочке с медом. Даже небольшое проявление гордости и самолюбия способны уничтожить всю человеческую мудрость. Вы отрезаете себе кусок хлеба, а внутри — запеченный тараканчик. Поэтому очень внимательно надо смотреть в себя, следить за собой, чтобы не было и следа глупости. Нельзя грешить немножко, нельзя быть слегка глупым, маленькая глупость способна отравить все. Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп (10. 2‒3). Это значит, что Бог будет взвешивать сердца людей, не поступки, а сердечное расположение наше, и сердца мудрых пойдут на правую сторону относительно Бога, а сердца глупых — на левую. В этом заключается пророчество Соломона о Страшном Суде. Поэтому глупость надо выжигать из себя каленым железом, а глупость — это есть безбожное житие. Вот признак, по которому можно отличить глупого: глупые люди каждым своим словом и поступком показывают свою глупость. Глупость невозможно скрыть, хотя и говорят «промолчи — за умного сойдешь», но беда состоит в том, что глупый как раз молчать и не умеет и проявляет свою глупость везде.
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки (10. 4). Не надо бегать с работы на работу из-за того, что на тебя разгневался начальник, твоя кротость покроет все твои проступки. Это очень важный совет, потому что многие люди всю жизнь пребывают в непрерывных поисках лучшего места, у людей с гордым нравом вся трудовая книжка заполнена записями, потому что они бегают с работы на работу. Но им все не нравится, в них нет кротости, они гневливы и раздражительны, горды и самолюбивы. Как же меня, такого хорошего, могли так обидеть? Как же я могу смириться перед таким плохим и несправедливым начальником? А царь Соломон говорит, что если ты умный, то смирись, перетерпи, даже попроси прощения, прояви кротость, и потихонечку все встанет на место, и уходить никуда не придется. Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина; невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком (10. 5‒7). Такая ситуация — большая беда и несправедливость для человечества, когда князья, благородные люди находятся внизу, а наверх всплывает всякая гадость. Это великое зло, которое разрушает порядок вещей, и обязанность властелина — этому противодействовать, он обязан благородных поднимать наверх, а подлых и низких людей — низвергать. Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить (10. 8‒10). Тот, кто пытается сделать ближнему пакость, сам обязательно пострадает от правосудия Божия. Человек всегда наказывается тем, чем он грешит. Ограда — это в буквальном смысле слова загородка из камней, и в те времена их часто ломали, чтобы прибавить себе земли. В этих камнях часто жили змеи, и, конечно, они могли ужалить человека, который так делал, и в этом тоже было проявление Божией справедливости. Но здесь речь идет, главным образом, о том, что нельзя передвигать ограду, которую установил Бог и святые отцы, то есть речь идет об ограде Священного Предания и о церковной ограде, расколов которую человек будет убит змеем. Любой вышедший из Церкви в раскол будет уязвлен змеем. Тот, кто передвигает камни, кто пытается сломать существующий порядок вещей, изменить не свою жизнь, а жизнь других людей, надсадится. И если со всеми скандалить и ссориться, то все вернется обратно, так же, как дрова могут отскочить и ударить рубящего их. И если человек не отточил свой разум словом Божиим, то он будет зря тратить свои силы, и только настоящая мудрость может это исправить. Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие. Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город (10. 