petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 48 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Рече Господь Своимъ ученикомъ, глаго́лы, я́же А́зъ глаго́лю ва́мъ, о Себѣ́ не глаго́лю. Оте́цъ же во Мнѣ́ пребыва́яи, То́й твори́тъ дѣ́ла. Вѣ́руйте Мнѣ́, я́ко Азъ во Отцѣ́, и Оте́цъ во Мнѣ́, а́ще ли же ни́, за та́ дѣ́ла вѣ́ру и́мете Ми́. Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо глаго́лы, я́же А́зъ глаго́лю ва́мъ, о Себѣ́ не глаго́лю (слова, которые говорю Я, говорю не от Себя), то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела божественные. Если же дела — Божии, а Отец и Я — Бог: следовательно, дела — одного существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю. Вѣ́руйте Мнѣ́, я́ко Азъ во Отцѣ́, и Оте́цъ во Мнѣ́, то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то по крайней мере по делам верьте Мне: ибо дела — Божии. Ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, вѣ́руяи въ Мя́, дѣ́ла я́же А́зъ творю́, и то́й сотвори́тъ, и бо́лша си́хъ сотвори́тъ, я́ко А́зъ ко Отцу́ Мо­ему́ гряду́, и е́же а́ще что́ про́сите от­ Отца́ вó имя Мое́, то́ сотворю́, да просла́вит­ся Оте́цъ въ Сы́нѣ, и а́ще чесо́ про́сите вó имя Мое́, А́зъ сотворю́. Христос, показывая, что Он может творить не одни только эти дела, но и другие, гораздо большие этих, говорит об этом с чрезвычайною силою. Ибо не говорит: Я могу творить дела и большие сих, но — что гораздо удивительнее — могу и другим дать власть творить дела, большие сих. Видишь ли, сколь велика сила Единородного? Он и другим дает силу творить дела, большие тех, которые Сам творил. Потому что я к Отцу Моему иду, то есть теперь уже вы будете творить чудеса, ибо Я уже отхожу. Объясняя нам, как верующий в Него может творить великие и чудные дела, говорит: е́же а́ще что́ про́сите от­ Отца́ вó имя Мое́. Здесь показывает нам способ чудотворения: всякий может творить чудеса чрез прошение и молитву и призывание Его имени. Так и апостолы сказали хромому: вó имя Ису́са Христа́… воста́ни и ходи́ (Деян. 3, 6). Посему не сказал: о чем ни попросите, Я умолю Отца, и сделает, но: сотворю́ (Я сделаю), показывая собственную Свою власть. Да просла́вит­ся Оте́цъ въ Сы́нѣ. Ибо когда сын явится имеющим великую силу, тогда бывает слава и тому, кто родил такого сына. Смотри же, как вытекает слава Отцу. Именем Господа нашего Исуса Христа совершались чудеса; по чудесам веровали проповеди апостолов; наконец, переходя к богопознанию, познавали Отца, и таким образом Он прославлялся в Сыне. Страждущие арианством пусть скажут: как это чудеса чрез апостолов творил Он, Свои дела не Сам, но при содействии Отца? Как это иным давал силу, а Сам не имел ее? Для чего Он сказал одно и то же дважды? Ибо, сказав: а́ще что́ про́сите от­ Отца́ вó имя Мое́, то́ сотворю́, потом прибавив, да просла́вит­ся Оте́цъ въ Сы́нѣ, опять во второй раз говорит: а́ще чесо́ про́сите вó имя Мое́, А́зъ сотворю́. Дважды говорит это для того, чтобы утвердить Свое слово и показать, что Он творит Сам и не нуждается в сторонней силе. Все же это Он говорит ученикам для утешения их и в подтверждение, что Он по смерти не погибнет, не уничтожится, но опять останется в своем достоинстве и будет на небесах. Ибо Я, говорит, иду к Отцу; Я не уничтожусь, но отхожу туда, где жизнь блаженнейшая. Хотя Я и умру, но нисколько не явлюсь бессильным; напротив, и других облеку силою творить дела большие. И чего ни пожелаете, дам вам. Итак, не падайте духом из-за того, что смерть Моя такая, на какую Я вам указал. А́ще лю́бите Мя́, за́повѣди Моя́ соблюди́те, и А́зъ умолю́ Отца́, и ино́го Утѣ́шителя да́стъ ва́мъ, да бу́детъ съ ва́ми въ вѣ́къ, Ду́хъ Истинныи, Его́ же мíръ не мо́жетъ прiя́ти я́ко не ви́дитъ Его́, ниже́ зна́етъ Его́, вы́ же зна́ете Его́, я́ко въ ва́съ пребыва́етъ, и въ ва́съ бу́детъ. Выше сказал: Я сделаю все, о чем ни попросите; теперь показывает, что должно просить не просто, но с любовию к Нему и соблюдением заповедей. Ибо тогда Я сделаю, когда будете просить таким образом. И иначе. Слыша, что будут Им оставлены, они, естественно, могли опечалиться и смутиться душами. Он говорит: любовь ко Мне состоит не в том, чтобы печалиться и смущаться, но повиноваться Моим словам. Я дал вам