?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Автор: священник Даниил Сысоев

После того как Соломон показал нам, что пути Господни неисповедимы, он задумывается о страшной несправедливости смерти. Читая следующие слова, мы должны помнить, что они написаны во времена Ветхого Завета, когда все люди, без исключения, шли в ад, вне зависимости от своей праведности или неправедности, все люди были под грехом, и никто не мог вырваться из этого страшного плена. Если мы будем забывать об этом, то никогда не поймем, почему такой пессимизм сквозит в Библии, потому что сейчас у христиан, верующих во Христа, такого настроения нет и быть не может. На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим (9. 1‒3). Дела всех праведников и мудрецов находятся в руке Божией, все их добрые дела делает Бог. Без Бога никаких добрых дел делать нельзя, и мы не можем говорить, что хоть один безбожник сделал хоть одно доброе дело. Блаженный Августин говорил, что все добрые дела безбожников и язычников — это блестящий порок, не более того. А обычный человек, который живет без Бога, ничего не может знать о том, что происходит перед ним, не знает, с кем ему общаться, кого ему любить, кого — ненавидеть. Всякие попытки построить земное счастье обречены, потому что человек не знает, как это сделать. Мы вообще не можем искать счастья в отношениях с людьми, хотя бы уже потому, что не знаем будущего, какие потом, в будущем, у нас будут отношения с человеком, может быть, наш друг окажется врагом, а враг станет лучшим другом. Человек не может строить свою жизнь сам, он не хозяин своей судьбы, он не может спрогнозировать свою жизнь даже на день вперед. Но мудрый человек знает, что все дела его — в руке Бога, и поэтому он опирается только на Бога. Давайте посмотрим на древних пророков, на древних святых, таких как Авраам и Иаков. Они делали дела Божии, которые мы с вами не можем делать. Можем ли мы встать — и пойти неизвестно куда, когда скажет Бог? Бог не говорит им, куда идти, Он просто говорит им: «встань и иди», и они встают — и идут за Богом.
Но до пришествия Господа на землю все и всем — одно. Одна участь праведному и нечестивому, и тот и другой умирают, и тело их разлагается на составные элементы, а душа уходит вниз, под землю, во тьму. Нет никакой разницы перед лицом тьмы между чистым и нечистым, между добрым и злым. Царь Соломон видит, что зло царит в мире, сердце людей переполнено злом, и безумие царит в их сердце. Священники, принимающие исповедь, знают, какие бездны греха царят в человеке, который внешне кажется благочестивым, хорошим, и просто страшно становится. Огромные бездны зла завладели человеком, это действительно так. Отец Софроний Сахаров пишет, что, когда Бог дал ему благодать покаяния, он увидел, какие бездны нечестия и злобы таятся в его сердце, и содрогнулся. И только Бог может вычистить это из человека, и поэтому — иллюзия думать, что в естественном, нормальном состоянии человек — это хорошее существо. Философ Сенека говорил, что естественное не безобразно, но сейчас это ровно наоборот: в наши времена что естественно для человека, то безобразно и уродливо. У человека изуродованная природа, изуродованные чувства и разум, и нужен долгий процесс исцеления. И царь Соломон заглянул в эти бездны Духом Святым, и ужаснулся, поняв, что весь мир захвачен страшным злом. Давайте заглянем в себя, попытаемся хотя бы неделю исполнять только Нагорную проповедь, пожить по Заповедям блаженств. Попробуем ни разу ничего не нарушить, и увидим, что из нас полезет, хотя мы прекрасно знаем, что Нагорная проповедь — это чистейшие заповеди, справедливые абсолютно. И худо, что зло переполняет все существо человека, что человек, созданный быть подобным Богу по благодати, стал дьяволом по распаду своей души. Безумие поселилось в сердце человека, и сама жизнь у человека безумна. Разве это не так? Давайте трезвым разумом оценим нашу жизнь, давайте посмотрим, много ли найдем разумных слов, разумных поступков, разумного подхода? Много ли назовут зло злом, невзирая на лицо человека? Но люди не хотят этого делать, люди часто ставят себя в совершенно дурацкое