petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 42 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Фарисе́е же рѣ́ша къ себѣ́ (самим), ви́дите, я́ко ника́я же по́льза е́сть, се́ мíръ по Не́мъ (за Ним) и́детъ. Толкование. Фарисеи, говорящие: ви́дите, я́ко ника́я же по́льза е́сть, — говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать
неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну. Бя́ху (были) же нѣ́цыи е́ллини от­ вше́дшихъ (из восходящих), да покло́нят­ся (чтобы они поклонились) въ пра́здникъ; сі́и у́бо приступи́ша (эти итак подошли) къ Фили́ппу, и́же бѣ́ от­ (который был из) Виѳсаи́ды Галиле́йскiя, и моля́ху (просили) его́ глаго́люще, го́споди(н), хо́щемъ Iсу́са ви́дѣти. Прiи́де Фили́ппъ, и глаго́ла Андре́ови; и па́ки (и опять) Андре́й и Фили́ппъ глаго́ласта Iсу́сови. Iсу́съ же от­вѣща́ и́ма глаго́ля, прiи́де ча́съ, да просла́вит­ся Сы́нъ Человѣ́ческiи. Ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, а́ще (если) зе́рно пшени́чно па́дъ (упавшее) на земли́ не у́мретъ, то́ еди́но пребыва́етъ (остаётся), а́ще ли у́мретъ, мно́гъ пло́дъ сотвори́тъ (приносит). По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство.

Когда дошла до них молва об Исусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Исуса. Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, ни решает этого сам собою, но, взяв с собою и Филиппа, осмеливается доложить Исусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними). Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам не ходить на путь к язычникам (см.: Мф. 10, 5), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий. Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их, как распинателей и убийц, и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю. Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников. Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня, как Бога. Любя́и (любящий) ду́шу свою́, погуби́тъ ю́; и ненави́дяи душю свою въ мíрѣ се́мъ, въ живо́тѣ́ вѣ́чнѣмъ (для жизни вечной) сохрани́тъ ю́ (её); а́ще кто́ Мнѣ́ слу́житъ (будет служить), Мнѣ́ да послѣ́д­ст­вуетъ (пусть следует); и идѣ́же (где) е́смь А́зъ, ту́ (там) и слуга́ Мо́й бу́детъ; и а́ще кто́ Мнѣ́ слу́житъ, почтéтъ его́ Оте́цъ Мо́й. Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы. Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, — погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную. Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал: кто ненавидит. Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами: так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью. Словами: ненавидяи душу свою въ мíрѣ се́мъ — показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовию к жизни. Он смягчил ее прибавлением: въ мíрѣ се́мъ. Я, говорит, не всегда повелеваю ненавидеть душу; но въ мíрѣ се́мъ неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе творити неподобная (-ое) (Рим. 1, 28). Прибавляет и пользу: въ живо́тѣ́ вѣ́чнѣмъ (для жизни вечной) сохрани́тъ ю́ (ее); возненавидишь на время, а сохранишь живою навеки для жизни божественной. Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: кто́ Мнѣ́ слу́житъ (будет служить), Мнѣ́ да послѣ́д­ст­вуетъ, пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь о последовании Себе на самом деле. Потом предлагает и утешение: идѣ́же (где) е́смь А́зъ, ту́ (там) и слуга́ Мо́й бу́детъ. Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собою. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мiра сего, тот будет высоко и на небесах. А́ще кто́ Мнѣ́ слу́житъ, почтéтъ его́ Оте́цъ Мо́й. Не сказал: Я почту его, но: Отецъ. Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему. Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он — Бог по естеству, а мы боги — по усыновлению и по благодати. Ны́нѣ душа́ Моя́ воз­мути́ся (потрясена), и что́ реку́ (сказал бы?), О́тче, спаси́ Мя от­ часа́ сего́; но сего́ ра́ди прiидо́хъ на ча́съ се́й. О́тче просла́ви и́мя Твое́. Прiи́де же гла́съ съ небесе́, и просла́вихъ, и па́ки (опять) просла́влю. Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи к смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, — Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха. Посему, хотя Он, как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако ж не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. Для сего-то, говорит, на сей час Я и пришел, чтобы воспринять смерть за всех. Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако ж смерти за истину не избегали бы. И Я, говорит, возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе человеческой обнаруживать свойственное ей, однакож не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего; но что говорю? О́тче просла́ви и́мя Твое́, то есть благоволи Мне воспринять крест и смерть за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божиею. Посему и Отец говорит: и просла́вихъ (прославил), и па́ки (опять, еще) просла́влю; прославил теми чудесами, которые Ты до креста совершал во имя Мое: и паки прославлю, совершив чрез Тебя чудеса на самом кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух. Наро́дъ же стоя́и (стоящий) слы́шавъ, глаго́лаху, гро́мъ бы́сть. Ині́и глаго́лаху, А́нгелъ глаго́ла Ему́. Отвѣща́ Iсу́съ и рече́, не Мене́ ра́ди гла́съ се́й бы́сть, но наро́да ра́ди; ны́нѣ су́дъ е́сть мíру сему́; ны́нѣ кня́зь (ἄρχων, начальник) мíра сего́, изгна́нъ бу́детъ во́нъ; и а́ще Азъ воз­несе́нъ (возвышен) бу́ду от­ земли́, вся́ привлеку́ къ Себѣ́. Се́ же глаго́лаше, назна́менуя (указывая), коéю сме́ртiю хотя́ше (готовится) у́мрети. Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок. Иные помнили и самые слова голоса: и просла́вихъ (прославил), и па́ки (опять, еще) просла́влю, однако ж, не понимая, какой смысл сих слов, думали, что ангел проговорил Ему, а потому слова сии, как сказанные Ангелом, и непонятны для них. Но Исус говорит: голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу? Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете. Слова: ны́нѣ су́дъ е́сть мíру сему́, по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам: и просла́вихъ (прославил), и па́ки (опять, еще) просла́влю? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал: прославлю, то Господь показывает нам способ прославления. Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моею смертию, будет изгнан вон. Выражение: изгнанъ вонъ употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. Изгна́нъ бу́детъ во́нъ — можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю (кромешную). Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их, — но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут придти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли. Это в ином месте Он назвал похищением: никтоже, говорит, можетъ сосуды крепкаго (вещей сильного) расхитити, аще (если) не первее (прежде не) крепкаго свяжетъ (Мк. 3, 27). Когда вознесенъ буду, — сказал это, давая разуметь, какою смертию Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота креста. Отвѣща́ Ему́ наро́дъ, мы́ слы́шахомъ от­ зако́на, я́ко Христо́съ пребыва́етъ (остаётся) вóвѣки; ка́ко Ты́ глаго́леши, воз­нести́ся подоба́етъ (быть возвышенным надлежит) Сы́ну Человѣ́ческому? Кто́ е́сть Се́й Сы́нъ Человѣ́ческiи? Рече́ же и́мъ Iсу́съ, еще́ ма́ло вре́мя свѣ́тъ въ ва́съ (среди вас) е́сть, ходи́те, до́ндеже (пока) свѣ́тъ и́мате, да тма́ ва́съ не и́метъ (не объемлет); и ходя́и (ходящий) во тмѣ́, не вѣ́сть ка́мо (не знает куда) и́детъ. До́ндеже свѣ́тъ и́мате, вѣ́руйте во свѣ́тъ, да сы́нове свѣ́та бу́дете (чтобы сыновьями света сделались). Думая обличить Господа и затруднить Его, как неистинного Христа, говорят: если Христос бессмертен, а Ты о Самом Себе говоришь, что умрешь, как же мы будем веровать, что подлинно Ты Христос? Говорили они так злонамеренно. Ибо и Писание, которое они называют законом, упоминает не только о воскресении, но и о страдании. Так Исаия указывает на то и другое: на страдание и смерть, когда говорит: я́ко овча́ на заколе́нiе веде́ся (Он был веден, как овца, на заколение); на воскресение, когда говорит: И хо́щетъ Госпо́дь руко́ю сво­е́ю отъ­я́ти болѣ́знь от­ души́ его́, яви́ти ему́ свѣ́тъ (Ис. 53, 11). Давыд также упоминает вместе о смерти и о воскресении. Ибо говорит: не оста́виши ду́шу мою́ во а́дѣ (Пс. 15, 10). Также патриарх, благословляя Иуду, пророчествует о Христе: воз­ле́гъ усну́лъ еси́ я́ко ле́въ и я́ко ски́менъ: кто́ воз­бу́дитъ его́? (Быт. 49, 9). Посему, отвергая страдания Христа и приписывая Ему воскресение, они делали это злонамеренно. Мы знаем из закона, то есть из Писания (ибо законом, как мы часто замечали, называется все Писание), что Христос пребывает во век. Справедливо вы знаете это, ибо Он пребывает во век и, как Бог, пребывает и по воскресении. Но как вы не узнали о страданиях, когда те же самые Писания, как мы показали, учат тому и другому вместе? Как же, говорят. Ты говоришь, что Сыну Человеческому воз­нести́ся подоба́етъ? Видишь ли, они понимали многое и из приточных речей Господа, например, поняли, что словами: воз­нести́ся подоба́етъ Он говорит о кресте? Да, они подлинно многое понимали, но по злой воле своей прикрывались незнанием. Примечай же, что они говорят. Ка́ко Ты́ глаго́леши, воз­нести́ся подоба́етъ (быть возвышенным надлежит) Сы́ну Человѣ́ческому? Кто́ е́сть Се́й Сы́нъ Человѣ́ческiи? Речь их полна злобы. Они говорят как бы так: хотя мы и не знаем, о ком Ты говоришь и кто есть Сын Человеческий, однако ж ясно понимаем ту истину, что кто будет вознесен, кто бы он ни был, тот не Христос; это несовместимо; ибо Писания говорят, что Христос безсмертен. Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать во век, Он говорит: еще́ ма́ло вре́мя свѣ́тъ въ ва́съ (среди вас) е́сть. Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя смерть не есть нетление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я — свет; зайду и снова взойду. Итак, пока свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами: до́ндеже (пока) свѣ́тъ и́мате, то есть, доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и однако ж не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и соделались сынами света, то есть Христа. Да сы́нове свѣ́та, говорит, бу́дете, то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (см.: Ин. 1, 13), но здесь называет их сынами света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие. Сiя́ глаго́ла Iсу́съ и от­ше́дъ скры́ся от­ ни́хъ. Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author