заповедь не бояться убивающих тело (см.: Мф. 10, 28). Если вы любите Меня, то соблюдите ее и уже не скорбите из-за Моей смерти. Ибо хранящему помянутую заповедь не свойственно скорбеть. Как же, не соблюдая Моей заповеди, но боясь смерти, вы говорите, что любите Меня? На это они могли сказать: как же нам не скорбеть, когда нам предстоит лишиться Твоего утешения и руководства? Посему говорит: этого не будет; вы не останетесь без утешения. Ибо я попрошу, то есть умолю Отца, и Он пошлет вам иного Утешителя, иного, но такого же, как Меня. Да постыдится сих слов Савеллий, который говорит, что одно лицо Отца и Сына, и Святого Духа. Ибо вот, слушай: пошлет иного Утешителя; значит, лицо Духа иное. Да постыдится и Македоний, который говорит, что Дух иного существа и ниже Сына. Ибо слушай: и Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух, единосущный Сыну, без сомнения, единосущен и Отцу. Ибо Отец и Сын одного и того же существа. Не удивляйся, если Он говорит: А́зъ умолю́ Отца́. Ибо Он не просит, как раб; но для того, чтобы уверить учеников, что к ним непременно придет Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит: А́зъ умолю́ Отца́. Ибо, если бы Он сказал: Я пошлю, то они не столько поверили бы; а теперь, чтобы сделать Свое слово достовернее, говорит: А́зъ умолю́ Отца́, то есть, если будет нужно и просить, и молить, то Я всячески постараюсь о том, чтобы Дух пришел к вам. Это подобно тому, как и мы нередко говорим: я жизнь свою положу, чтобы случилось то и то. Хотя часто дело не требует большого старания, однакож, мы говорим таким образом, желая показать, что не откажемся от старания. Иначе. Так как Господь за нас Сам Себя принес в жертву Отцу, умилостивив Его Своею смертию, как Первосвященник, и затем, по истреблении греха и прекращении вражды, пришел к нам Дух, посему-то Он говорит: Я умолю Отца и даст вам Утешителя, то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моею смертию за вас и примиренный с вами, пошлет вам Духа. Да бу́детъ съ ва́ми въ вѣ́къ. Сказал это также в утешение их. Пришествие Его не таково, как Мое, оно не на время только, но продолжится до века; Он не оставит вас и по смерти вашей, но пребудет с вами и прославит вас; Он и со всеми святыми всегда пребывает, даже и по смерти их, тем более, что они тогда еще более возвышаются над плотскими страстями. Ду́хъ Истинныи, говорит, то есть Дух не Ветхого Завета, ибо он — образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, Истина Сама существенно снизошла к ученикам. А чтобы не подумали, что и Дух, подобно Ему, воплотится, говорит, что мир не может принять Его. Он, говорит, будет учить вас не так, как Я, ибо мир не может принять его телесно. Он будет обитать в самых душах ваших. Иначе. Не может принять Его мiр, то есть люди порочные и мудрствующие мирское, потому что не видят Его, то есть потому, что существо Его необъятно. Ибо под видением разумеет здесь созерцание умом, почему и прибавил: ниже́ зна́етъ Его́. Очевидно, словом: не ви́дитъ, Он выразил то, что не зна́етъ. Итак, Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и пребудет съ ва́ми и, что еще более, пребудет въ ва́съ. Ибо словом съ ва́ми указывает на внешнюю помощь от близости, а въ ва́съ — на внутреннее обитание и укрепление. Это же показывает, что Он есть Бог. Ибо Бог говорят: вселюся в вас и буду ходить (Лев. 26, 12). Итак, мир не может принять Духа, потому что не знает Его, а вы знаете Его. Почему? Потому что вы не от мира. Потому-то вы и способны принять Его, и Он — ныне пребывает съ ва́ми и всегда будет въ ва́съ. Не оста́влю ва́съ си́ры, прiиду́ къ ва́мъ; еще́ ма́ло, и мíръ ктому́ не ви́дитъ Мене́, вы́ же ви́дите Мя́, я́ко А́зъ живу́, и вы́ жи́ви бу́дете; въ то́й де́нь разумѣ́ете вы́, я́ко А́зъ во Отцѣ́ Мо­е́мъ, и вы́ во Мнѣ́, и А́зъ въ ва́съ. Не бойтесь, говорит, что Я сказал вам: пошлю другого Утешителя. Не думайте, что уже не увидите Меня. Ибо Я не удалюсь от вас навсегда. Я приду и не оставлю вас сиротами. Так как в начале речи назвал их детьми, то теперь прилично говорит: Не оста́влю ва́съ си́ры (сиротами). А чтобы они не думали, будто Он по-прежнему им и всем явится с телом, говорит: мíръ ктому́ не ви́дитъ Мене́ (уже не увидит