petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 53 зачало



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование начинается на 22-й минуте шестого часа записи (5:21:30).
Прiи́детъ ча́съ, да вся́къ и́же убiе́тъ вы́, мни́т­ся слу́жбу приноси́ти Бо́гу; и сiя́ сотворя́тъ, я́ко не позна́ша Отца́, ни Мене́. Но сiя́ глаго́лахъ ва́мъ, да егда́ прiи́детъ ча́съ, поминáйте сé, я́ко А́зъ рѣ́хъ ва́мъ. Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божьих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что мни́т­ся слу́жбу приноси́ти Бо́гу (будет думать, что он тем служит Богу), то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое. Присовокупляет и достаточное утешение. Говорит: сiя́ сотворя́тъ, я́ко не позна́ша Отца́, ни Мене́ (так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня). Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (см.: Мф. 5, 11). Это блаженство да будет вам утешением при воспоминании о нем. Я сказал вам об этом для того, чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас, предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но приготовились бы, помня, что Я сказал Сам об этом, и потому стояли противу скорбей мужественно. Си́хъ же ва́мъ испе́рва не рѣ́хъ, я́ко съ ва́ми бѣ́хъ. Ны́нѣ же иду́ къ Посла́в­шему Мя́, и никто́же от­ ва́съ вопроша́етъ Мене́ ка́мо и́деши? Но я́ко сiя́ глаго́лахъ ва́мъ, ско́рби испо́лнихъ сердца́ ва́ша. Но А́зъ и́стину ва́мъ глаго́лю, у́не е́сть ва́мъ, да А́зъ иду́; а́ще бо нейду́ Азъ, Утѣ́шитель не прiи́детъ къ ва́мъ; а́ще ли же иду́, послю́ Его́ къ ва́мъ. Апостолы, услышав, что с ними случатся такие бедствия, отягчены были сильною печалию. Посему Господь говорит: о таких скорбях Я не сказывал вам прежде не потому, будто не знал, но потому, что Я был с вами, и вы имели во Мне достаточное убежище, и вся война была воздвигнута против Меня, а вы сами были в совершенной безопасности. Итак, тогда не нужны были такие речи, предуготовляющие и предограждающие вас; но теперь, отходя к Отцу Своему и оставляя вас, Я предуведомляю об этом, чтобы вы обезопасили сами себя. И никто́же от­ ва́съ вопроша́етъ Мене́ ка́мо и́деши? Ибо от скорби вы смутились и пришли в исступление; сердца ваши потрясены ожиданием бед. Но А́зъ и́стину ва́мъ глаго́лю. Смотри, как Он утешает их. Сколько, говорит, ни скорбите, а Я говорю полезное вам. Вы желаете, чтобы Я всегда был при вас, но это бесполезно для вас. А́ще бо нейду́ Азъ, Утѣ́шитель не прiи́детъ къ ва́мъ. Посему, хотя вы желаете Моего присутствия, Я не послушаюсь вас, но лучше изберу полезное для вас, чем исполню вредное для вас желание ваше. Так и во всем мы должны поступать: для самих себя и для ближних придумывать полезное, а не приятное. Ибо, если Я не умру за мiр и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мiра, то Утешитель не придет. Ибо как Он придет, если вражда не прекратится чрез умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим? Что могут сказать здесь македонияне, уменьшающие славу Духа и называющие Его рабом Сына? какая польза: Владыке — отойти, и рабу — придти? Посему вы, ученики, хотя поскорбите по причине Моего отшествия, но обрадованы будете пришествием Духа, которое доставит вам блага большие и важнейшие. Как же Господь сказал, что Он не говорил этого сначала, когда написано, что, призвав двенадцать учеников, Он сказал им: предъ влады́ки же и цари́ веде́ни бу́дете (Мф. 10, 18)? Хотя Он сказал, что поведут вас к правителям, но еще не сказал, что будут убивать вас, как нечестивцев, людей вредных и врагов Божиих. И иначе. Там сказал, что доведется им терпеть от язычников, а здесь сказывает, что бедствия причинят вам иудеи; ибо изгонят из синагоги, без сомнения, иудеи. Примечай, пожалуй, здесь же самовластие Духа и соизволение Сына; ибо в словах Утѣ́шитель… прiи́детъ выражается власть Духа, а в словах послю́ Его́ (Я пошлю Его) — благоволение Сына, согласие, если можно так сказать, на пришествие Утешителя и мановение к тому. И прише́дъ Онъ, обличи́тъ мíра, о грѣсѣ́, и о пра́вдѣ, и о судѣ́; о грѣсѣ́ у́бо, я́ко не вѣ́руютъ въ Мя́; о пра́вдѣ же, я́ко ко Отцу́ Мо­ему́ иду́, и ктому́ не ви́дите Мене́; о судѣ́ же, я́ко кня́зь мíра сего́ осужде́нъ бы́сть. Утешитель придет. Какая же от того польза? Он обличи́тъ мíра, о грѣсѣ́ (обличит мiр о грехе) и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их о грѣсѣ́, то есть покажет, что они согрешили непростительно. Обличит и о пра́вдѣ же, я́ко ко Отцу́ Мо­ему́ иду́, то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: и ктому́ не ви́дите Мене́ (и уже не увидите Меня) — означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит о судѣ́ же, я́ко кня́зь мíра сего́ осужде́нъ бы́сть, то есть, что Я праведен и безгрешен, — это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: бесы в Нем (см.: Ин. 8, 48-62. 10, 20); Он творит чудеса силою веельзевула (см.: Мф. 12, 24); Он обольщает народ (см.: Ин. 7, 12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир о пра́вдѣ, то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Исуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и осуждает как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его. Еще́ мно́го и́мамъ глаго́лати ва́мъ, но не мо́жете носи́ти ны́нѣ; егда́ же прiи́детъ Онъ, Ду́хъ и́стинныи, наста́витъ вы́ на вся́ку и́стину. Выше сказал Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это пространнее. Ныне, говорит, вы не можете вместить, а когда придет Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на всякую истину. Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем? Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частию для того, чтобы подать образец смиренномудрия, частию по причине немощи слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына; обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине; чудесами, совершенными Духом, вера утверждена.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author