petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Святые отроки-мученики Давид и Тиричан

Святые отроки-мученики Давид и Тиричан (или Таричан; груз. დავითი და ტირიჭანი) пострадали в 693 г. Согласно мученичеству, Давид и Тиричан были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Давида и Тиричана принять язычество. Тагине бежала с детьми в Южную Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Давида, Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Давида, а мощи Тиричана увез в Армению правитель Диври, где была выстроена церковь во имя св. Тиричана. Мученичество Давида и Тиричана сохранилось в единственной грузинской рукописи X века, переписанной в Иверском монастыре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе). Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Армянская версия Мученичества не найдена. Армянская церковь не почитает Давида и Тиричана. Это связывают с тем, что мученичество Давида и Тиричана было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами святые отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на грузинском языке и поэтому попал в календарь Грузинской Церкви, а позже Давид и Тиричан стали почитаться как грузинские святые.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author