petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 54 зачало



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование начинается на 36-й минуте шестого часа записи (5:35:15).
Речé Госпóдь Своимъ ученикóмъ, вся́, ели́ка и́мать Оте́цъ, Моя́ су́ть; сего́ ра́ди рѣ́хъ, я́ко от­ Менé прiи́метъ, и воз­вѣсти́тъ ва́мъ. От­ Менé, то есть из того, что Я знаю, от Моего знания. И иначе: от­ Менé, то есть от сокровища Моего, которое есть Отчее. И как все, что имеет Отец, есть Мое, и Мое богатство, а Утешитель будет говорить от Отца; то Я справедливо говорю: от­ Менé прiи́метъ, то есть сокровища, и богатства, и знания. Для чего же столько благ даровал нам Дух, а не Сын? На это, во-первых, скажем то, что путь к дарам Духа сотворил Сын, и Он есть (см. лист справа)виновник стольких благ. Ибо, если бы Он не истребил греха, как мы удостоились бы Духа? Ибо Дух не будет обитать в теле, повинном грехам: ниже́ обита́етъ въ тѣлеси́ пови́н­нѣмъ грѣху́ (Прем. 1, 4). Посему, велики дарования Духа, но основание их во Христе. Потом, так как имели явиться еретики, уменьшающие достоинство Духа из-за того, что Он пришел после Сына, то Он предоставляет Ему действовать в апостолах более, чем Сам, для того, чтобы, побуждаемые величием даров, они и против воли признали достоинство Духа и не считали Его меньшим Сына из-за того, что Он явился в мире после Него. Вма́лѣ, и ктому́ не ви́дите Мене́; и па́ки вма́лѣ и у́зрите Мя́, я́ко иду́ ко Отцу́. Рѣ́ша же от­ учени́къ его́ къ себѣ́, что́ е́сть се́ е́же глаго́летъ на́мъ, вма́лѣ, и не ви́дите Мене́; и па́ки вма́лѣ, и у́зрите Мя́; и я́ко А́зъ иду́ ко Отцу́? Глаго́лаху у́бо, что́ се́ е́сть, е́же глаго́летъ вма́лѣ, не вѣ́мы что́ глаго́летъ. Для чего Христос опять напоминает им об удалении и смерти Своей, тогда как более следовало бы скрывать это? Он упражняет их душу и делает ее более твердою, и постоянно напоминает о печальном для того, чтобы они свыклись с этим и ожидали этого, а не были поражены внезапностию. В то же время к печальному присовокупляет и могущее одушевить. Так и здесь сказал печальное: Вма́лѣ, и ктому́ не ви́дите Мене́; прибавил и радостное: и па́ки вма́лѣ и у́зрите Мя́, потому что Я восхожу к Богу, могущему помочь вам; Я не погибаю, а переменяю состояние; разлука Моя не надолго, а пребывание Мое с вами, которое затем наступит, вечно. Но они этого не понимали. Посему-то иной может и подивиться, как они не уразумели слов Его. Вероятно, печаль, овладевшая их душою, изглаждала из памяти их то, что говорилось, или непонятливость нашла на них от неясности самых слов. Посему и представляется им в словах Исуса некоторое противоречие: если мы увидим Тебя, то куда Ты отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Это казалось им загадкою. Разумѣ́ же Ису́съ, я́ко хотя́ху Его́ вопроша́ти, и рече́ и́мъ, о се́мъ ли стяза́етеся между́ собо́ю, я́ко рѣ́хъ вма́лѣ, и не ви́дите Мене́; и па́ки вма́лѣ, и у́зрите Мя́? Ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, я́ко воспла́четеся и воз­рыда́ете вы́, а мíръ воз­ра́дует­ся; вы́ же печа́лни бу́дете, но печа́ль ва́ша, въ ра́дость бу́детъ; жена́ егда́ ражда́етъ, ско́рбь и́мать, я́ко прiи́де го́дъ ея́; егда́ же роди́тъ отроча́, ктому́ не по́мнитъ ско́рби за ра́дость, (см. лист справа) я́ко роди́ся человѣ́къ въ мíръ; и вы́ же печа́ль и́мате у́бо ны́нѣ; па́ки же узрю́ вы, и воз­ра́дует­ся се́рдце ва́­ше, и ра́дости ва́­шея, никто́же во́зметъ от­ ва́съ. Господь видел, что ученики, обремененные печалию, не совсем поняли слова Его; посему предлагает им яснейшее учение о Своей смерти, чтобы, свыкшись с словами и делами, мужественно перенесли ее. Вы, говорит, воспла́четеся и воз­рыда́ете о том, что Я умру на кресте, а мíръ воз­ра́дует­ся, то есть иудеи, мудрствующие мирское, возрадуются, что уничтожили Меня, врага своего; но печа́ль ва́ша, въ ра́дость бу́детъ, а радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по воскресении будет славиться имя Мое. Под радостию мира можешь разуметь и не радость иудеев, которою они возрадовались умерщвлению Господа, но спасение мира, так что в словах сих будет такой смысл: вы будете печальны, но эти страдания Мои, о которых вы печалитесь, будут радостию всего мира и спасением. Потом