petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Продолжение прощальной беседы

Автор: архиепископ Аверкий (Таушев)

Господь предрекает о том, что апостолы будут свидетельствовать о Нем в мiре, как видевшие славу Его и первыми восприявшие Его благодать и истину. Всё это глаголах вам, да не соблазнитеся, то есть чтобы вера ваша в ожидающих вас гонениях не поколебалась. Эти гонения будут доходить до того, что вас будут отлучать от синагог и даже считать богоугодным делом убивать вас. Иудейский фанатизм действительно дошел до такой степени ослепления. Иудеи были убеждены, что «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так жертвой этого фанатизма пал св. первомученик Стефан. Гонитель Савл, ставший потом апостолом Павлом, тоже думал, что участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу (см.: Деян. 8: 1, 22: 20, 26: 9‒11; Гал. 1: 13‒14). Видимо, от этих слов Христовых ученики были повергнуты в столь глубокую печаль, что Господь в утешение их начал объяснять им, насколько важно для них и для всего мира Его отшествие, ибо только в этом случае придет к ним Утешитель, который обличит мир о грехе, о правде и о суде. Обличит употреблено здесь в смысле «выведет наружу», «доведет до сознания неправоту, преступление, грех» (ср.: Ин. 3: 20, 8: 9, 8: 46; 1 Кор. 14: 24; Тит. 1: 9; Мф. 18: 15; Лк. 3: 19). Это обличение то же, что нравственный суд над мiром. Следствием этого суда может быть одно из двух: или обращение ко Христу через покаяние, или совершенное духовное ослепление и ожесточение (см.: Деян. 24: 25; Рим. 11: 7). Это обличение мiра Духом Святым должно совершиться через проповедь апостолов и их преемников, и всех вообще верующих, приявших в себя Духа Святаго, сделавшихся Его органами. Первый предмет обличения есть грех неверия в Господа как в Мессию, грех самый существенный и самый тяжкий, ибо им отвергается Искупитель и Спаситель человечества; второй предмет ― о правде, яко ко Отцу Моему иду ― о том, что Христос действительно есть Сын Божий, праведность Которого, совершенно отличная от мнимой праведности фарисейской, засвидетельствована Богом тем, что Он спосадил Его одесную Себя (см.: Еф. 2: 6). Третий предмет ― суд над князем мира сего ― диаволом, каковому суду и осуждению подлежат и все нераскаянные и ожесточенные подобно диаволу. Таким образом, при помощи Духа Святаго, апостолы одержат великую нравственную победу над мiром сим, во зле лежащим, хотя он и будет гнать и преследовать их. Это предречение Господа исполнилось, когда робкие прежде и боязливые ученики, разбежавшиеся в разные стороны при взятии Господа и сидевшие потом страха ради иудейска в запертой горнице, после сошествия на них Духа Святаго, мужественно и неустрашимо проповедовали о Христе перед многотысячными толпами народа, свидетельствовали о Нем по всему миру и ничего уже не боялись, будучи даже ведомы пред царей и владык мiра (Мф. 10: 18). Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне ― здесь Господь говорит ученикам, что до озарения своего благодатию Духа Святаго они не способны как следует понять и усвоить все, что Он должен сказать им, но Дух Святый, когда придет, наставит их на всякую истину, то есть будет руководить ими в труднопостигаемoй для них сейчас области христианской истины. Все эти откровения Духа Святаго будут почерпнуты из того же источника Божественной мудрости, как и учение Исуса Христа: Он будет говорить, как и Христос, то, что слышал от Отца (см.: Ин. 3: 32, 5: 30, 12: 49‒50), как от Первоисточника Божественной истины. Этими действиями Духа Святаго прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос и таким образом как бы оправдает все дело Христово в мiре.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author