Меня). Вы только одни увидите Меня по воскресении. я́ко А́зъ живу́ (ибо Я живу); хотя Я и приму смерть, но Я воскресну. и вы́ жи́ви бу́дете (будете жить), то есть, увидевши Меня, возрадуетесь и, как бы после смерти, оживете от Моего явления. Или и так: как Моя смерть послужила к жизни: так и вы, хотя умрете, оживете. Итак, не скорбите ни обо Мне умирающем, ни сами о себе. Ибо, если и умрете, оживете в будущую жизнь. Въ то́й де́нь разумѣ́ете вы́, я́ко А́зъ во Отцѣ́ Мо­е́мъ, то есть, когда Я воскресну, тогда вы узнаете, что Я не отделен от Отца, но имею одну и ту же силу. И вы́ во Мнѣ́, то есть хранимы Мною, и А́зъ въ ва́съ, то есть Я с вами, избавляю вас от скорбей, совершаю чрез вас чудеса, вообще прославляю вас чрез все. И иначе: А́зъ въ ва́съ, как Глава в членах, ибо апостолы — члены Христовы (см.: 1 Кор. 3, 23), и вы́ во Мнѣ́, как члены в Главе. Когда Он воскрес, тогда Он уяснил им познание обо всем этом. Ибо по воскресении благодать Духа научила их всему. Когда слышишь слова: А́зъ во Отцѣ́... и вы́ во Мнѣ́, и А́зъ въ ва́съ, то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын в Отце — как единосущный, а в апостолах — как помощник и споспешник, и апостолы в Нем — как получающие от Него помощь, содействие и горячность. Много и иных названий употребляется о Боге и о людях, но не в одинаковом смысле. Так, называемся богами и мы (см.: Пс. 81, 6), но не в таком смысле, как Бог. Сын называется образом и славою Отца (см.: Евр. 1, 3), и человек называется так же; но не в одном значении. Так должно понимать и настоящие слова. Равно как и следующие слова: я́коже посла́ мя Оте́цъ, и Азъ посыла́ю вы́ (Ин. 20, 21), ужели нам должно понимать просто? Отец послал Сына в том смысле, что Он, будучи бестелесен, воплотился, родившись от Девы. Неужели же посему и апостолы — с неба и безтелесны, потом воплотились, и каждый из них родился от Девы?! Но так понимать слова Писания — очевидное безумие. Имѣ́яи за́повѣди Моя́, и соблюда́я и́хъ, то́й е́сть любя́и Мя́, а любя́и Мя́, воз­лю́бленъ бу́детъ Отце́мъ Мо­и́мъ, и Азъ воз­люблю́ его́, и явлю́ся ему́ Са́мъ. Такими словами, как и выше мы говорили, Он утишает их скорбь, научая их, что любит Его не тот, кто печалится о смерти Его, каковую печаль и они испытывают, но тот, кто соблюдает Его заповеди и завещания о том, чтобы не привязываться к настоящей жизни, но за Бога и за добро полагать жизнь. Он говорит им как бы так: вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели. Что такая мысль в Его словах, это видно из того, что Он говорит несколько далее: аще бы́сте люби́ли Мя́, воз­ра́довалися бы́сте у́бо, я́ко рѣ́хъ, иду́ ко Отцу́ (Ин. 14, 28). Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор — диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их. Какую же награду получит тот, кто любит Меня? Он воз­лю́бленъ бу́детъ Отце́мъ Мо­и́мъ, и Азъ воз­люблю́ его́, и явлю́ся ему́ Са́мъ. Для чего это сказал: явлю́ся ему́ Са́мъ? Так как по воскресении Он имел явиться им в теле боговидном, то, чтобы не приняли Его за духа и призрак, Он и предсказывает им об этом, дабы, увидев Его тогда, не оставались в неверии, но вспомнили, что Он предсказывал им это и что Он является им за соблюдение заповедей Его, дабы и всегда старались соблюдать оные, чтобы и Он всегда являлся им. Тайна воскресения велика, и с трудом бы они приняли ее; посему Он приготовляет их, говоря, что явится им Сам. Ибо по воскресении Он и вкушал для того, чтобы не почли Его за призрак (сего ради яде, да не мнятъ Его мечетъ).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Деяния святых апостолов: Деян., 11 зач., 4, 13‒22

    Автор: Архиепископ Аверкий Таушев Слова апостола Петра произвели столь сильное впечатление на членов синедриона, что те не знали, на что им…

  • Евангелие от Иоанна: Ин. 5, 17‒24

    Автор: священник Даниил Сысоев Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 5, 17‒24). Текст евангельского зачала: (15 зач.) Исус же говорил им:…

  • Евангелие от Иоанна: Ин. 3, 16‒21

    Автор: священник Даниил Сысоев Толкование на сегодняшнее чтение (Евангелие от Иоанна глава 3, стих 16 и далее) начинается на 49-й минуте этой…

Comments for this post were disabled by the author