приводит и обыкновенный пример женщины и родов. Это сравнение употребляли и пророки, жестокостию родильных болезней обозначая высшую степень скорби. Он говорит как бы так: (см. лист слева) вас застигнут скорби, как бы болезни рождения; но болезнь бывает причиною рождения. В то же время удостоверяет учение о воскресении и показывает, что умереть похоже на то, как выйти из утробы матерней на свет. Не удивляйтесь же, что радости вам должно достигнуть чрез такую печаль. Ибо и мать чрез скорбь и болезнь достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает на нечто таинственное, именно, что Он разрушил болезни и смерть и соделал то, что родился Человек новый, уже не истлевающий, уже не умирающий, который есть Сам Господь. Ибо, смотри, Он не сказал: женщина уже не помнит скорби потому, что родилось у нее дитя, но потому, что роди́ся человѣ́къ въ мíръ. Не без цели Он так сказал, но для того, чтобы загадочно и прикровенно намекнуть на то, что Он Сам есть Человек, родившийся не для ада, чревоболевшего Им, но для мира. Ибо для нас родился от воскресения новый и нетленный Человек, Исус Христос, Бог наш. Итак, пример рождающей женщины не требует во всем приноровления к событиям Христовым, но только имеет целию показать, что печаль временна и что от этих болезней велика польза и что воскресение рождает для жизни и нового бытия. Все прочее в сравнении не имеет приложения, и справедливо. Ибо это — притча, а притча, если во всех частях сохранится, не есть уже притча, но то самое, что ею изображается. Так и здесь под болезнями рождения мы уразумеем печаль апостолов, под радостью — утешение их по воскресении, и опять под разрешением болезней — разрушение ада, а под рождением — воскресение Перворожденного из мертвых. Но уже не разумеем под матерью — ад; ибо не ад обрадовался, а возрадовались апостолы, и возрадовались такою радостию, которой у них никто не отнял. Ибо, когда их обижали, когда их бесчестили за имя Христово, они и тогда радовались (см.: Деян. 5, 41). Словами: ра́дости ва́­шея, никто́же во́зметъ (не отнимет) от­ ва́съ, показывает также и то, что Он уже не умрет, но, всегда будучи жив, подаст им радость неиссякаемую. И въ то́й де́нь, Мене́ не воспро́сите ничесо́же. Ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, я́ко ели́ка а́ще чесо́ про́сите от­ Отца́ вó имя Мое́, да́стъ ва́мъ. от Моего возьмет. Когда, говорит, Я воскресну, а затем приидет Утешитель к вам и наставит на всякую истину, тогда вы не спросите Меня ни о чем, как, например, прежде спрашивали: камо идеши (куда Ты идешь)? (Ин. 14, 5), яви (покажи) намъ Отца (Ин. 14, 8). (См. лист слева) Ибо силою Духа вы будете знать все. Или воспро́сите употреблено вместо: попросите, потребуете. Итак, когда Я, по воскресении из мертвых, пошлю вам Утешителя, тогда вы уже не попросите Меня, то есть не будете нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнесть имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь Он показывает силу Своего имени; так как Его не будут видеть и не будут просить, а только назовут имя Его, и Он будет творить такие дела. Доселе, говорит, не просисте вы ничто же  во имя Мое, а отныне просите и непременно приимете. Посему полезнее, чтобы Я умер; ибо отныне вы получите большее дерзновение пред Отцом Моим. Хотя Я и разлучусь с вами, но вы не думайте, что вы оставлены Мною; ибо разлучение Мое даст вам большее дерзновение, и радость ваша тогда будет самая полная, когда вы получите все просимое. Примечай же: получает тот, кто просит во имя Христа. А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных, никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя Христа божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя? Сия въ притчахъ глаголахъ вамъ; но приидетъ часъ (наступает время), егда ктому (когда уже не буду) въ притчахъ не глаголю вамъ, но яве (прямо) о Отце возвещу вамъ. В той день во имя Мое воспросите и не глаголю вамъ, яко (что) Азъ умолю Отца о васъ, Самъ бо Отец любитъ вы, яко (потому что) вы Мене возлюбисте, и веровасте (уверовали), яко Азъ от Бога изыдохъ (исшел). Изыдохъ от Отца и приидохъ в миръ; паки (опять) оставляю миръ, и иду ко Отцу.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author