petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Беседы на Евангелие от Матфея. Предсказание Господа о Своей смерти, Воскресении: Мф. 16, 20‒24

Автор: протоиерей Олег Стеняев

Тогда [Исус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Исус Христос (Мф. 16: 20). Истолковывая эти слова, Блаженный Феофилакт пишет: «Христу угодно было до креста скрывать Свою славу». Этим самым Господь научает и нас прежде кончины не выносить ни о ком суждение. Сказано: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3: 12‒15). То есть, никого из людей нельзя считать достигшим, и тем более святым и праведным, пока и сама смерть не увенчает его подвиги. мы говорили о Камне Церкви, каковым является Господь и Бог наш Исус Христос. Святой Августин Блаженный учил, что «Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Исуса Христа как Сына Божия, то есть Богочеловека». С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава-Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо – отец Олег), поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам –
отец Олег) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви». То есть, «преступной любовью» (как неким духовным блудом) святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви человека, любого человека, любую иерархическую должность, выше, чем Божественного Жениха, Христа Спасителя, или приоритеты Богочеловека связать с некой церковной должностью.

Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха». Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь». И хотя Златоуст и называет в своем истолковании апостола Петра «уста всех апостолов, глава того братства, предстоятель всей Вселенной», однако ни он (Златоуст), ни другие авторитетные отцы Церкви не рассматривали личность апостола Петра и его положение в Церкви в той особой исключительности, как то делают современные нам римо-католики. Первоверховный апостол Петр был именно, как пишет Златоуст: «глава того братства», то есть старший, возможно и по возрасту, в общине уверовавших в Исуса из Назарета как в Сына Божия (то есть Богочеловека). «Глава того братства», то есть братства как союза, основанного не на преимуществах должности или иерархического положения, но на любви и братских взаимоотношениях. И тема сегодняшней беседы называется «Предсказание Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, о Своей смерти, Воскресении и Втором Пришествии». С того времени Исус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16: 22‒23). Словами: «с того времени» апостол Матфей показывает, что после провозглашения Себя как Камня, то есть Главы Церкви, Христос далее обосновывает Свое право стать Жертвою умилостивления за весь род человеческий. Он (Христос) как бы говорит: «Да Я Глава! И именно поэтому мне и надлежит ответить за всех». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный стих: «Смысл таков: Тогда проповедуйте обо Мне, когда Я претерплю это, потому что бесполезно проповедовать всенародно о Христе и провозвещать народам Того, Которого они впоследствии увидят бичуемым и пригвожденным ко кресту и многое претерпевающим от старейшин, и книжников, и первосвященников». То есть нельзя пока проповедовать о Христе как о Богочеловеке, пока Он (Христос) не воскреснет из мертвых. Ибо если бы накануне страданий Сына Божия на Кресте апостолы начали проповедовать о Нем, как о Богочеловеке, а потом народ увидел бы Его распятым, то это оказалось бы тяжелым испытание для нестойкой веры толпы. То есть, пока апостолы должны были молчать. И далее мы читаем: И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16: 22). Здесь мы видим, что поколебалась и вера «князя апостольского», и он начинает противоречить Сыну Божию, то есть вера Кифы (Петра) – камня дала трещину сомнения. Блаженный Феофилакт так истолковал сие недоумение: «что было открыто Петру, Он исповедал правильно, а в том, что не открыто, погрешил. Из этого мы должны понять, что без Бога он не изрек бы той великой истины». То есть Церковь должна учить в согласии с Божественным Откровением, а то, что нам не открыто из слова Божия, надо принимать на веру и не пытаться рассудочно (то есть рационально) противоречить Богу. Блаженный Иероним пишет: «Когда он (то есть апостол Петр – О.С.) внезапно услышал от Господа, что Ему должно идти в Иерусалим и там… быть убитым… то не хочет (или: хочет) ниспровергнуть свое исповедание; он не допускает и мысли, что Сыну Божию возможно быть убитым, и, движимый своим внутренним желанием, берет Его или отводит в сторону, чтобы не показаться другим соученикам, что он в присутствии их обличает Учителя, и начинает возражать Ему с чувством любви и желания сказать: ″Господи! Да сохранит Тебя Бог″, или, как это лучше передается на греческом языке, ίλεώς σοι, Κύριε, ού μή έσται σοι τούτο, то есть ″Будь милосерд к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою″. Не может этого быть, не может слух мой вынести того, чтобы Сын Божий был убит. Господь, обратившись к нему, сказал: ″Отступи назад″ (Vade retro, или Vade retro me – ″иди позади Меня″)». Те, которые основывают свою веру на мнении того или иного человека, занимающего, может быть, очень важную и ответственную должность в Церкви, могут серьезно разочароваться в своем духовном лидере, видя, как он начинает противоречить правде Божией. Апостол Петр, без сомнения, был авторитетным человеком в собрании 12-ти апостолов, но и он не знал еще всего и именно поэтому начал противоречить Христу. Внешних авторитетов в Церкви Христа нет и быть не может! Ибо Сам Христос, только Он один, есть истинный Камень нашего исповедания, тот надежный фундамент, пребывая на Котором мы только и можем быть уверены что не отступили от истины. Сказано: Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7: 24‒27). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Видишь ли, что Исус Христос справедливо запретил сказывать другим? Если те, которые видели многие чудеса, слышали столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слухе о страданиях, притом не только прочие апостолы, но и верховный из них Петр, то представь, какому бы соблазну подвергся народ, если бы он знал, что Исус Христос есть Сын Божий, и потом увидел, что Его распинают и оплевывают». Иначе сказать, легко быть верующим, когда ты здоров, в достатке и почете; но когда здоровье оскудеет, достаток оскудеет, а почет потускнеет, сможем ли мы и тогда так же прославлять за все Господа Бога, как и теперь. Этот вопрос отнюдь не праздный! Еще псалмопевец Давид, вглядываясь в свое ближайшее будущее, со страхом и трепетом говорил, обращаясь к Богу: Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня, ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою (Пс. 70: 9‒10). Как это верно и всегда актуально! Многие теперь бояться старости, полного обнищания и болезней, ибо нам не известно, как мы поведем себя, когда все это обрушится на нас. Но только ли в этой жизни мы видим смысл своего существования. Апостол Павел восклицает: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15: 19). То есть, если для нас Христос – только гарант успеха и благополучия в этой земной жизни, то мы можем испытать серьезное разочарование в такой своей вере, когда Господь начнет сокрушать нас старостью, обнищанием, болезнями и самой смертью; а «встряска смертью» совершенно необходима для нас. Все это неизбежно, раньше или позже, обрушится на нас. Что тогда мы будем делать? С величайшим упованием на Бога пророк Давид вопиял: Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего (Пс. 70: 17‒18). То есть, пока мы продолжаем совершать свое служение перед Богом, наша жизнь находиться под покровительством и заботою Бога. И более того, сказано: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1: 2‒4). Терпеть совершенно необходимо, даже до боле сжимая зубы, надо терпеть. И если тебе кажется, что ты оставлен один на один со своею болью и Бог не видит или не хочет видеть твои страдания, то знай – ты не прав. Сказано: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10: 13). Да! Именно так! Бог контролирует наши страдания, немощи и болезни; и когда то или иное испытание мы принимаем как бы из рук Господа, тогда Он не замедлит и придет к нам на помощь, как мы и прочитали: «но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести»; и еще: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10: 22). Итак, апостол Петр не хочет страданий ни для себя, ни для Господа, посему и противоречит Ему. И далее мы читаем: Он же (то есть Христос – О.С.), обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16: 23). На церковно-славянском эти слова: отойди от Меня, сатана! звучат более точно: иди за мною, сатано. Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Слово ″Сатана″ значит или: ″враг″, или: ″противник″. Так как ты говоришь противоречащее Моему желанию, то должен называться врагом. Многие думают, что [в настоящем случае] упрек относится не к Петру, а к враждебному духу, который внушал апостолу сказать это. По мне это апостольское заблуждение, происходящее притом из чувства благорасположения, никогда не покажется внушением дьявола. ″Следуй за Мною, Сатана″ (Vade retro me). Дьяволу говорится: ″Отступи назад, Сатана″ (Vade retro). Петр слышит: ″Иди позади Меня″ (Vade retro me), то есть следуй Моему решению, ″ибо ты не разумеешь того, что Божие, а то, что человеческое″». То есть, еврейское слово сатана (ןטשׁ – сатан) употребляется в Библии в самых разных контекстах, например: в смысле политического «противника» (диссидента) (3 Цар. 5: 18) или предателя (1 Цар. 29: 4), обвинителя на суде (Пс.109:6) и оппонента (спорщика) (2 Цар. 19: 23). Его также употребляют в смысле человека, ставящего препятствия на чьем-либо пути, каким явился Божий Ангел по отношению к Валааму (Чис. 22: 32); но понятие ο сатане как ο дьяволе, падшем ангеле впервые именно со словом сатан (сатана) встречается в Библии в Книге Иова в 1-й главе. То есть, Сын Божий, назвав апостола Петра «сатаною», сказав: «отойди от Меня, сатана!», ни в коей мере не отожествил его (апостола Петра) с врагом рода человеческого, но назвал его (Петра) волю, противоположной Своему решению. И мы читаем далее: Тогда Исус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Он как бы так говорит: ты удерживаешь Меня, а Я говорю тебе, что не только вредно будет для тебя, если Я не пострадаю, но ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, а равно и всякий другой, муж ли то, или жена, бедный или богатый (то есть «встряска смертью» совершенно необходима как последняя епитимия от Бога – О.С.). Сказал: ″если… хочет″, дабы показать, что добродетель есть дело свободы, а не принуждения. Идет же за Исусом не только тот, кто исповедует Его Сыном Божиим, но и (тот кто – О.С.) проходит путем всех бедствий и переносит их. Говорит: ″отвергнись себя″, речением ″от″ означая совершенное отречение от самого себя, так чтоб, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя». В наше время, когда среди православных стали активно подвизаться всякие психологи-любители, например, так называемые «альфа-курсисты», проповедь о любви к себе оказалась обычным явлением. Этот «Альфа-Курс» превратился в школу эгоизма, то есть себялюбия, на их занятиях так и говорят: «Если вы не полюбите сами себя, то вы не сможете любить ближнего». Да! «Альфа-Курс» – это «Путь» в никуда, а точнее, в преисподнюю ада, где обитает самый главный эгоист и себялюбец – отец лжи дьявол. Святые отцы учат нас именно «не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя»; как писал и апостол Павел: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6: 8‒9). То есть «теология процветания» и «обогащения» выводит людей из поля христианского мировосприятия и ввергает их в пучину эгоизма и самомнения. Путь следования за Христом, напротив же, предлагает человеку полное отречения от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Еще святой Августин Блаженный, учил: «две разновидности любви порождают два града: Земной Град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, Небесный – любовь к Богу, доведенная до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога». Спаси Вас Христос!

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author