положение, потому что боятся кого-то обидеть, сказав правду. Часто бывает так, что проблема не стоит выеденного яйца, но человек накрутит, нафантазирует, напредставляет себе невесть что, и в результате — у него просто мировая проблема. А между тем стоило поступить по правде и немножко переступить через себя, и все! Но люди не хотят так делать, потому что безумие царит в их сердце. Главный признак безумия — это агрессивность и немотивированные поступки. Как у нас люди поступают? Если что-то нам не нравится, мы начинаем взрываться, требовать, чтобы поступали по нашему желанию. И во-вторых, мы сначала сделаем, а потом подумаем, а это — признак классического безумия. Так было и раньше, конечно, но раньше люди хотя бы контролировали себя заповедями Божиими, Закон Божий был для них мерилом здравости, поэтому некоторый разум все-таки присутствовал. А сейчас люди так далеко ушли от Бога, что вся жизнь современного человека полностью безумна. Люди в течение жизни меняют сотни мировоззрений, даже взаимоисключающих, меняют их как перчатки, даже меняют их в течение дня, в зависимости от ситуации. На самом деле это классическая шизофрения, но выдается она за широту мышления, такая безграничная широта, которая даже отменила границы разума. Прав был царь Соломон, когда сказал, что безумие и в сердце, и безумие в жизни их. Давайте посмотрим, что делается вокруг: легкие деньги, разврат, наркотики, СПИД, люди просто обезумели, по слову пророка Иеремии: Ибо вы веселились, вы торжествовали, расхитители наследия Моего; прыгали от радости, как телица на траве, и ржали, как боевые кони (Иер., 50, 11). Люди решили, что им Бог не писан, но я, как священнослужитель, точно знаю, что после трагедий и катаклизмов, взрывов и наводнений храмы у нас стали наполняться. Массовые наказания — такие, как землетрясения, наводнения и т. п. — происходят за нераскаянные массовые грехи, об этом четко говорит Василий Великий. Что касается войн — войны были всегда и за ведение разрушительных и несправедливых войн Бог наказывает военачальников, а не людей. Конечно, мы не можем знать промысла Божия, но бывают явные случаи наказания, Бог попускает беззакония и дает такие наказания для вразумления людей, потому что Он все делает для того, чтобы люди спаслись. Богу не важна продолжительность жизни людей, хотя мы думаем, что для человека главное — чтобы он долго жил, но это — ветхозаветное представление. Да, иногда Бог продлевает срок жизни человека, чтобы дать ему возможность покаяться. Но для нас главное — встретиться с Богом подготовленным, а мы забываем об этом, и это — беда, мы путаем жизнь вечную и жизнь временную. Часто умирают и дети, и Григорий Нисский говорит, что дети умирают для того, чтобы в них не развился порок. Бог забирает их в самом лучшем состоянии, когда они только окрещены, чтобы они сразу пошли в Царство Божие, потому что они уже созрели для вечности. Богу нужна зрелость души, а не формальная длительность жизни. Конечно, по сравнению с нашими патриархами — с Адамом, с Енохом, с Ноем ― мы живем очень мало, фактически умираем в младенчестве, по сравнению с их девятьюстами годами жизни. Но нельзя сказать, что они были праведнее, чем наши новомученики, поэтому Бог и дал им долгую жизнь. И нельзя говорить, что смерть в молодости — это наказание от Бога, иногда это бывает и признаком милосердия Божия. Даже язычники это знали, они говорили, что те, к кому боги благоволят, умирают молодыми. А мы знаем, что Бог забирает или тогда, когда человек уже не способен исправиться и будет делать еще большее зло, или когда он уже созрел для Бога, об этом говорил и Амвросий Оптинский. Бог знает, когда человеку уже невозможно покаяние, а мы часто сетуем, что человек так рано умер, он бы еще пожил — и, может быть, покаялся бы. Мы гадаем, а Бог — знает. Он знает не только то, что будет, но и чего быть не может. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву (9. 