?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Даниил Сысоев

3. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы[, и] вочеловечшася. Как уже мы говорили, само имя «Исус» значит «Спаситель». И, начиная с этого члена (части), Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти. Дело в том, что первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога — источника жизни, совершив грех. В результате этого сама природа человека подверглась порче, ум утратил контроль над волей и чувствами, потерял свои первоначальные способности, так что ему стало трудно познавать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило нашу природу, так что нам легче согрешать, чем сделать добро. Это состояние называется первородным грехом, порождающим как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад. И никто не мог избавить несчастного человека от этой вечной беды, кроме Самого Творца. Ведь надо было и переделать нашу природу, и истребить преступление, и победить смерть, и главное — восстановить общение с Богом. Кто из людей или иных творений мог бы сделать это? И вот по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них — пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 20). Как слабому творению устоять перед могуществом Истока всех сил? Не сгорит ли он, как мотылек в пламени? Но с другой стороны, где человек найдет жизнь, если не соединится с первой Жизнью? Вторая преграда — грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь праведный Творец не может оставить преступление без наказания. Но с другой стороны, нет человека, который жил бы и не согрешил, а значит, все должны быть наказаны. А третья преграда — смерть, разрушающая природу человека. О чем можно говорить, если все дела человека пожираются смертью? Как смертному существу можно общаться с Бессмертным, если смерть его не будет уничтожена? И вот, Господь Исус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати. Вечный Сын сходит с Небес, не перемещаясь в пространстве, ибо Он Бог и все наполняет. Но как на Небесах Его видят и Ему полностью покорны Ангелы, так в Своем Рождении Он становится видимым и на земле. Христос принимает плоть от Девы Марии, которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла, и не нашлось лжи в устах Его. И именно для этого и потребовалось непорочное зачатие. Дело в том, что в обычном зачатии человеку передается изначальная смерть, и люди, появившиеся таким образом, спасти других не могут, сами нуждаясь в спасении. Но когда человеческая природа была создана в утробе Девы силой Святого Духа, тогда она оказалась способной пребывать в Личности Бога Сына, так что с самого начала человеческая природа стала собственной природой Христа. И таким образом через Боговоплощение была преодолена первая преграда — разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга, соединились в одной Божественной Личности, и теперь через Христа мы получили доступ к Отцу. 4. Распятаго [же] за ны при Понтийстем Пилате, [и] страдавша и погребенна. Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное дело Христа — это избавление нас от зла и греха, а для этого необходима была смерть, ведь жизнь можно купить только ценой жизни. Чтобы уничтожить преграду греха, Исус Христос добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие с тем, чтобы уверовавший в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную. Его Кровь становится выкупом за наши грехи. Он отдает Кровь за кровь, душу за душу, тело за тело, и таким образом правда Бога вливается в наши сердца. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5). Христос как человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи, и этим священнодействием освящает нас, изгоняя грех из нашего сердца, ума, из всей природы человека. Он исправляет древнее непослушание Адама, став послушным Отцу до смерти, и смерти крестной, позорной, страшной, мучительной. Господь становится новым Адамом, родоначальником искупленного человечества. Как первый человек ввел в мир смерть, так Христос дал вечную жизнь. Вместо древа познания — Крест, который стал из орудия казни знаком нашей победы и спасения. Руки, тянувшиеся к преступному делу, исцелены пронзенными руками Исуса Христа. Ноги, убегавшие от Бога, возвращены к Нему гвоздями, пробившими стопы Богочеловека. И так явилась Справедливость Бога, ибо победил врага-сатану не просто Бог, но человек. Та же природа, которая была взята в греховный плен в Раю, победила на Кресте. Словами «при Понтийстем Пилате» Церковь подчеркивает, что произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя (см.: Быт. 49, 10) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом. И исполнились ожидания народов, некогда бывших чужими для Господа из-за беззаконного идолопоклонства и поклонения злым духам, а теперь ставших своими Ему через обращение к Распятому, через веру в Исуса Христа. Мы верим, что Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтобы нас избавить от смерти. Хотя, конечно, страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может). Он поистине умер и был погребен. Его Душа отделилась от Тела и сошла во ад. И ад был разрушен явлением Божественного сияния. Поверившие во Христа праведники взошли в Рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. А древний наш враг, диавол, был скован и лишен силы, как несправедливо поднявший руку на Творца. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми — стена греха, и так исчезла причина вековечной смерти, не отпускавшей от себя человека. 5. И воскресшаго в третий день по Писаниих [по Писанием]. Апостол Петр говорил, что смерть мучилась родовыми схватками, когда приняла в себя Христа, ибо не могла удержать Его (Деян. 2, 24). Причина в том, что смерть разрушает целостность человека, ибо человек — это не просто бессмертная душа, а союз души и тела. Но Христос — вездесущая Божественная Личность, и поэтому, хотя Душа Его и отделилась от Тела, через Божество связь между Душой и Телом Исуса оставалась. Вследствие этого Душа Христа не осталась в аду и вновь соединилась с Телом Его, которое до воссоединения с Душой, до Воскресения, оставалось в гробу нетленным. Так Господь Исус взорвал смерть изнутри, не дав ей завладеть Своею Личностью. И в третий день, то есть в воскресную ночь, когда Бог создал из небытия мир, Христос силой Своего Божества воскрес из мертвых. Его душа вновь и навсегда соединилась с Его же Телом, так что оно стало навсегда неподвластным гибели. Воскресший Исус — Первенец из мертвых, Начаток, то есть первый сноп нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с пасхального утра начался обратный ход мировой истории — процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми, и с этого момента бессмертный Бог «заражает» Своим бессмертием человечество. Это предсказывали и древние пророки, чьи слова дошли до нас в Священном Писании, говоря, что смерть будет поглощена жизнью и вместо тления человечество облечется в нетление. 6. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. На сороковой день после Своего Воскресения Христос плотью вознесся на Небеса, прокладывая нам путь в вечное Отечество. Отныне человеческая природа пребывает в нетварном океане Божества, выше ангельских пламенных духов — такова слава искупленного человечества. Отныне в вознесшемся Христе сокрыто пребывает наша жизнь, и мы ожидаем Его возвращения, потому что только в Нем наша новая жизнь откроется в полной мере. Господь Исус восседает по правую сторону — (одесную) Отца и как человек участвует в управлении миром. Он до сих пор является вечным Первосвященником, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, быть единственным Посредником между Богом и людьми и уничтожать грехи христиан Своей Кровью. И Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных. Когда эта миссия будет завершена, Христос вновь вернется на землю, и враги Его будут брошены под ноги Его. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию несть [не будет] конца. Второе Пришествие Господа Исуса будет не таким, как первое. Господь придет на землю уже не как Спаситель, а как праведный Судья. Сначала над миром воссияет Крест — знак Его победы над смертью и грехом. Перед Лицом Исуса пойдет пламень, который изменит вселенную. Небеса совьются, как свиток, и земля растает в огне. И явятся новые небо и земля, где обитает правда. Христос придет во славе Своего Отца, и все Ангелы Его с Ним. По Его слову, при пении трубы Архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что все человечество, с первого человека и до последнего, соберется перед Его троном. Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат Вечную Жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. Так будет восстановлена полная справедливость. Всякое добро будет вознаграждено, а зло наказано. И не помогут нечестивым ни взятки, ни лжесвидетели. И после Суда наступит вечное Царство Славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только всё возрастающая радость.