petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Апостол св. праведной Анне. Послание к Галатам: Гал., 210 зач. (от полу́), 4, 22‒31

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; блаженный Феодорит Кирский

Писано бо есть, яко Авраам два сына име, единаго от рабы, а другаго от свободныя. «Выше он сказал, что вы дети Авраама. Но так как не одинакового достоинства были сыновья патриарха, но один был от рабыни, а другой ― от свободной, то теперь он показывает, что вы не только дети, но и таковы, каков был свободный и благородный. Так облагородила вас вера» (блаж. Феофилакт). Но иже от рабы, пó плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. «Так как его слова, что они сыны Авраама, казались невероятными, ― дети ли в самом деле Авраама те, которые не родились от него по плоти, то Павел говорит, что и Исаак, собственный сын Авраама, не по плоти родился от него – да и как это могло быть, когда естество омертвело? – но слово Божие и обетование образовало его. А Измаил родился по естественному порядку. Именно это и означает выражение по плоти. Но при всем том рожденный по плоти есть раб и чужд наследия, а рожденный не по плоти ― господин и наследник. Что же препятствует и вам, хотя вы и не родились по плоти от Авраама, быть его сынами? И вы ведь чрез произнесение слов при купели получили новый образ бытия» (блаж. Феофилакт).

Яже еста ино сказаема. Божественный апостол сказал: ино сказаема, то есть могут быть разумеемы и иначе. «То есть история сия не только повествует об этом, но указывает и на нечто другое. Поэтому и называется аллегорией. То было образом настоящего (блаж. Феофилакт). Ибо не отвергает исторического смысла, но объясняет, что прообразовано историею; потому что присовокупляет: Сия бо еста два завета, един убо от горы Синайския в работу ражаяся, еже есть Агарь. Агарь бо, Сина гора есть во Аравии, прилагаетжеся нынешнему Иерусалиму, работает же с чады своими. «Две жены эти представляют аллегорически Новый и Ветхий Заветы. Каким образом? Агарь ― Ветхий Завет. Ибо закон и дан был с горы Синая. А Синай находится в Аравии, и на арабском языке называется Агарь. Соответствует же Иерусалиму, то есть находится в соседстве, соприкасается, или уподобляется дольнему Иерусалиму; сравнивается с ним, переносится на оный, так как есть сходство между обоими. Как Агарь была рабой и рождала в рабство, так и закон, данный с горы Синайской, которая называется Агарь и уподобляется Иерусалиму ― рождает в рабство тех, которые держатся его. Ибо в законе много несвободного и рабского, потому что и добродетель обосновывалась на тленной награде, на земных, говорю, благах, и удаление от зла внушалось ― наказаниями и страхом» (блаж. Феофилакт). А вышнии Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам. Почему, говорит апостол, вы, решающиеся служить закону, не убеждаетесь учениями закона? Ибо закон научает вас, что Авраам имел двух жен и соделался отцом двух сыновей; но один из них произошел от рабы, другой же ― от свободной. И сие согласно с тем, что совершается с нами. Ибо как там один отец, но две матери и два сына, так и здесь един Бог, но два завета и два народа. Но прообразом первого завета ― Агарь, а второго ― Сарра, потому что и закон ветхий дан с горы Синая, а у оной горы вселяется род Агари. Гора же та соответствует сему земному Иерусалиму. А Сарра есть прообраз небесного града, сынами которого именуемся мы. Он свободен, то есть не имеет на себе ига закона; а Иерусалим земной рабствен, а таковы и подчиненные закону. «В том прообраз Агари. Посмотри также и прообраз Сарры; она ведь прообразовывала горний Иерусалим. Он же есть град верующих, откуда и закон наш: ибо с неба Евангелие. Этот град свободен от наблюдений закона, и все в нем устрояется свободно и с благородным достоинством. Ибо ничто у нас не совершается из-за видимой награды, и не угрожают нам телесные наказания, но и обещания более божественны, и наказания приличны благородным, – именно отлучение от таинственной трапезы и епитимьи» (блаж. Феофилакт). Указывает же апостол и на пророчество, согласное с сим прообразованием. Писано бо есть, возвеселися неплоды не ражающая, расторгни и возопи не болевшая, яко многа чада пустыя паче, неже ли имущия мужа (Ис. 54, 1). Ибо как Сарра родила в старости, сверх всякого человеческого чаяния, так и язычники при самом конце жизни сподобились Боговедения, и неплодная множеством рожденных превзошла бывшую древле многочадною. «Не довольствуется этими прообразами, но ссылается на свидетельство Исаии, который церковь из язычников называет неплодной и не имеющей мужа; и действительно, она была лишена богопознания и бездетна, так как не произвела ни одного пророка Божия и учителя. А иудейскую синагогу называет имеющей мужа, или потому, что она имела закон, который руководил ее действиями, или потому, что имела Самого Бога. Возопи употреблено вместо: “воскликни голосом радости”, потому что у тебя теперь множество чад: и пророки, и учителя, и сыны Божии произошли от тебя; ты всю вселенную породила, а не один народ, как иудейская синагога» (блаж. Феофилакт). Мы же братие, по Исааку обетования чада есмы. Ибо рождены мы не по естеству, но по благодати. Как Исаак произведен не законом естественным, но словом обетования, так и нас породило данное Аврааму обетование. Но якоже тогда иже по плоти родивыися, гоняше духовнаго, тако и ныне. Да не печалит вас это, что уверовавшие гонимы неверными. Ибо то же находим и в прообразе. «Церковь, говорит он, будучи неплодна, подобно Сарре, не только стала многочадной, как та, но и родила таким же образом, как последняя. Как ее не природа, но обетование сделало матерью (ибо Тот, Который сказал: Я опять буду у тебя в это же время (Быт. 18, 10), вошел в чрево и сотворил плод), так и у нас, как и выше сказано, божественные слова, произносимые при крещении, совершают новое творение. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: какая эта свобода, когда иудеи бичуют верующих, а те, которые думают быть свободными, подвергаются гонению? ― он говорит, что и тогда так же было. Измаил гнал Исаака, но, тем не менее, это нисколько не помешало преследуемому быть законным сыном Авраама и господином преследующего. Итак, из самого этого преследования нас иудеями открывается наше сходство с Исааком и родство с Авраамом» (блаж. Феофилакт). Но что глаголет Писание? Изжени рабу и сына ея, не имать бо наследовати сын рабынин, с сыном свободныя (Быт. 21, 10). Изречение Саррино апостол назвал изречением Писания, показывая цель писания, что для того предано сие письмени, чтобы вместе с истиною видим был прообраз. «Чтобы кто-нибудь не сказал: что же отсюда? Утешительно ли для верующих, которые теперь подвергаются преследованию со стороны иудеев, то, что и Исаак тогда подвергался гонению? ― он говорит: послушай, что говорит Писание, и получишь вразумление: за временное гонение, которому подвергал Измаил Исаака, он совершенно изгоняется. И в наказание не только подвергается изгнанию, но гораздо более ― лишается участия в том, что уготовано сыну. А это наказание тем сильнее, что имеет свое начало не в преследовании, а в решении и определении Божием. Заметь также, что он того, который не удостоился наследия, назвал сыном не Авраама, а рабыни, указывая, что он и очень низкого происхождения. Итак, смотри, он доказал, что сам закон указывает на свою отмену, так как все сказанное, будучи прообразом теперь совершающегося, написано в законе, то есть в книгах Ветхого Завета» (блаж. Феофилакт). Темже братие несмы рабынина чада, но свободныя. «Все это направляет к тому, чтобы показать, что все случившееся теперь с нами прообразовано было за много лет прежде. Как же после этого не странно, получив за столько лет прежде свободу, опять добровольно становиться рабами?» (блаж. Феофилакт). Свободою, еюже Христос нас свободи. Свободою называет апостол житие вне закона. «Не вы ведь, говорит он, освободили себя, но Тот, Который дал за вас выкуп. Как же после этого вы подвергаете себя господству закона против намерения освободившего вас Христа?» (блаж. Феофилакт).
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author