
В предисловии книги игумен Петр (Пиголь) пишет: «Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово? А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Поразительно, но наше слово станет главным свидетелем о нас на суде Божием: От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься, говорится в Евангелии. Недаром, и представители современной науки утверждают, что раз произнесенные или воплощенные в события слова «запечатлеваются в любой точке Вселенной навсегда». Профессор, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий пишет: «Мы обязаны знать одухотворенный русский язык — это душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное состояние. Без него человек теряет свое лицо, при его поругании народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бестелесным. Мы, как зеницу ока должны беречь родное слово. Оно дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых». Но что же, по словам отца Петра, может напомнить современному человеку о духовной сущности как слова, так и великого родного языка в целом? Иногда это может быть свежий взгляд того, кто родился в иной культуре и потому особенно остро переживает богоданность русского языка. Я, — рассказывает батюшка, — встретил такого человека — было это еще во время моей учебы в Московской Духовной Академии. Во время разговора о происхождении русских слов с иностранцем, православным епископом, знатоком русского языка, я услышал от владыки восторженные слова: «Вы русские, очень счастливые люди. Слова вашего языка творили святые. Слова эти все свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие». А несколько лет назад на православной конференции в Саратове произошла другая (как считает отец Петр — промыслительная) встреча. Там священник познакомился с азербайджанцем Василием Давыдовичем Ирзабековым, который оказался филологом, исследователем русского языка. Его удивительные, яркие выступления целиком захватывали слушателей, высвечивая то, что мы обычно не замечаем: язык наш — это великое духовное достояние, святыня нашего народа. Тогда-то и появилась идея написать об этом книгу. Книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова» — это не специальное лингвистическое исследование, а скорее, популярное, чрезвычайно живое, образное и острое размышление о связи языка и духовности, культуры русской речи и здоровья души. Она говорит о силе и скрытых возможностей слова. Девизом ее батюшка поставил бы слова: «Кто светел, тот и свят». На примере жизни и творчества самого автора можно видеть, как благодатное слово преображает национальные покровы сознания, делая их общечеловеческими, надкровными. Исследуя в своей книге природу слова как такового, его внутренний, изначальный смысл, говоря о таинственных корнях человеческой культуры и цивилизации, Василий Ирзабеков приводит яркие примеры связи слова с явлениями и предметами культуры. Автор обращается к людям разного уровня мышления, воспитания и образования — и каждый может найти в этих размышлениях что-то свое, сокровенно затрагивающее душу. И вот что в частности автор пишет о богоизбранности русского языка: «При изучении какого-нибудь народа почти неизбежно знакомство с его психологией, нравами и обычаями, географией. Что же касается языка русского, то здесь случай особый. Вся его красота, вся бездонная чистая глубина, вся необъятная высь и ширь его становятся понятными лишь в свете христианской веры. Русский язык попросту не может полноценно жить и развиваться в пространстве, лишенном света Православия, вне церковной ограды. Без православной веры ничего не понять ни в русском языке, ни в русском национальном характере. В необычайно сложном и противоречивом процессе формирования нации русский язык и Православная вера в конечном итоге явились той созидающей силой, которая сотворила русского человека, его душу». Тут, наверно, по мнению автора, возникает возражение: но ведь язык для нашего народа куда более древнее понятие, нежели христианская вера. И что можно на это возразить? А напоминает ли аскетический по форме и пока лишенный запаха бутон розы — распустившийся цветок, поражающий взгляд каким-то неземным совершенством? Так и первозданный язык, по словам автора, был похож на бутон, в котором промыслительно было заложено то, чему предстояло дивно распуститься. Или еще пример: как-то археологи обнаружили в одной из египетских пирамид закупоренные в древних сосудах зерна пшеницы. Рискнули высадить их в грунт — и они проросли. Так и русский язык. Изначально он был дарован людям, населяющим эти необозримые просторы, как те потаенные зерна будущего хлеба. Оставалось лишь ожидать божественных солнца и влаги, которыми и стала Православная вера. И явлена она была этому народу вовсе не тысячу лет назад, а гораздо раньше. Вспомним, что еще святой апостол Господень Андрей приходил в эти земли, которые позже назовут Киевской Русью, приходил на Валаам, где водрузил в память об этом событии свой каменный крест и предрек процветание здесь христианской веры. И все это проявилось, проросло удивительными по красоте и силе всходами – живым великорусским языком, в котором все проповедует нам Самого Христа. Надлежит осознать, что русский язык по-прежнему свидетельствует о высокой миссии, возложенной на нашу нацию. Подтверждение богоизбранности нации мы находим и в событии вселенского масштаба, которое произошло на берегу реки Свирь, куда в 1485 году, повинуясь божественному гласу, пришел из Валаама для совершения духовного подвига инок Александр. Здесь святой провел несколько лет в полном уединении, не вкушая даже хлеба, а питаясь лишь растительной пищей. Здесь позже основал он обитель, и на 23 году поселения явился ему Большой Свет — Пресвятая Троица. И если впервые в истории человечества Троичный Бог явлен был человеческому взору в ветхозаветные времена святом праотцу Аврааму у Мамврийского дуба, то второй раз – на русской земле, русскому святому, русскому человеку. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике: «Что значило это явление новозаветному святому — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земле по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» - преподобного отца нашего и чудотворца Александра». Почтим русскую землю, и наш язык, которому посвящена книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова». Эта книга — это признание в любви к русскому языку. Она утверждает высокий строй души русской, связанной с Божественным Светом Истины. Примеры и рассуждения автора о связи слова и души человеческой особенно актуальны в наши дни — дни поругания слова, разнузданности уличной, да и общественной речи. Всем строем своей книги автор утверждает: там, где нарушается божественное достоинство человеческого слова, там происходит искажение божественного достоинства человека, его образа, его «иконы», там происходит отход от Творца, от нравственности, от культуры человеческих отношений — и человек становится рабом, скотом, зверем, не помнящим своего родства. Проповедуя единство души человеческой, Василий Давыдович замыкает свой очерк на Святой Руси, на Православии как на конечной составляющей «всечеловечества». Вновь стать русскими, обратиться к своим духовным истокам — таков призыв этой книги к нашим современникам, отчасти раскрывший «тайну русского слова» и его глобальный смысл в нашу эпоху тотального грехопадения.