petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Святой праведный Николай Кава́сила Хамаэт

Святой праведный Николай Кава́сила Хамаэт (греч. Νικόλαος Καβάσιλας, Χαμαετός; (ок. 1320‒1363 / ок. 1391 / ок. 1397), выдающийся православный богослов и литургист, исихаст, последователь Дионисия Ареопагита, сторонник Григория Паламы, праведный [согласно календарю Русской Православной Церкви] или преподобный [согласно греческим месяцесловам]. Родился около 1320 года [по греческому месяцеслову, в 1322 г] в аристократической семье в Фессалонике. Племянник святителя Нила Кавасилы, архиепископа Солунского (Феллалоникского). Точных сведений о жизни Николая немного. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335‒1340 годах Николай получил классическое образование в Константинополе, где изучал философию, риторику, грамматику, естественные науки. Известно, что он был секретарём при императоре Иоанне Кантакузине. При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, Николай Кавасила упоминается на стороне Палеологов и военачальника Сигриана. Патриарх Иоанн XIV в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал его своей дружбы и даже причислял к своим лучшим друзьям. Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила.

Однако пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко. Около этого времени Николаю Кавасиле, как приверженцу исихастского учения, пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора. Николай Кавасила написал остро полемичный памфлет в защиту паламизма против Никифора Григоры. Вместе с тем, св. Николай не разделял отдельные крайности паламизма, выражающиеся в полном неприятии светских знаний и наук в целом. Оставаясь на прочных антилатинских позициях, он, тем не менее, был близким другом известного латинофила Димитрия Кидония. На созванном в 1351 году Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни. По некоторым данным, Николай Кавасила после смерти своего дяди был возведен в сан архиепископа Солунского (Фесслоникийского), однако такая трактовка, вероятнее всего, является следствием смешения биографий Николая Кавасилы и его покойного дяди, чьё имя в миру также было Николай. В современных изданиях о Николае Кавасиле говорится как о богослове-мирянине. Скончался, по разным данным, в 1363 или 1391 [По биографии на Богослов.Ru: в 1363 / 91], или 1392 [по греческому ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по книге епископа Фанарийского Агафангела «Синаксарь Православной Церкви»], или ок. 1397 года [по календарю Московской Патриархии]. Прославлен в лике святых Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года. Сочинения. Главные богословские сочинения Николая Кавасилы: «Жизнь во Христе» и «Толкование Божественной литургии». Сохранились его проповеди и похвальные слова о святых. Изъяснение Божественной Литургии // Писания св. отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857. Т. 3. Изъяснение Божественной литургии // Журнал Московской патриархии. 1971. №№ 1‒3. То же: Киев: Изд-во свт. Льва Римского, 2003. На благовещение Божией Матери / Пер. с греч.: архим. Амвросий Погодин // Вестник русского христианского движения. 1981. № 2 (134). Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии / Пер. с греч.: протоиерей Максим Козлов // Альфа и Омега. М., 2001. № 3 (29). На рождество Божией Матери / Пер. с греч.: архим. Амвросий Погодин // Вестник русского христианского движения. 1981. №№ 1 (133), 2 (134). Слово на преславное Рождество Владычицы нашей Богородицы / Пер. с греч.: протоиерей Максим Козлов // Альфа и Омега. М., 2000. № 3 (25). На Успение Божией Матери / Пер. с греч.: Амвросий Погодин // Вестник русского христианского движения. 1981. № 2(134). Слово на достопоклоняемое и преславное Успение Пресвятой и пречистой Владычицы нашей Богородицы / Пер. с греч.: протоиерей Максим Козлов // Альфа и Омега. М., 2001. № 2 (28). О жизни во Христе. М.: Издание Сретенского монастыря, 2006. О совершаемом на Божественной литургии / Пер. с греч.: А. Ю. Никифорова // Византийские очерки: Труды российских учёных к XIX Международному конгрессу византинистов. М.: Индрик, 1996. О Священных одеждах / Пер. с греч.: А. Ю. Никифорова // Там же. Семь слов о жизни во Христе / Пер. с греч.: свящ. Михаил Боголюбский. М., 1874. Репринт: М.: Паломник, 1991. Слово против нелепостей Григоры / Пер. с греч.: С. В. Красиков // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский университет, 1997. Вып. 28. Христос. Церковь. Богородица. М.: Издательство храма св. мученицы Татианы при МГУ, 2002 (Содерж.: «Семь слов о жизни во Христе», «Изъяснение Божественной литургии», «Изъяснение обрядов Божественной литургии», «Изъяснение священных одежд», «Богородичные гомилии». Письмо Димитрию Кидонису // Сметанин В. А. Византийское общество XIIIXIV веков по данным эпистолографии. Свердловск: Уральский университет, 1987.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author