?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святой Аристарх († ок. 67), апостол от 70-и, епископ Апамейский упоминается святым апостолом Павлом: Целует вы (приветствует вас) Аристарх спленник мой (заключенный вместе со мною; Кол 4, 10) и: Целует тя Епафрас, спленник мой о Христе Исусе, Марко, Аристарх, Димас, Лука, споспешницы (сотрудники) мои
(Флм 1, 24), а также в книге Деяний святых апостолов: и исполнися град весь мятежа: устремишася же единодушно на позорище (зрелище), восхищше (схватив) Гаиа и Аристарха Македоняны, други Павловы (Деян. 19, 29); последова(ли) же ему (Павлу) даже до Асии Сосипатр Пирров Берянин, Солуняне же Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, Асиане же Тихик и Трофим (Деян. 20, 4); вшедше же в корабль Адрамитский, восхотевше плыти (намереваясь плыть) во Асийская места, отвезохомся, сущу с нами (отправились… с нами был) Аристарху Македонянину от Солуня (Деян. 27, 2). Святой апостол Аристарх сопутствовал апостолу Павлу, а впоследствии был поставлен епископом в Сирийский город Апамею. Принял мученическую кончину в Риме при императоре Нероне (царствовал в 54‒68 гг), одновременно со святым апостолом Павлом и апостолами Пудом и Трофимом, около 67 года. Святой Зина Законник (I в.), апостол от 70-ти, епископ Диоспольский, ученик и сотрудник первоверховного апостола Павла, был прозван «законником», так как был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах. О нем упоминается в послании святого апостола Павла к апостолу Титу: Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет (позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка; Тит. 3, 13). Впоследствии апостол Зина был епископом в Диосполе (Лидде) в Палестине. Святой евангелист Марк или Иоанн-Марк († 63), апостол от 70, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов: И един некто юноша иде по Нем, одеян в плащаницу (покрывало) по нагу: и яша (схватили) того юношу. Он же оставль плащаницу, наг бежа от них (Мк. 14, 51‒52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов: Петр смотрив же (осмотревшись) прииде в дом Марии матере Иоанна, нарицаемаго Марка (называемого Марком), идеже (где) бяху мнози собрани и молящеся (Деян. 12, 12). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (см.: Деян. 13, 6‒12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь. Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне: целует вы яже в Вавилоне соизбранная (приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне), и Марко сын мой (1 Пет. 5, 13). Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал апостол Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62‒-63). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли знаменитые отцы и учители Церкви. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Аниана [Анании], которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял крещение. Вслед за Анианом крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Аниана епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина ― пресвитерами. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году мощи святого были перенесены в Венецию и поставили в храме его имени. В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом ― в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).



Метки: