?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий

В только что услышанном нами отрывке евангелист сравнивает те обстоятельства, в которых оказался Христос с той ситуацией, с которой некогда столкнулся ветхозаветный еврейский пророк Исаия. Речь идет о различных проявлениях человеческого неверия. Господь говорит людям слова, но они не доходят до их сердец. Как бы мы сказали, в одно ухо влетает, в другое вылетает, внутри ничего не остается. В чем же дело? Неужели Спаситель не мог Своим словом прожечь души слушателей? Исаия очень тонко подмечает причину неприятия проповеди: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое». Вот, оказывается, в чем дело. Вера и неверие зависят не от количества получаемой информации. Они есть прямой результат того внутреннего состояния, в котором пребывает человек. Неверие — это болезнь сердца, того духовного жизненного центра, которое предназначено для того, чтобы в нем состоялся диалог между человеком и Богом. Если сердце жесткое, узкое, в нем нет пространство для встречи. Слова о Боге в нем не помещаются. Оно отвергает любую информацию о Нем. И не важно, через какие органы чувств и с какой степенью достоверности она проникает внутрь человека. Здесь становятся бесполезными и глаза, и уши, и руки, и любые другие чувства. Вот как об этом говорит один из почитаемых русских святых свт. Феофан Затворник: «Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему».

Но, пожалуй, самое важное, о чем говорят нам слова пророка, так это то, что решение, в каком состоянии быть нашему сердцу, принимает сам человек. Ведь только от него, в конечном счете, зависит тот образ жизни, который он ведет. В итоге он сам выбирает, что ему видеть, слышать, с кем общаться и т.д. Весь этот поток разнокалиберных впечатлений внешнего мира неизбежно оседает на рецепторах нашей души. Он с легкостью может покрыть сердце копотью и грязью, так что оно становится бесчувственным, неповоротливым, каменным. Такое сердце перестает воспринимать слова Бога, которые обращены к нему. Они просто теряются в массе других голосов и впечатлений. В этом и заключается тайна человеческой свободы. Верить в Бога или нет, напрямую зависит от каждого из нас. И, как это ни парадоксально, Господь не может здесь ничего поделать. Ведь в противном случае Ему придется насильно втиснуться в жизнь человека, который просто не способен Его вместить. Все равно, что пытаться взрослому надеть на себя одежду младенца. Ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому научи нас, Господи, внимательнее относиться к жизни своей души; вдохни в нас силы выкорчевывать из своего сердца то, что делает его тяжелым; дай нам умения выбирать то, что достойно в него войти и поселиться там, чтобы сделать его тонким, мягким и восприимчивым к Твоим словам и Твоей благодати.