11‒15). Есть люди, которые умеют заговаривать змей, но если змей тебя уже ужалил, то поздно идти к такому человеку и просить его заговорить змею. Так же и злоязычный — если человек привык говорить языком зла, то он похож на укушенного змеей. И слова мудрого — благодать, потому что мудрый говорит языком Самого Бога, а слова глупого его же самого и губят. Речи безбожников падут на них самих, и если глупец говорит, то он уже начинает с глупости, а заканчивает полным безумием. Сколько раз мы убеждались в этом, разговаривая с безбожниками, и не важно, кто это был — академик или простой человек. Начинают они все с очевидно глупого тезиса, а затем вообще вы перестаете понимать, о чем идет речь. Замечательно сказал об этом святитель Феофан Затворник: «Умная теория от глупой отличается тем, что умная понятна любому человеку, а глупая — будет непонятна даже высокообразованным людям. Когда научникам какая-нибудь глупость в голову втемяшится, они применят как можно больше иностранным слов, обложат вокруг, и покажется, что это умно, а копни поглубже — мыльный пузырь». А возьмем, например, писания Иоанна Лествичника, этого лучшего психолога всех времен, конечно, его читать тяжело, уж слишком плотный у него текст, но непонятных слов у него почти нет, там понятно практически все. В Библии разве много специальных терминов? Да нет, но там изложены такие глубины, скрыты такие бездны разума, хотя и написана она обычным хорошим простым языком, какой и ребенок понимает. Но в этом и есть признак настоящей мудрости, которая всегда проста и понятна, даже есть поговорка: «Где просто, там ангелов со сто». А ведь часто бывает и так, что каждое слово по отдельности понятно, а что хотел сказать человек — совершенно непонятно. Вот это и есть признак глупости, распада разума, безбожие. Есть и еще один признак глупости — многоговорение. Сейчас выпускаются книги под названием «Изречения святых отцов», где приводятся цитаты из святоотеческих размышлений. Одно-два предложения, а смысла в них — на целый трактат. Некоторые люди думают, что для того, чтобы понять древнего философа, надо почитать современные комментарии к нему. На самом деле все ровно наоборот. Самого Платона гораздо легче читать, чем комментарии к Платону, потому что Платон был величайший ум, а умного человека всегда просто читать и понимать. Гораздо легче читать сами писания святых отцов, чем рассказы современных толкователей. Святые писали очень просто, например, Феофан Затворник писал настолько сочно и ясно, что можно просто зачитаться, все абсолютно понятно. То же происходит и с трудами глупого человека, он трудится — и только утомляется от своих трудов, и чаще всего — они безрезультатны. Он даже не знает дороги в город, то есть не знает, как идти в город Божий, к Богу. Он гуляет по земле, и только одно утомление настигает его, и чем больше такой человек живет, тем больше он утомляется от жизни. Сейчас даже есть такой медицинский диагноз — «синдром хронической усталости», вот этим синдромом и страдает человек, занимающийся бесполезным и бессмысленным трудом. Конечно, такое бывает и от чрезмерного труда, но чаще всего это связано с его бессмысленностью. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! (10. 16‒17). Горе, когда у власти стоят юные, не надо, чтобы к власти приходила молодежь, как у нас многие того желают. Слова «князья твои едят рано» означают жизнь, уже с утра проходящую в пирушках и развлечениях, что свойственно молодым. И здесь даже неважна форма правления, царь Соломон говорит о том, что плохо, когда царь твой — отрок, то есть эта проблема может быть и у монарха. Некоторые думают, что монархия — это абсолютный рецепт, но это не так, абсолютный рецепт — это когда у власти стоят мудрецы, которые любят Бога. Хороший царь должен быть из благородного рода, то есть должен обладать внутренним благородством, здесь речь не идет о хорошей родословной. И самый благой род — это род Христов. Из жития святой Екатерины известно, как однажды Пресвятая Богородица поставила ее коленопреклоненной перед ожившей иконой Христа и попросила Сына Своего посмотреть на эту благородную, царского рода женщину, какая она мудрая и богатая. А Христос отвернулся и сказал, что Он не может на нее смотреть, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна. И только когда Екатерина крестилась, тогда Христос сказал ей: «Вот теперь ты стала мудрой, стала красивой, стала богатой». Он ласково посмотрел на нее и подарил ей перстень. А многие люди украшают себя ложными украшениями, и в глазах Бога выглядят куда хуже, чем до крещения выглядела святая Екатерина. Если для человека пища — не главное, если он питается вовремя, и ест для того, чтобы подкрепить свои силы, а не для того, чтобы объедаться, значит, такой человек может себя держать в руках, значит, он будет и правосуден. От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро. Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою (10. 18‒20). «От лености обвиснет потолок», но здесь речь идет о духовной крыше. У ленивца деградирует разум, то есть у него начинает течь крыша, как говорят в народе — «едет крыша», и это очень точное выражение. Чем более человек ленив, тем более он глуп, это очевидно, если человек не тренирует свой разум, он неминуемо будет глупеть, так же как если мы не будем тренировать свои мышцы, мы ослабеем. Дом наш начнет протекать, придет в негодность, если мы опустим руки, если впадем в уныние. Уныние является смертным грехом, потому что оно разрушает все вокруг, и в дом души человека затекают темные потоки смерти. А происходит это потому, что он опускает руки вместо того, чтобы держать их воздетыми в молитве к Богу. И если человек проводит всю свою жизнь в развлечениях и пирушках, то он останется без денег, станет нищим. Но при этом, даже если ты видишь все, что происходит вокруг тебя, не злословь царя. А ведь это наше любимое занятие — ругать существующие власти. Но Бог прямо запрещает это, Он говорит: «…начальствующего в народе твоем не злословь», потому что народ всегда получает то, что он заслужил, «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». А если ты будешь злословить начальство, то об этом обязательно донесут и тебя накажут. Один из иудейских мудрецов, Ионафан, был ослеплен царем, и однажды этот царь пришел к нему инкогнито и спрашивает: «Что ты думаешь об этом царе? Он ведь изверг, верно?» Ионафан отвечает: «Сказано, начальствующего не злословь». Царь говорит: «Мы же здесь одни, кого ты боишься? Согласись, что он человек недостойный». А тот отвечает словами Екклесиаста: Даже в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою. Тогда царь удивился такому благочестию и раскаялся в содеянном по отношению к Ионафану. Когда человек начинает злословить правительство, тут беда не в том, что он злословит какого-то конкретного человека, который может быть, и делает явное зло, а в том, что он отвергает иерархию. А мы иерархию должны признавать, даже если на этом месте сидит явный злодей. Если человек начинает отвергать иерархию, то он привыкает это делать, и рано или поздно начнет злословить и церковную иерархию, начнет говорить: «Какие сейчас епископы, что за священники!» Вот какая история описана у аввы Дорофея: один монах стал говорить: «Что там авва Зосима, он не знает ничего, вот авва Макарий — это другое дело, его нужно слушать». А затем он стал говорить: «Да что там авва Макарий, нужно слушать авву Антония». А дальше — и авву Антония не нужно слушать, а нужно слушать апостолов Петра и Павла. Затем он уже сказал, что незачем и апостолов слушать, нужно слушать только Христа. А вскоре он стал хулить Святую Троицу и сошел с ума. И это был естественный результат. Беда современных людей в том, что человек находится в состоянии перманентной революции, непрерывного возмущения, и это — наследие коммунистического времени. Мы пропитаны этим настолько, что у нас даже представления о добре и зле совершенно коммунистические — нам думается, что настоящий человек должен непрерывно бунтовать, говорить правду, возмущаться и быть недовольным. Но святитель Григорий Неокесарийский говорит нам: «Не злословь царя, потому что небесные птицы — ангелы принесут весть об этом Царю Небесному, и он накажет тебя, как отвергающего ту иерархию, которую Он устроил». Как мученики вели себя на суде? Они говорили: «Мы почитаем тебя, царь, за ту власть, которую тебе дал Бог, но не почитаем тебя как тирана, который заставляет нас отречься от Бога. Но мы будем платить тебе налоги, мы будем воевать в твоей армии, мы будем за тебя даже молиться». Мы и сейчас во всех храмах молимся «о властех», хотя они и безбожные, зная, что власть установлена Богом для благих целей, и в той мере, в какой она их исполняет, она нами и поддерживается. Если бы не было власти, не исполнялись бы никакие законы, настала бы анархия и хаос. И нам надо почитать власти, а не заниматься революционерством и митингами, что Богу неугодно. Видеозапись толкования 9-й и 10-й глав. Толкование на 10-ю главу начинается на 60-й минуте (59:41):