4). Иоанн Дамаскин, толкуя это место, говорит, что так было до пришествия Христа. Действительно, люди думали, что жить на земле лучше, нежели быть самым великим в преисподней. Мы уже вспоминали эпизод из древнегреческих мифов, когда Одиссей приплывает в Аид, и Ахилл ему говорит, что лучше бы он был последним рабом на земле, чем царем в преисподней. Подобные рассказы есть у финикийцев, у вавилонян, практически у всех народов земли, потому что все они знали, что за гробом будет хуже, чем на земле. Но мы знаем, что Христос воскрес, и Он заложил основания для нашего воскресения из мертвых. До Его пришествия воскресение из мертвых было только надеждой, а мы с вами знаем, что мы телесно, во плоти воскреснем из мертвых, и эта плоть будет избавлена от недостатков, уродства, она будет совершенна и будет точно выражать замысел Творца. Вот в этом — главное уверение христиан, суть христианской веры. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем (9. 5‒6). У живых есть еще знания, они еще знают, что умрут, а мертвые уже ничего земного не знают, хотя знают, кто они такие. В день смерти погибают все замыслы, все помышления человека, как говорит псалмопевец Давыд: Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4). Все земные дела касаются только земли, а с собой мы берем только наши добрые дела. Когда я преподавал в гимназии, то часто задавал детям написать сочинение на тему: «Что останется после меня и что я возьму с собой». И молодой человек начинал задумываться, потому что думать о смерти надо уже с молодых лет, а не убегать от этих мыслей. Когда человек умер, все плотские чувства прекращаются, и любовь, и ненависть, и ревность. Продолжается только любовь в Боге. Все плотские связи пресекаются, и совершенно необязательно, что муж и жена идут в одно и то же место, «один берется, другой оставляется», как сказано в Писании. А сколько таких примеров есть в житиях, когда жена становится мученицей, а муж — язычник или, наоборот, муж идет за Христом. Плотской брак не сохраняется на небесах, он исчезает. Сохраняется только любовь ко Христу, а земные чувства все исчезают, никакие наши чувства мы не возьмем с собой. В аду царит вечное и полное одиночество. Однажды преподобный Макарий Великий шел по пустыне и случайно ударил палкой по черепу, лежащему в песке. Череп заговорил, и Макарий спросил его, кто он такой. «Я был главным жрецом язычников, который жил в этих местах». — «А как же ты живешь теперь?» — «Мы находимся в огне спинами друг к другу, не видим лица другого человека. И только когда ты помолишься о нас, мы хоть немного можем видеть другого». По сути, это так и есть. Ведь кто идет в ад? Гордые люди, самолюбцы, и поэтому справедливо, что они находятся в полном одиночестве, не видят даже лица другого человека, и никого не узнают, никого не будут помнить. В раю, конечно, мы будем помнить других, но плотских отношений там тоже нет. Те люди, которые считают, что главное в жизни — это любовь в плотском смысле слова, глубоко ошибаются. Вот поэтому так неприятно смотреть на старых людей, которые молодятся, на старушек, которые красят волосы, губы. Это абсолютно неестественно, потому что седина украшает старого человека, это знак мудрости. Я часто встречал таких старушек, накрашенных, в макияже, и это выглядит ужасно. И так происходит потому, что человек всю жизнь искал плотской любви, которая на самом-то деле выгорает со временем. Плотская любовь — это как зажигалка, и должна существовать только для того, чтобы зажечь подлинную, Божескую любовь, которая переживет время. Нужно любить друг друга во Христе. Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим (9. 7). Нужно веселиться, когда Бог благоволит к твоим делам, благоволит к тебе. Но в этих словах заключено и пророчество: когда Бог начал по-настоящему благоволить к делам людей? Когда Он воплотился, умер и воскрес. И тогда мы начали в веселии сердца есть и пить Тело и Кровь Христову в причастии. Причастие есть ответ на страдания и смерть человека, причастие есть «врачевство бессмертия», по словам святого Игнатия Богоносца. Причастие есть пища победы над смертью, тот, кто пьет Кровь Господа и ест Плоть Его, если и умрет, то оживет: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей (9. 