petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Беседы на Евангелие от Матфея: Мф. 16, 24‒28

Автор: священник Олег Стеняев

Тогда Исус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Он как бы так говорит: ты удерживаешь Меня, а Я говорю тебе, что не только вредно будет для тебя, если Я не пострадаю, но ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, а равно и всякий другой, муж ли то, или жена, бедный или богатый (то есть «встряска смертью» совершенно необходима как последняя епитимия от Бога – О.С.). Сказал: если… хочет, дабы показать, что добродетель есть дело свободы, а не принуждения. Идет же за Иисусом не только тот, кто исповедует Его Сыном Божиим, но и (тот кто – О.С.) проходит путем всех бедствий и переносит их. Говорит: отвергнись себя, речением от означая совершенное отречение от самого себя, так чтоб, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя». В наше время, когда среди православных стали активно подвизаться всякие психологи-любители, например, так называемые «альфа-курсисты», проповедь о любви к себе оказалась обычным явлением. Этот «Альфа-Курс» превратился в школу эгоизма, то есть себялюбия, на их занятиях так и говорят: «Если вы не полюбите сами себя, то вы не сможете любить ближнего». Да! «Альфа-Курс» – это «Путь» в никуда, а точнее, в преисподнюю ада, где обитает самый главный эгоист и себялюбец – отец лжи дьявол.
Святые отцы учат нас именно «не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя»; как писал и апостол Павел: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим.6:8-9). То есть «теология процветания» и «обогащения» выводит людей из поля христианского мировосприятия и ввергает их в пучину эгоизма и самомнения. Путь следования за Христом, напротив же, предлагает человеку полное отречения от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Еще святой Августин Блаженный, учил: «Две разновидности любви порождают два града: Земной Град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, Небесный – любовь к Богу, доведенная до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога». И далее мы читаем: ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16: 25). Здесь слово «душа» означает жизнь. Например, сказано в Новом Завете: во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет. 3: 20). Понятно, что душа потонуть не может, имеется в виду, что в ковчеге спаслись 8 жизней, то есть «восемь душ». Следовательно, рассматриваемый текст можно прочитать и следующим образом: ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее. То есть эти слова можно понять и как призыв к мученичеству, например, на войне. Ведь сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Здесь слово душа тоже означает жизнь. Блаженный Феофилакт рассматривает слова из Матфея (Мф. 16: 25) и как призыв к «религиозному мученичеству»; он пишет: «Призывает нас к подвигу мученичества. Кто отрицается Христа, тот приобретает душу для настоящей жизни, то есть спасает, но он погубит ее в последствии. А кто теперь погубит ее, но ради Христа, – кто претерпит мучение ради Его, тот обрящет ее в нетлении и жизни вечной». Здесь под мученичеством не обязательно надо понимать смерть за Христа, иногда и жизнь за Христа, жизнь во имя Христа тоже может обернуться нескончаемыми страданиями; и поистине блаженны те, которые сподобляются подобного венца! Впрочем, как мы определились выше, любое страдание, которое мы посвящаем Христу, то есть принимаем как из рук Божиих, может обернуться для нас великим Божиим благословением. Итак, необходимо наполнить нашу боль и скорбь именно духовным смыслом. Такое возможно для тех, которые веруют в Промысел Божий. Как и сказано: но и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21: 18); и еще: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф. 10: 29‒31). Со всей очевидностью мы должны признать, что всецело находимся под контролем Бога; следовательно, все, что ни происходит с нами, – и скорбь, и нищета, и болезнь и даже сама смерть, – все наполнено для нас неким духовным смыслом, содержанием и назначением. Мы видим как бы только начало пути, поэтому, рассматривая цепь видимых событий, тех или иных, мы не знаем, зачем они и куда они нас приведут. Но Бог знает всё, и если всё мы принимаем как из рук Бога, то все и наполняется Божественным смыслом. Сказано: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8: 28); и еще: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Исусе, Господе нашем (Рим. 8: 38‒39). И далее мы читаем: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Положим, – говорит, что ты приобрел весь мир, – что пользы в благоденствии телесном, когда худо состояние душевное?… И в будущей жизни никто и ничего не может представить взамен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя. Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам, – а вместе страшный, который придет во славе Своей и со Ангелами, а не в уничиженном виде». Да! Человек не может искупить ни свою душу, ни выкупить душу другого человека. Сказано: Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек (Пс. 48: 7‒9). Действительно, как и чем мы можем искупить свою душу? Что такое мы можем предложить Богу как средство Его умилостивления? Апостол Павел однозначно отвечает на этот вопрос, он пишет: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7: 23). Иначе, апостол Павел как бы говорит: Вы куплены ценою Крови Сына Божия; не становитесь рабами человекам, так как никто из них не способен помочь вам в деле вашего собственного спасения. Ефимий Зигабен, истолковывая слова: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир», пишет: «Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное…» И далее мы читаем: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16: 27). Эти слова свидетельствует о необратимости Божественного возмездия, которого никто не сможет избежать, и здесь нам надо с новой силой осознать, что единственная ценность земной жизни и заключается в том, что примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы. Священномученик Климент, папа Римский, пишет: «итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться»; святой Киприан Карфагенский учил: «позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни… Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, – принести удовлетворение Богу… Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни… верующему Божественная любовь оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается переход к бессмертию». Итак, как мы часто с вами рассуждаем: в этой жизни единственное, что мы можем спасти, это только нашу бессмертную душу; ибо если мы ее не спасем в этой жизни, то мы ее нигде не спасем. И парадокс заключается в том, что в этой земной жизни мы более заботимся о теле, о котором мы точно знаем, что здесь мы его не спасем, оно точно погибнет, точно умрет. Тело будет спасено для вечности только в день его (тела) воскресения из мертвых; но будет ли это воскресение в Вечную жизнь или вечную смерть, решается только в этой, теперешней жизни. Сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6: 2). «Теперь» – значит, что потом или завтра, может быть уже и поздно, ибо теперь мы есть и можем обратиться к Богу, но где окажемся через мгновение, и есть ли у нас это «завтра»? Я почти уверен, учитывая многочисленность наших радиослушателей, что сегодня среди нас, есть и такие, которые не доживут до завтра, потому что время покаяния для кого-то завершено и суды начинаются. Может быть, этот кто-то – я или ты, брат, или сестра… Евфимий Зигабен пишет: «Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа». И далее мы читаем: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16: 28). Истолковывая эти слова, Зигабен пишет: «Указывал (то есть этими словами – О.С.) Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: некоторые из стоящих здесь». Итак, сегодня мы окончили изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. Если будем живы, и Господь позволит, то далее продолжим наши занятия на других седмицах по субботам вечеров. Спаси вас Христос!
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author