?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Путь примирения с Богом святой Петр от лица всех апостолов указывает не в каких-либо внешних делах ветхозаветной праведности, а в покаянии и Крещении: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Здесь апостол требует от иудеев того же самого условия для вступления в Царство Мессии, которого требовали раньше и святой Иоанн Предтеча и Господь Исус Христос, начиная Свою проповедь: и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... с того времени Исус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2; 4, 17). Первое и необходимейшее условие для этого — покаяние, то есть решимость коренным образом переменить свою жизнь, в частности для иудеев — отказ от иудейства и обращение к христианству. Второе условие — Крещение во имя Исуса Христа. Слова эти не противоречат заповеди Самого Господа — крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: они обозначают только главное содержание веры и исповедания крестящихся — они должны уверовать во Христа, как Мессию и с этой верой приступать ко Крещению. За эти два дела апостол обещает им и два спасительных для них последствия: прощение грехов и дар Святого Духа. Спасение человека и совершается этим двояким путем: отложение ветхого человека с греховными деяниями его и облечение в нового — «новотворение» человека силой благодати Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш — обетование Божие, данное через пророка Иоиля об излиянии Духа Святого принадлежит прежде всего иудеям, как избранному народу Божию, а затем и всем народам земли, то есть язычникам, которых также призывает Господь в Свое Царство. Об этом святой Петр, впрочем, говорит прикровенно, называя язычников «дальними», чтобы мысль эта не показалась иудеям соблазнительной, так как они только себя считали достойными Царства Мессии.

И другими многими словами… Дееписатель не все излагает, что говорил святой Петр своим слушателям, а передает лишь сущность всего сказанного в увещании: спасайтесь от рода сего развращенного, то есть стремитесь избежать того осуждения, которое ожидает строптивых иудеев, в ожесточенном упорстве своем не желающих уверовать в Мессию Христа. Суд над этим строптивым родом иудейским совершился весьма скоро уже в 70 г. при разрушении Иерусалима римлянами. Иудеи, обратившиеся ко Христу, избегли ужасов этого страшного наказания Божия, постигшего строптивый род еврейский: они, помня наставления Господа: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф 24,1516), заблаговременно бежали из Иерусалима. Это апостольское увещание относится, конечно, и ко всем верующим всех времен, которые всегда должны спасаться от мiра, во зле лежащего, верой во Христа и добродетельной жизнью, чтобы избегнуть наказания Божия, ожидающего грешный мiр. Действие этого события — излияния Святого Духа на апостолов и речь апостола Петра было необыкновенно величественным: к первоначальному малому обществу христианскому присоединилось в тот день душ около трех тысяч, которые приняли Святое Крещение. Все вновь крестившиеся постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах — для Крещения требовалась только искренняя сердечная вера во Христа и покаяние; научение же новой вере совершалось потом, постепенно — апостолы научали присоединенных истинам новой для них веры. Все уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение дееписатель и выражает словом общение. Под преломлением хлеба обычно разумелось всякое вкушение пищи, но в Книге Деяний оно имеет высший смысл: под ним надо понимать Таинство Евхаристии — принятие Тела и Крови Христовых. В апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (см.: Деян 20, 711), причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа) или «трапезой любви» (Иуд. 1, 12; 1 Кор 11, 2034). Под молитвами здесь подразумеваются не молитвы в Иерусалимском храме, о чем речь идет ниже, а молитвы собственно христианского характера по домам. Таким образом, в этих домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, Таинства Евхаристии и общих молитв. О пении здесь не упоминается, но так как пение было обычно при храмовом и синагогальном богослужении евреев, то, несомненно, этот обычай перешел и в богослужебные собрания первой христианской общины. Был же страх на всякой душе… — этими словами обозначается то впечатление, какое было произведено событиями дня Пятидесятницы, особенно обращением ко Христу такого множества иудеев. Страхом были одержимы души неверующих, которые не могли не видеть во всем происшедшем перста Божия. Это чувство страха усиливалось еще тем, что много знамений совершалось через апостолов.