8). Здесь опять мы видим образ того, что будет после пришествия Господа. Светлые одежды являются символом крещения, а здесь сказано — «во всякое время», то есть каждый день, всегда. Но мы же не каждый день носим светлые одежды, и здесь речь идет о том, чтобы всегда были светлы одежды души человека. А говоря о елее, Соломон пророчествует о благодати миропомазания, которая никогда не должна оскудевать в нас, дары Святого Духа не должны уменьшаться в нас из-за наших злодеяний, а наоборот, они должны расцветать в нас, на нашей голове, то есть преображать наш разум, волю и чувства. Недаром миропомазание начинается с головы, а только потом помазываются и руки, и ноги, и грудь. В экстремальной ситуации, если мира не хватает, можно помазать только лоб человека, как помазывали древних царей. Помазывание — это закваска Духа Святого, Который входит в человека и постепенно начинает его всего переквашивать, как раз об этом говорит Господь в притче о закваске, которую женщина вложила в три меры муки. А почему именно женщина вкладывает закваску в муку? Здесь речь идет о Церкви, а три меры муки — эти три меры человеческого существа, дух, душа и тело, в которые вкладывается закваска Святого Духа. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (9. 9‒10). Для царя Соломона нормой является одна жена на всю жизнь, и именно вместе с единственной женой нужно наслаждаться жизнью. И всегда помнить, что жизнь эта — суетная, не надо надеяться на то, что семейная жизнь станет для тебя источником вечной радости. Конечно, семейная жизнь является источником радости, но небольшой, а не вечной, Радости с большой буквы. Такой Радости семейная жизнь дать не может, поэтому неправы те люди, которые свое сердце отдают этой жизни, потому что Бог дал жену на дни суетной жизни. Это действительно временная, хотя и Богом данная радость, а настоящая радость возможна только благодаря Богообщению. Но радость, которую дает семья, все же выше, чем радость от трудов, так говорит царь Соломон, труды должны быть для семьи, а не семья для трудов. Не пытайся делать что-либо сверх силы, а все делай по силам, потому что не останутся с тобой твои труды, «потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Здесь мы видим не совсем точный перевод, буквально в этом тексте стоит «во рве», а не «в могиле», а ров — это другое название ада. В аду все суета, достигающая своего предельного развития. Если суета — это водоворот, воронка, в которую все засасывается, то ад — это дно воронки, предельное развитие суеты. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них (9. 11‒12). Царь Соломон опять говорит здесь о том, что если мы думаем, что можем прожить на земле счастливо и справедливо, то ошибаемся. Богатым может быть глупец или тиран, и Господь попускает глупым богатство, чтобы люди видели это и не думали, что в богатстве — счастье. Люди никогда не знают правильного времени, они не знают, что им нужно делать сейчас, человек все делает не вовремя и неправильно, не должным образом. Все, что на земле, подвержено внезапным переменам, и человек неожиданно попадет в череду бедствий, как птица попадает в силки, а рыба — в сеть. Это происходит потому, чтобы человек не думал, что земное преуспеяние что-то значит, потому что в любой момент все может разрушиться, все исчезнуть, как пар, как дым. Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают (9. 13‒16). Действительно, мудрость — более могучая вещь, чем сила, умный    человек не будет применять силу, а нажмет на маленькую кнопочку — и все у него получится. Но и мудрость не дает на земле счастья, и она пренебрегается: если человек беден, то его никто не будет слушать. Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго (9. 17‒18). Вот это очень важно для нас. Всегда надо говорить тихо, спокойно, и тогда слова твои будут услышаны. Разве человеку приятно, когда на него кричат? К сожалению, родители чаще всего кричат на своих детей, и дети вообще перестают слушаться. Мудрость состоит в том, чтобы обуздывать свою гневливость, кипение своих страстей, полыхание эмоций, мудрость способна обойтись без войны, без ссор, без конфликта. Но погрешивший мудрец может погубить много доброго вокруг себя. Видеозапись толкования 9-й и 10-й глав: